16
Юрий Пашолок. Первая из семейства "Матильд"

Юрий Пашолок. Первая из семейства «Матильд»

История появления Infantry Tank Mk.II, пехотного танка, более известного под обозначением Matilda I

К середине 30-х годов английское танкостроение, довольно долго находившееся в состоянии летаргического сна, стало постепенно просыпаться. Спустя пять лет после разгона Armoured Force, случившегося в 1929 году, в судьбе английских танковых частей забрезжил свет надежды. 25 января 1934 года сэр Арчибальд Армар Монтгомери-Массингбёрд, начальник Имперского Генерального штаба, санкционировал формирование Танковой Бригады. Она стала наследником Armoured Force, при этом на должность командира новоиспеченного соединения назначили того, кого надо. А именно Перси Хобрата, который одновременно получил звание бригадира. Надо сказать, что Хобарт был всего на 7 лет моложе своего предшественника, Джона Фуллера. При этом в Королевский Танковый Корпус он попал в 1923 году, причем уже, мягко говоря, немолодым офицером. Тем не менее, за 11 лет службы Hobo (бродяга, прозвище Хобарта) зарекомендовал себя как специалист в своей области. В отличие от Фуллера, новоиспеченный командир Танковой Бригады являлся практиком, который имел свои взгляды на то, какими должны быть английские танковые войска.

Medium Tank A7E3, наработки по этой машине легли в основу при проектировании A12

Medium Tank A7E3, наработки по этой машине легли в основу при проектировании A12

Ряд идей Фуллера оставались на месте, то есть концепция стального кулака, который пробивал вражескую оборону и действовал по коммуникациям, никуда не делась. Правда, в отличие от Фуллера, с реализацией теории на практике у Хобрата дела обстояли куда лучше. Впервые он это показал в мае 1934 года, когда на маневрах смог реализовать теорию прорыва, причем во взаимодействии с авиацией, выполнявшей роль разведки. Вместе с тем, всё более очевидным фактом становилось то, что требовалось как минимум два класса танков. Помимо маневренных боевых машин, о которых грезил еще Фуллер в своём «плане 1919», имелась необходимость в менее подвижных, но более защищенных танках. Эти боевые машины требовались для взаимодействии с пехотными частями. Поскольку Хобарт являлся не только командиром Танковой Бригады, но и инспектором Королевского Бронетанкового Корпуса, у него имелись возможности для реализации таких идей.

Литая носовая часть корпуса A12. Это первый случай столь существенного использования литья в английском танкостроении

Литая носовая часть корпуса A12. Это первый случай столь существенного использования литья в английском танкостроении

В 1934 году началась реализация концепции пехотного танка, идейным вдохновителем которого стал Перси Хобарт. Были сформированы тактико-технические требования на два типа танков. В случае с первым из них явно источником вдохновения послужил французский Renault NC. Предполагалось создание легкого двухместного танка с броней толщиной 25 мм, максимальной скоростью 16 км/ч и пулеметным вооружением. Работу над этой машиной поручили Vickers-Armstrongs, там она получила кодовое имя Matilda. Впрочем, позже появился код A11 и официальный индекс Infantry Tank Mk.I. Второй танк выглядел более интересно. Скорость и броневая защита оставались те же, но экипаж составлял 3 человека, а вооружение состояло из 2-фунтовой (40 мм) пушки и спаренного с ней пулемета Vickers. Впервые такое вооружение реализовали на среднем танке A7E3, который как раз построили в 1934 году. Разрабатывал данный танк королевский арсенал в Вулидже, ему же поручили работы по пушечному пехотному танку. Позже данный танк получил кодовое обозначение A12, а также наименование Infantry Tank Mk.II.

Первый образец A12E1 еще до переделок

Первый образец A12E1 еще до переделок

Несмотря на то, что задание на будущие A11 и A12 были получены практически одновременно, по более тяжелому пехотному танку работы шли медленнее. Во многом это связывалось с тем, что буксовала разработка прямого донора агрегатов — среднего танка A7E3. Кроме того, за время разработки требования к пехотному танку резко возросли. Прежде всего, это касалось броневой защиты. Стало очевидно, что 25 мм брони — это маловато, поэтому для будущего A12 ее увеличили в 3 раза — до 75 мм. Такой брони гарантированно хватало для защиты от противотанковой артиллерии того периода. Правда, столь существенное усиление брони повлекло за собой ряд проблем, поскольку резко возрастала и боевая масса танка. В результате пришлось искать новые методы изготовления корпуса и башни, создавать с нуля ходовую часть, что, естественно, заставило растянуть и время разработки. Только осенью 1936 года A12 начал обретать очертания, при этом танк складывался крайне интересный.

Общая конструкция корпуса и башни A12

Общая конструкция корпуса и башни A12

Аналогично A11, носовая часть нового пехотного танка чем-то напоминала клин, но выглядел он не столь ярко выражено. Связано это оказалось с тем, что в носовой части появились фальшборта, в которых сформировалось полости, позже использовавшиеся и для личных вещей. В результате выглядит носовая часть танка вполне привычно, что позже часто приводило к неприятностям. Дело в том, что буксирные крюки также крепились к этим «боковинам», и если за них бездумно дергать, можно их оборвать. На самом же деле носовая часть довольно узкая, и она существенно отличалась от предшествующих английских танков. Англичане явно посмотрели в сторону французов, у которых пехотные танки являлись основным типом вооружения бронетанковых частей. К середине 30-х годов французы стали массово применять литьё, собирая крупные секции корпусов не болтах. Англичане частично взяли эту идею на вооружение. Процент литых деталей оказался не столь велик, но носовую секцию сделали одним куском. Методом литья изготовлялась и часть деталей моторно-трансмиссионного отделения. Впрочем, основная «коробка» собиралась из катаных листов на заклепках и рейках.

Ходовая часть танка являлась эволюцией идей Vickers, хотя всё равно получилась оригинальной

Ходовая часть танка являлась эволюцией идей Vickers, хотя всё равно получилась оригинальной

Поскольку броневая защита сильно выросла, ранее применявшаяся на английских танках ходовая часть не подходила. Поэтому было решено создать новую конструкцию, в которой сочетались отработанные технические решения. Совсем новой данная конструкция не получилась, она чем-то напоминала то, что на своих танках уже реализовывали конструкторы Vickers. Да и не только они: подвеска A12 получилась похожей на конструкцию, разработанную японским инженером Томио Хара, а тот, в свою очередь, также смотрел в сторону разработок Vickers. Система была очень похожа по принципу: по 2 пары опорных катков блокировалась в 2 тележки, упругим элементом являлась пружина, располагавшаяся горизонтально между тележками. Последняя пара катков имела «половинку» такой пружины. Кроме того, впереди находился более крупный по диаметру каток, который принимал на себя удары при преодолении вертикальных препятствий. Поскольку места уже не хватало, его пружину разместили вертикально. Итого 11 опорных катков на борт. Цельнометаллические опорные катки сделали малого диаметра, поскольку высокой скорости не ожидалось. Ходовую часть разместили между бортом и фальшбортом, заодно получился своеобразный экран, что усиливало броневую защиту с флангов. Правда, это же и создавало массу проблем, поскольку обслуживать ходовую часть было непросто.

Спарка автобусных дизельных моторов AEC. Infantry Tank Mk.II стал первым английским танком с дизельными моторами, который пошел в серию

Спарка автобусных дизельных моторов AEC. Infantry Tank Mk.II стал первым английским танком с дизельными моторами, который пошел в серию

Отдельно пришлось повозиться с силовой установкой. Дело в том, что а англичан имелись большие проблемы с танковыми моторами, поскольку силовых установок специальной разработки не существовало. Поэтому, путем долгого подбора, в какой-то момент решили использовать 6-цилиндровые автобусные моторы фирмы AEC. Изначально, на A7E3, опробовали спарку бензиновых моторов, но как раз в начале 30-х годов AEC начала работу по дизельным двигателям, более экономичным. Посему на A12 прописалось два дизеля, соединенных в один блок. Данные моторы объемом 6,75 литров получили обозначение AEC A183/A184, то есть левый/правый. С A7E3 перекочевала и планетарная коробка передач Wilson, как и хитрая система привода. У каждого мотора сохранилось своё сцепление, от объединяющей их поперечной передачи к коробке передач шел вал. Путь неблизкий, зато работали два мотора как один. В отличие от предыдущих разработок, трансмиссия A12 получилась надежной, при этом моторно-трансмиссионное отделение оказалось более-менее компактным. Главным минусом было то, что суммарно моторы выдавали мощность 174 лошадиные силы при 2000 об/мин. При боевой массе, которая достигла 25 тонн, маловато. Впрочем, если вспоминать исходные требования в 16 км/ч, такой удельной мощности вполне хватало.

Башня имела, в основном, литую конструкцию. Для английского танкостроения это было ноу-хау

Башня имела, в основном, литую конструкцию. Для английского танкостроения это было ноу-хау

Наиболее оригинальным элементом танка стала его башня. Если в конструкции корпуса литье использовалось частично, то башня A12 получилась литой с крепежом крыши на болтах. Выбор литья позволил сделать башню максимально компактной, что дало выигрыш в массе. Правда, порой компактность выглядела чрезмерной. Настолько, что под радиостанцию пришлось делать выступ. Тем не менее, удалось вписать в эту башню расчет из трех человек, причем командир являлся отдельным членом экипажа. К тому же он получал командирскую башенку, в одной из створок которой разместился перископический смотровой прибор Vickers MK-IV. Это была копия перископического прибора конструкции Рудольфа Гундляха, лучшее, что дала миру польская танковая промышленность. Такой же перископ имелся у наводчика, а также у механика-водителя. Надо сказать, что по обзорности A12 выглядел очень неплохо, причем англичан обошлись без частокола смотровых лючков, как это сделали немцы.

Первая серийная версия танка получила спаренный пулемет Vickers. Он занимал слишком много места, посему вскоре последовала замена

Первая серийная версия танка получила спаренный пулемет Vickers. Он занимал слишком много места, посему вскоре последовала замена

Вполне типовым для англичан второй половины 30-х годов получилось вооружение. Главным калибром выступала 2-фунтовая пушка, разработанная королевским арсеналом в Вулидже совместно с Vickers. По сравнению с 3-фунтовой (47-мм) пушкой повысилось пробитие. Теперь бронебойный снаряд мог уверенно пробить плиту толщиной 37 мм, установленную на дистанции 457 метров и наклоненную на угол 60 градусов от вертикали. На тот момент этого было достаточно для поражения большинства танков. Примерно такое же пробитие имела и немецкая 37-мм противотанковая пушка 3,7 cm Pak, существовавшая и в танковой версии. Правда, по сравнению с ней имелся минус. Англичане продолжали считать, что пушка нужна только для противотанковых целей, а по пехоте огонь велся только из пулемета. Посему осколочно-фугасных снарядов к 2-фунтовке не имелось. С орудием был спарен пулемет Vickers Mk.I с водяным охлаждением. Для его установки пришлось городить большой кожух, который был уязвимой деталью подвижной бронировки. Также на крыше башни пришлось делать вывод под водяное охлаждение.

Король Георг VI осматривает опытный образец A12, 1938 год

Король Георг VI осматривает опытный образец A12, 1938 год

Особенностью разработки A12 стало то, что на сей раз королевский арсенал в Вулидже не стал изготовителем танка. С самого начала было принято решение подыскать подрядчика, который будет готовиться к серийному выпуску. С учетом того, что немцы уже перестали изображать видимость соблюдения каких-либо норм Версальского договора, решение своевременное. В 1937 году, когда облик A12 сформировался окончательно, был оформлен контракт T/3951 на изготовление двух опытных образцов общей стоимостью в 30000 фунтов стерлингов. Получила его The Vulcan Foundry Limited. Основной деятельностью компании из Ньютон-ле-Уиллоуса являлось паровозостроение, а это означало мощное подъемное оборудование и отработанная технология сборки крупных деталей на заклепках. Самое то для сборки довольно тяжелых танков. Да и с литьём тоже дела обстояли весьма неплохо.

В ходе испытаний танка в Фарнборо

В ходе испытаний танка в Фарнборо

Первый опытный образец танка, получившего обозначение Infantry Tank A12E1, был готов в апреле 1938 года. 1 апреля 1938 года танк отправили на полигон MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment) в Фарнборо. По итогу боевая масса танка, получившего WD-номер T.3421 и регистрационный номер MHM 786, составила 26 тонн. Таким образом, удельная мощность составила всего 6,7 л.с. на тонну. Впрочем, как показали испытания, не всё так было и плохо. Максимальная скорость по шоссе составила 24 км/ч, почти в 2 раза больше, чем у A11. Скорость по проселку составила 15 км/ч, что тоже вполне достаточно. Естественно, без детских болезней дело не обошлось, тем не менее, A12E1 выглядел гораздо более удачной машиной, чем то, что заказали в качестве пулеметного пехотного танка.

Для увеличения глубины преодолеваемого брода выхлопные трубы перенесли повыше. В серию данное решение не пошло

Для увеличения глубины преодолеваемого брода выхлопные трубы перенесли повыше. В серию данное решение не пошло

Преодолев 1600 км пробега по полигону MWEE, далее A12E1 отправили в учебный центр в Лулворте, случилось это в августе 1938 года. Одновременно на танке проводились различные опыты, связанные с его возможностями преодоления препятствий. Как раз в это самое время стали вылезать первые проблемы, связанные с ходовой частью. Дело в том, что танк получил типовые для английских машин среднего класса штампованные траки с грунтозацепом в виде буквы H. По шоссе такие траки ехали хорошо, а вот на бездорожье их сцепления нередко не хватало. Впрочем, поначалу это выглядело не столь ярко выражено. Уже первые испытания в Фарнборо показали, что так является именно тем, что требуется для сопровождения английской пехоты. Кроме того, резко возросшая активность немцев заставила английское Военное Министерство и Министерство Снабжения шевелиться. В июне 1938 года, еще до того, как закончились полигонные испытания, с Vulcan заключили контракт на изготовления 140 танков, получивших индекс Infantry Tank Mk.II.

В ходе сборки Infantry Tank Mk.II

В ходе сборки Infantry Tank Mk.II

Подписание контракта, впрочем, совсем не означало, что танки запустят в серию прямо сейчас. Пока в Лулворте шли войсковые испытания, Vulcan строила второй образец, Infantry Tank A12E2. В декабре 1938 года он прибыл в Фарнборо, где также прошел испытания. Далее, в начале 1939 года, оба танка прошли капитальный ремонт, после чего начались дополнительные испытания. Пока всё это происходило, усиленным темпом к производству подключались всё новые заводы. Вторым подрядчиком стал Ruston & Hornsby Ltd, уже имевший опыт танкостроения, а всего задействовали 6 заводов. Головным предприятием стал Vulcan, от него уже зависели все остальные. По итогу только в сентябре 1939 года завод из Ньютон-ле-Уиллоуса сдал первые серийные танки. Они несколько отличались от опытных образцов, хотя переделки выглядели не особо существенно. В частности, от сложной выхлопной системы с выводом труб вверх пришлось отказаться, а часть листов корпуса стала более простой по форме. Также передние буксирные крюки перенесли на верхнюю часть фальшбортов.

Один из первых серийных танков данного типа. За ним идет первый образец Infantry Tank Mk.III

Один из первых серийных танков данного типа. За ним идет первый образец Infantry Tank Mk.III

Надо сказать, что объем выпуска Infantry Tank Mk.II в исходной конфигурации оказался невелик. Дело в том, что на пулемет Vickers Mk.I с водяным охлаждением смотрели довольно косо уже давно. В 1938 году появилась альтернатива в виде станкового пулемета BESA. По факту это была английская версия чехословацкого пулемета ZB 53, он же ZB vz.37. Для внедрения пулемета потребовалось время, фактически на него перешли с 1940 года, да и то ближе к весне. Переход на BESA был повсеместный, то есть внедрили его сразу на всех производившихся танках. В случае с Infantry Tank Mk.II внедрение пулемета привело к изменению индекса на Infantry Tank Mk.IIA.

Характерная деталь Infantry Tank MK.II - приподнятая ходовая часть

Характерная деталь Infantry Tank MK.II — приподнятая ходовая часть

К моменту внедрения нового пулемета выпуск Infantry Tank Mk.II производился всего двумя заводами. Помимо Vulcan, выпускался он силами LMS (London, Midland and Scottish Railway), с которой заключили контракт T5741 на выпуск 120 танков. Реальность была такова, что за весь 1939 год сдали всего 24 серийных танка, все силами Vulcan. Еще 27 Infantry Tank Mk.II сдали в первом квартале 1940 года. Лишь во втором квартале произошел резкий скачок производства. За счет того, что подключались новые заводы, за апрель-июнь 1940 года сдали 101 танк. Из 152 танков, выпущенных до начала июля 1940 года, на долю Infantry Tank Mk.II пришлось 85 машин. Из них 55 сдал Vulcan (WD-номера T.6729-T.6783) и 30 LMS (WD-номера T.6909-T.6938). Помимо пулеметов Vickers, эти танки отличались приподнятой подвеской и массивным «хвостом». Сделано это было по итогам войсковых испытаний. Английские военные всерьёз считали, что их ждут бои в стиле Первой мировой войны, но у немцев оказалось иное мнение по данному вопросу.

Этот же танк с другого борта. Он входил в состава 7 RTR, брошен в ходе эвакуации из Франции

Этот же танк с другого борта. Он входил в состава 7 RTR, брошен в ходе эвакуации из Франции

Неспешное производство Infantry Tank Mk.II привело к тому, что к началу мая 1940 эти боевые машины находились всего в одной части. Ей являлся 7-й королевский танковый полк (командир — подполковник Гектор Хейленд). Согласно штату, в полку находилось 50 пехотных танков, из них 27 штук являлось Infantry Tank Mk.I. Англичане рады были получить больше Infantry Tank Mk.II, но воевать приходилось тем, что есть. Особенностью машин 7 RTR было то, что все танки имели имена собственные, начинавшиеся с G. Данная система, использовавшаяся и в 4 RTR, позже стала типовой для английских танковых частей. С G имена начинались потому, что это 7-я буква в алфавите.

Еще один танк из 7 RTR. Здесь хорошо виден хвост, он был нужен для преодоления глубоких траншей. В реальности воевать пришлось совсем иначе

Еще один танк из 7 RTR. Здесь хорошо виден хвост, он был нужен для преодоления глубоких траншей. В реальности воевать пришлось совсем иначе

Стремительно наступавшим немецким частям способствовал успех, в том числе и по причине несогласованности действий как внутри самой французской армии, так и нестыковки с BEF (Британский Экспедиционный Корпус). 4-й и 7-й RTR как раз входили в его состав. По итогам было решено дать бой в районе Арраса, имевшего важное стратегическое значение. Вместе с англичанами действовали и французы. Понимая, что одними только пулеметными танками каши не сваришь, генерал-майор Гарольд Франклин несколько изменил состав частей. На момент контратаки, которая состоялась 21 мая 1940 года, в составе 4 RTR имелось 7 Infantry Tank Mk.II, а в составе 7 RTR — 9 танков данного типа. 4-й RTR действовал в составе левой наступающей колонны, а 7-й RTR — в составе правой колонны.

Последствия атаки 7 RTR под Аррасом. Толстая броня как-то не очень помогла

Последствия атаки 7 RTR под Аррасом. Толстая броня как-то не очень помогла

Контратака началась днем 21 мая. Под удар английских подразделений попала 7-я танковая дивизия генерала Роммеля, а по соседству находилась 3-я дивизия СС «Мертвая Голова». В общем-то борьба оказалась равна. С одной стороны, немцы сильно ушли вперед, оторвавшись от основных частей. Если бы англичане сработали, как надо, они могли устроить Роммелю настоящий погром. Но тут важным словом было «если». Бардака у англичан оказалось еще больше, чем у немцев, например, в 7 RTR вообще не работали танковые радиостанции. Всё шло совсем не так, как оно планировалось, а успехи оказались локальными. Прорыв на Вайи, что на юго-западе от Арраса, поначалу шел успешно, а затем английские танки оказались под огнем 105-мм гаубиц leFH 18. Уверенно поражать английские толстобронные машины они не могли, но зато их обездвижили. В конце концов английские танки дошли до позиций 88-мм зенитных орудий Flak 18. Считается, что их применение являлось импровизацией Роммеля, но это не так. Еще в 1938 году Flak 18 перевели в разряд орудий двойного назначения, то есть и для огня по земле. В кампании мая-июня 1940 года их активно использовали для борьбы с танками. Так что уничтожение танков 4-го и 7-го RTR при помощи зениток было вполне в рамках целевого применения. Да и применяли их до того не один раз.

Из 76 танков англичане потеряли 60. Как говорится, тушите свет

Из 76 танков англичане потеряли 60. Как говорится, тушите свет

Атака левой колонны также не особо отличалась успехом, причем против них Flak 18 использовались еще более интенсивно. По итогам из 76 танков, принимавших участвие в контратаке, оказалось потеряно 60. В бою погибли командиры обоих танковых полков, а сами части обескровлены. Немцы также понесли тяжелые потери, но они оказались гораздо скромнее английских. И если для Роммеля контр удар под Аррасом стал не более чем приостановкой наступления, которое вскоре продолжилось, то для BEF тяжелые потери стали сигналом к отступлению. В дальнейшем танки 4-го и 7-го королевских танковых полков участвовали в оборонительных боях, а затем их попросту бросили. Это стало финалом боевой карьеры Infantry Tank Mk.II. Более они в боях не применялись. В сентябре 1941 года Infantry Tank Mk.II переименовали в Matilda I, но к тому моменту они использовались как учебные танки.

Panzerkampfwagen Mk II 748 (e) с именем собственным Oswald, 1942 год

Panzerkampfwagen Mk II 748 (e) с именем собственным Oswald, 1942 год

Напоследок стоит упомянуть судьбу захваченных пехотных танков из состава BEF. Несколько машин использовалось немцами как учебные танки, им дали индекс Infanterie Panzerkampfwagen Mk II 748 (e). Наиболее известным стал танк, который применялся в Нидерландах. Первое время машину использовали как есть, а далее с нее сняли башню и воткнули 50-мм танковую пушку KwK 38 L/42. Вместо башни соорудили орудийный щит, к которому поставили пару пулеметов MG 15. В таком виде танк с именем собственным Oswald применялся как минимум в 1942 году.

Список источников:

      1. Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994
      2. Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007
      3. US NARA
      4. www.4and7royaltankregiment.com
      5. Infantry Tank Mk.II-IIA-IIA* Instruction Book, 1941
      6. Фотоархив автора
      7. Beute-Kraftfahrzeuge und -Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J Spielberger, Motorbuch Verlag, 1989

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervaia-iz-semeistva-matild-60cdc69cfab4fe56d74b8441

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account