Юрий Пашолок. Перепил среднего танка в легкий по-американски
История Light Tank T21, попытки получить легкий танк из среднего
Американские военные встретили начало Второй мировой войны скорее в выигрышной ситуации. Может показаться, что у американцев дела обстояли неважно, если посчитать танки по головам. Но это слегка не так. Количество танков, во-первых, не означает их качества, а во-вторых, когда у вас крайне низкие бюджеты, как-то с количеством не очень получается. А танки в США сидели на голодном пайке. Вместе с тем, к сентябрю 1939 года уже имелся Light Tank M2A4, пока еще не серийный, но имеющий большие перспективы. После того, как в мае 1940 года начались активные боевые действия во Франции, американской военной машине отпустили крылья. Результат не заставил себя долго ждать. За вторую половину 1940 года было сдано 325 Light Tank M2A4, а уже весной 1941 года начался выпуск Light Tank M3. Развитие M2A4 выпускали, как горячие пирожки: только за 1941 год их сдали 2551 штуку, еще и поставив часть машин английской армии, плюс первые танки ушли в Советский Союз.
Наличие отработанной платформы позволило последовательно наращивать выпуск машины, параллельно улучшая ее характеристики. За год, прошедший с начала крупносерийного выпуска, танк претерпел существенные изменения. Улучшилась ситуация с обзорностью, прицельными приспособлениями, постепенно шел переход к сварке. Под конец 1942 года появился Light Tank M3A3, получивший новый корпус и башню. Параллельно началась работа над Light Tank M5, который получил новую силовую установку. Ее появление потянуло за собой существенные изменения корпуса, вместе с тем, платформа осталась та же. В этом смысле можно только поаплодировать Гарри Ноксу и другим американским инженерам-танкостроителям. Американцы смогли создать платформу, которая продержалась в производстве аж до середины 1944 года. При этом нельзя сказать, что танк на ее базе сильно устарел. Он оставался актуален и после войны. Вместе с тем, еще в 1941 году появилось понимание, что на одной платформе вечно сидеть не получится.
С 1942 года американское танкостроение двигалось в нескольких направлениях. Это хорошо заметно и по легким, и по средним танкам. Первое направление — это развитие уже имеющейся платформы, в случае с легкими танками речь шла о Light Tank M5/M5A1. Второе направление — создание принципиально нового танка, который, в случае успеха, заменял текущую машину в серии. Принцип синицы в руках сработал на все сто: пока американские военные получали массовый и вполне удачный Light Tank M5/M5A1, шел мучительный поиск нового легкого танка. В результате на свет рождались довольно странные конструкции, одной из которых стал Light Tank T21. Единственный из опытных американских легких танков, который так и не стали строить.
Поначалу в качестве перспективного сменщика Light Tank M3 предусматривался Light Tank T7, боевая масса которого находилась в пределах предшественника. Но даже в ходе проектирования масса стала расти, а изготовленный в металле опытный образец машины оказался не более чем носителем технологий. Уже к началу 1942 года американские военные захотели более мощное вооружение, а боевая масса легкого танка стала стремительно приближаться к 20 тоннам. Light Tank T7 не стал бессмысленной тратой времени, например, сдвоенное управление реализовали уже на Light Tank M5. Также ряд идей с данной машины перетекли на другие танки. Но уже летом 1942 года Департамент Вооружений начал о чем-то догадываться. Когда у вас легкий танк имеет массу 23,5 тонны, всё становится понятно.
18 августа 1942 года Департамент Вооружений и командование Бронетанковых Сил провели совещание в Форт-Нокс. Темой стало обсуждение того, что делать с легким танком нового поколения. Идея родилась очень простая: брался перспективный Medium Tank T20, ставилась 75-мм пушка M3, а броню немного стачивали, чтобы вписаться в 18,1 тонну боевой массы. Также использовалась подвеска от Light Tank T7E2, который к тому моменту стандартизировали как Medium Tank M7. Собственно говоря, такая стандартизация стала причиной поиска альтернативы. Изначально предложенный танк должен был чем-то напоминать то, что известно как Medium Tank T22E1. Работы по машине утвердили 27 августа 1942 года, танк получил индекс Light Tank T21.
Работы по Light Tank T21 шли неспешно, поскольку в приоритете находились Medium Tank T20, T22 и T23. Лишь 4 февраля утвердили окончательную спецификацию на танк, а также появилось здание на изготовление 2 пилотных образцов. Боевая масса составила 21319 кг, больше изначального задания, но это объяснялось новыми требованиями. Теперь в качестве вооружения предполагалось использовать 76-мм пушку M1E1, либо M1E2. По большому счету, получался тот же Medium Tank T20, но с более тонкой броней. Лоб корпуса имел толщину от 25,4 до 29 мм, толщину бортов снижали до 25,4 мм, а кормы — до 19 мм. Корпус имел сварную конструкцию. Сварной делалась и башня, ее толщина составляла 38 мм в лобовой части, 29 мм по бортам и в корме. Конструктивно эта башня должна была напоминать башню E6194, которую изначально строили для Medium Tank T20.
Заказ на изготовление двух пилотных образцов получил Fisher Tank Division, соответственно, и «потроха» машины были равнозначны Medium Tank T20. Правда, за счет снижения толщины брони ожидалась куда более высокая скорость. Light Tank T21 предполагалось разгонять до впечатляющих 72 км/ч, а дальность хода оценивалась в 240 километров при средней скорости 40 км/ч. Бронетанковые Силы такой «облегченный средний» танк не смущал, поскольку он получался даже ниже Medium Tank M7. Впрочем, тучи над Light Tank T21 сгустились довольно быстро. Во-первых, скорость продвижения программы Medium Tank T20 не впечатляла. Во-вторых, уже в марте 1943 года выяснилось, что «тигру не доложили мяса». Боевая масса достигла 23133 кг, и имелась тенденция к дальнейшему росту. Всё это происходило на фоне кошмарной ситуации с Medium Tank M7, у которого обнаружился существенный перегруз.
Всё это привело к тому, что в марте 1943 срочно начались обсуждения другого танка — с агрегатами Light Tank M5A1. Уже первого апреля 1943 года Комитет во Вооружениям утвердил его как Light Tank T24. В этот момент работы по Light Tank T21 фактически встали. Fisher Tank Division стало совсем не до него, а перспективы машины выглядели совсем туманными. Официально работы по танку прекратили 1 июля 1943 года, но реально все было кончено еще в апреле. Немного зная то, что далее происходило с Medium Tank T20, хорошо, что T21 прикрыли так рано. Меньше пришлось мучиться. А на свет появился куда более удачный Light Tank M24, чья служба продолжалась не одно десятилетие.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
-