Колесно-гусеничные танки появились вскоре после окончания Первой мировой войны. Связано это оказалось с тем, что такие танки двигались гораздо быстрее обычных. Главной загвоздкой стал переход на колесный ход, а также то, каким именно его делать. В итоге оптимальным решением стала самая первая концепция, которую разработал Джон Уолтер Кристи. Согласно его идее, использовались съемные гусеничные ленты, которые в походном положении размещались на надгусеничных полках.
Сам Кристи смог воспользоваться своей идеей смог лишь частично. Реально массовым колесно-гусеничный ход получился у советских инженеров. Продажа двух танков Кристи в СССР обернулась программой БТ, эти танки заняли отдельную нишу в системе вооружения Красной Армии. Их именовали оперативными танками, при сравнимых с Т-26 характеристиках вооружения и броневой защиты они заметно превосходили их по подвижности. К концу 30-х годов колесно-гусеничный ход был уже не актуален. В дальнейшем БТ эволюционировал в А-20/А-32, последний превратился в Т-34.
Самым массовым танком семейства БТ стал БТ-7, выпускавшийся с 1934 по 1939 годы. Ныне это большая редкость, но постепенно данные танки появляются в музеях. Один из них весной 2022 года появился в Музее отечественной военной истории. На праздничном мероприятии 9 мая 2022 года можно было видеть процесс перехода с гусеничного хода на колесный.
ссылка на видео с канала на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/67ac500b2b9ed2144f0a5d33
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/15378939.html
- видео с канала на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/67ac500b2b9ed2144f0a5d33
- видео с ВК — https://vk.com/wall6238406_86524
- видео с ВК — https://vk.com/wall6238406_86328
- гифка с ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/22693