Юрий Пашолок. Патрульные танки Тухачевского
История малых танков семейства Т-34, первых боевых машин с таким индексом
Советское танкостроение в 20-е годы развивалось достаточно шаблонно, но разумно. ГУВП (Главное Управление Военной Промышленности), в ведение которого входило и танкостроение, отлично осознавало возможности промышленности. Поэтому приоритетом, в отличие от большинства стран, сделали не средние танки, а легкие (тогда их называли малые). Как показала практика, решение было абсолютно верным. Если французы развивали свой Renault FT (серия Renault NC) скорее вынужденно, то у нас легкие танки сопровождения стали главным направлением. При этом нас не бросало из стороны в сторону, как всё тех же французов. У них вполне были шансы начать выпуск Renault NC, хотя бы частично заменив стремительно устаревавшие Renault FT на что-то более разумное. Итог известен: потеря более чем пяти лет, постепенное превращение легкого танка в средний, и крайне спорный результат. Ряд стран и вовсе поставило на средние танки, в результате что-то получилось только у англичан. Они, правда, делали легкий танк, но получился средний. У нас же, с 1929 года, началось массовое производство Т-18 (МС-1), не лучшей машины в своём классе, но вполне тянущей на роль танков сопровождения. Для насыщения частей этого вполне хватало. И только после того, как Т-18 приняли на вооружение, начались полноценные активности по танкам других классов.
Между тем, не стоит думать, что нас разработка танков шла в отрыве от остального мира. О том, что происходит за рубежом, у нас старались иметь максимум информации. Кроме того, у руководства УММ КА (Управление Механизации и Моторизации) не имелось особых иллюзий насчет перспективных программ разработки отечественных боевых машин. Будем откровенными, по всем направлениям наблюдался провал по срокам, да и получавшиеся образцы не очень-то подходили под ТТТ лета 1929 года. Не стоит удивляться, что А.И. Халепский, начальник УММ КА, принял наиболее разумное решение. А именно закупить образцы за рубежом, с таким расчетом, чтобы можно было освоить их выпуск в СССР. Изначально это была подстраховка, но к концу 1930 года стало очевидно, что такой метод становится единственным возможным вариантом получить хоть что-то в срок. Первой ласточкой стали танкетки. Советские Т-17 и Т-23 оказались неудачными, поэтому ВАТО (Всесоюзное Объединение Автотракторной Промышленности) 6 июля 1930 года приняло решение об организации выпуска танкеток К-27. Так именовались английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI. После доработки (установка более мощного мотора и увеличения числа опорных катков до 6) танкетку приняли на вооружение Красной Армии как Т-27. Случилось это 13 февраля 1931 года. Тем не менее, это совсем не означало, что работы по отечественным боевым машинам малого класса прекратились.
Запуская Т-27 в производство, УММ КА и ВАТО подстраховались. Они получали массовую боевую машину, которая годилась для ряда задач. Вместе с тем, имелось некоторое понимание проблем танкеток. Для начала, они были слишком тесными, а маневренность огня оказывалась слишком низкой. Имелись претензии и к броневой защите. Неслучайно Т-23 продолжали упорно тянуть аж до осени 1931 года. Дело в том, что у нас заметили новый тип английских танков — «патрульные». Эти танки боевой массой 3-4 тонны находились между танкетками и легкими танками сопровождения. Они оснащались автомобильными моторами, а также пулеметным вооружением. Довольно дешевая и подвижная машина годилась для широкого круга боевых задач. У нас явно зацепились за эту идею, причем главным идеологом этих «мобилизационных» танков стал М.Н. Тухачевский. На тот момент начальник вооружений РККА, он отлично видел проблемы в программе советского танкостроения. Таким «мобилизационным» танком можно было вполне заткнуть потенциальную дыру в программе танкостроения. Так на свет появился Т-34, первый танк с таким индексом.
Обычно у нас рассматривают Т-34 в отрыве от всех остальных боевых машин, что в корне не верно. На самом же история появления этой машины выглядит логичной и, можно сказать, более комплексной. У нас заметили не столько «патрульные» танки Carden-Loyd, сколько их широкую гамму. В 1930 году Carden-Loyd, действующая совместно с Vickers-Armtrongs, предложила семейство тягачей, в «довесок» к которым шел «патрульный» танк. Первым из них стал A4E2, позже ставший Light Tank Mk.I. Это была одна и та же база, позволявшая получить широкую гамму машин. Данные тоже были известны: боевая масса порядка 3,5 тонн, 56-сильный мотор Meadows, скорость оценивалась в примерно 40 км/ч, вооружение в виде 1 пулемета, экипаж 2 человека. В 1931 году была закуплена партия из 15 тракторов Vickers-Carden-Loyd. Их всерьёз собирались запускать в серийное производство, используя мотор Hercules-WXB, который ставился на грузовик АМО-2 (Autocar Dispatch SA). В 1931 году этот мотор имел мощность 60 л.с., чуть доработанный двигатель, с немного увеличенной мощностью, ставился на советскую версию машины, имевшую индекс АМО-3. Что же касается «мобилизационного» танка, то он становился частью общей программы. Базой фактически был тягач, на его базе создавался «сверхлегкий» танк, а третьим образцом стал танк, который разрабатывался на базе имевшихся снимков амфибии-разведчика Vickers-Carden-Loyd A4E11.
Рассмотрение проекта «4-тонного танка с мотором «Геркулес» в 60 HP» состоялось 12 ноября 1931 года. Работы по танку изначально вело танковое КБ завода «Большевик» под руководством М.В. Симского. Изначальная идея танка предполагалась как максимальное копирование идей Carden-Loyd, но, в отличие от плавающего Т-33, разработка которого велась под руководством С.А. Гинзбурга, сухопутный вариант машины изначально выглядел совсем иначе. Это главная причина, почему их обычно не рассматривают в комплексе. От Carden-Loyd бралась общая компоновка, но уже на этом этапе пошли отличия. Если у английских патрульных танков мотор стоял сбоку от боевого отделения, то Т-34 получал силовую установку, размещавшуюся сзади, слева по ходу движения. Слева находилось место механика-водителя, а боевое отделение сместили вправо. Корпус и башня к английской машине не имели ровно никакого отношения. Что же касается ходовой части, то она предлагалась в двух вариантах. Первый из них представлял собой вариацию на тему Т-26, но с опорными катками диаметром 500 мм. Такая ходовая часть позволяла развивать более высокую скорость. Второй вариант также имел 4 катка на борт, но с 2 тележками, а также горизонтально расположенной пружиной как упругий элемент. Фактически в Ленинграде изобрели подвеску Хостманна, даже не видя исходник.
По итогам рассмотрения проекта 4-тонного танка с максимальной скоростью 40 км/ч НТК (научно-техническая комиссия) УММ КА постановила проект утвердить. При этом предполагалось строить танк с двумя вариантами ходовой части, дабы выбрать из них оптимальный. Оба варианта, к слову, разделялись еще на два типа — с одинарными и двойными опорными катками. Выбрали одинарный, под два гребня на трак. Также был поднят вопрос о постройке советского варианта быстроходного трактора по типу Carden-Loyd и мотором АМО-3. Эта тема позже вылилась в трактор «Комсомолец», но не тот, о котором все подумали. Создавали его на СТЗ, несмотря на то, что вроде бы это была наиболее простая задача, в Сталинграде ее завалили. Отчасти наследником того «Комсомольца» можно назвать СТЗ-5 (те же задачи). Что же касается трактора Т-20, то он стал развитием совсем иной темы — советского аналога Vickers Utility Tractor.
Развитие темы Т-34 шло в довольно непростых условиях. 16 февраля 1932 года танковое производство завода «Большевика» выделили в завод №174 им. Ворошилова. При этом еще образовалась и отдельная структура, которая занималась опытной разработкой танков — ОКМО (Опытно-Конструкторский Машиностроительный Отдел). Его возглавил Н.В. Барыков. Основной задачей ОКМО изначально шла отработка Т-28, который создавался сразу в двух местах — ОКМО и КБ-3 ВОАО (Москва, начальником КБ был Гинзбург). В 1932 году было решено перебросить КБ-3 ВОАО в Ленинград, тем более что производство разработок КБ, в основном, осуществлялось как раз там. По этой причине и Т-33, и Т-34 записали как разработку ОКМО, а общее руководство проектами записали за Гинзбургом. В самом деле, Семён Александрович имел к теме обеих машин самое непосредственное отношение, но, как видите, реально работы по Т-34 начинались еще до него.
Все эти структурные изменения самым прямым образом повлияли на программу Т-34. Изначально предполагалось, что первый опытный образец машины будет готов в мае 1932 года. Но далее ситуация начала меняться, а в танк стали вносить переделки. Часть из них имела прямое отношение к Т-33, который изготовили на «Большевике» в марте 1932 года. На «Большевик» повесили и постройку советского варианта трактора Carden-Loyd. Финальный вариант Т-34, сформировавшийся к концу 1932 года, претерпел ряд изменений. По ходу проектирования выяснилось, что боевая масса существенно возросла. Вместо 3,5 тонн, как мыслилось изначально, она достигла 4,5 тонн. Вместо двух вариантов ходовой части создали третий — с двумя парами пружин, установленных под углом. При этом второй проектный вариант подвески Т-34 никуда не делся: в 1932 года под руководством С.А. Гинзбурга началась работа по плавающему танку-разведчику Т-37. Фактически это прямое развитие Т-33, но с рядом доработок и мотором ГАЗ-АА (Ford-AA). На него и перекочевала подвеска с горизонтальной пружиной. На Т-34 с оставшимся опытным Т-33 перекочевали некоторые технические решения, включая общую схему трансмиссии.
Несмотря на то, что масса машины существенно подросла, истории с Т-23 с не повторилось. Изготовленный опытный образец танка получился вполне удачным. Максимальная скорость составила 45 км/ч, что было даже выше изначальных требований, а средняя скорость составила 30 км/ч. Толщина брони составила 10 мм по периметру, в идеале требовалось 12-15 мм (гарантированная защита от пуль винтовочного калибра), но тогда танк бы превысил массу 5 тонн. В чём-то эта история здорово напоминает создание La.S., он же изначально Kleinetraktor. Тот же самый «исходник», только немцы купили трактор Carden-Loyd через подставные фирмы. Можно наблюдать тот же рост боевой массы, от тех же 3,5 тонн ближе к 5. Разница в том, что немцы исходно хотели 3 человека экипажа и 20-мм автоматическую пушку, а их Klainetraktor изначально ехал плохо. Да и был куда большей копией английской машины. Наш же «патрульный танк» был куда оригинальнее. Настолько, что даже разбирающиеся в теме не поняли, что послужило идеологической подосновой.
Дальнейшим развитием темы стало усиление вооружения, работы в этом направлении начались в 1933 году. Вывод о том, что для танка-разведчика пулемета ДТ маловато, выглядел логичным. Наиболее подходящим вариантом усиления стала установка 20-мм автоматической пушки. И вот тут образовался, можно сказать, немецкий след. Дело в том, что единственной подходящей кандидатурой была 20-мм автоматическая пушка 2-К, она же 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка образца 1930 года. Это ничто иное, как советская версия 2 cm Flak 30. Ее и стали адаптировать под башню Т-34. Также существовал вариант установки 20-мм автоматической пушки, которую разрабатывал Б.Г. Шпитальный.
Вылилось всё это в более тяжелый (масса 4,8 тонн) вариант танка, который изготовили во второй половине 1933 года. Ведущим инженером этого варианта стал Г.Г. Михайлов. Машина получила более мощный мотор АМО-3 (66 л.с.), так что рост боевой массы оказался скомпенсирован. А вот с орудием дела обстояли не столь гладко. Вместо того, чтобы строить новую башню, было решено доработать штатную. В носовой части приварили коробчатую секцию под 20-мм автоматическую пушку. Быстро выяснилось, что 20-мм автоматическая пушка в такую башню если и влезает, то плохо. В результате танк штатное вооружение так и не получил.
Еще одним интересным проектом стал Т-34-1. Иногда его именуют самоходной артиллерийской установкой, но это не так. Его именовали как «легчайший танк». Вместо вращающейся башни машина получала рубку, в которой разместили 45-мм танковую пушку. Проект был закончен ОКМО в июле 1933 года, но в работу его не утвердили. Да и второй вариант Т-34 делался отчасти уже по инерции. Весной 1933 года приоритет по Т-34 был высокий (предполагалось выпускать это танк на ЗИС, так теперь именовался АМО), 28 марта в Москву передали комплект чертежей. Но 13 августа 1933 года на вооружение Красной Армии приняли разведывательный танк-амфибию Т-37. Разработали его в КБ завода №37 в плотном сотрудничестве с ОКМО. Таким образом, Красная Армия пошла своим путем. Вместо «патрульного» танка, как это сделали в ряде стран, у нас поставили на плавающий танк-разведчик. И нельзя сказать, что ошиблись. Т-37 (позже Т-37А) и Т-38 были первыми реально массовыми танками-амфибиями. Т-34 же в обновленной системе вооружения места не нашлось. Машина не стала бесполезной тратой времени, ее элементы можно видеть в других танках. Но с «патрульными» танками у нас, на время, завязали.
Список источников:
- РГВА
- РГАЭ
- ЦГА СПб
- Архив Андрея Аксенова
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/patrulnye-tanki-tuhachevskogo-61bae7ac227026048eaa62f2?&