Юрий Пашолок. Отстреливаясь из всех стволов
Работы по установке защитного вооружения на американской самоходной артиллерийской установке Gun Motor Carriage M40.
Одной из особенностей американской бронетанковой техники начального военного периода было большое число пулеметов. Например, на Light Tank M2A4 число пулеметов достигало пяти штук (курсовой, два в бортовых нишах, спаренный с пушкой и зенитный). По наследству эта же батарея перешла и на Light Tank M3. Рекордсменом же был Medium Tank M2 — у него их было восемь. Постепенно, впрочем, эта батарея ушла в небытие. Вместе с тем, общее отношение к пулеметному вооружению у американских танкостроителей было более щепетильным. Это касалось и самоходной артиллерии. В отличие от танкостроителей других стран, американцы почти сразу стали ставить на свои самоходы зенитные пулеметы, которые, разумеется, чаще применялись отнюдь не для защиты от вражеских самолетов. Этими самыми пулеметами, как оборонительным вооружением против вражеской пехоты, активно пользовались и экипажи самоходных гаубиц.
Одним из немногих образцов американской самоходной артиллерии, которые не получили оборонительное пулеметное вооружение, стали тяжелые САУ. Дело отнюдь не в специфике боевого применения данных САУ. Всё объяснялось просто — попросту некуда оказалось ставить. И у Gun Motor Carriage T6, которую стандартизировали как GMC M12, и у последовавшей за ней Gun Motor Carriage T83, поставить оборонительную пулеметную установку не имелось возможности. Большую часть и так не просторного боевого отделения занимало орудие, а расчет при стрельбе частично размещался снаружи. Особенно тесно было в боевом отделении GMC M12, где весь боекомплект составлял 10 выстрелов, а оборонительное вооружение состояло из пяти карабинов M1.
Может возникнуть вопрос, а зачем оборонительное вооружение для орудие такого класса, оно же предназначено для ведения навесного огня, по сути это самоходный лафет. Теоретически всё так, но стоит вспомнить, под каким соусом удалось продавить командование американской сухопутной артиллерии отправить GMC M12 на фронт. Предполагалось, что машина будет задействована в штурме линии Зигфрида, представлявшей собой систему оборонительных сооружений, требующих вести огонь прямой наводкой. Казалось бы, использовать для подобного GMC M12 является безумием, но нет, это вполне типовая для нее тактика. Расстреливать вражеские бункеры у экипажей GMC M12 являлось рутиной, а в таких условиях контакт с вражеской пехотой оказывался вполне частой вещью. Естественно, действовали GMC M12 не в одиночку, а при поддержке собственной пехоты, тем не менее, спрос на оборонительное вооружение имелся. И такие запросы из батарей, вооруженных GMC M12, шли.
Не имелось оборонительного вооружения и на GMC T83, которую в мае 1945 года стандартизировали как GMC M40. Вместе с тем, ситуация с боевым отделением на этой машине была слегка получше. Конечно, про кольцевую турель с крупнокалиберным пулеметом Browning M2HB можно было не мечтать, тем не менее, в случае необходимости что-то всё же поставить имелась возможность. В результате от генерал-майора Гладеона Барнса, который руководил в Департаменте Вооружение разработкой новых типов оружия, поступило указание об установке на GMC M40 оборонительного вооружения. Появилось это указание не на пустом месте: Барнс командовал миссией «Зебра», в ходе которой проходили испытания новые образцы американской бронетанковой техники, включая и GMC T83. Исполнителем работ по данной теме назначили Абердинский полигон, который получил «на опыты» второй серийный образец GMC M40. На самом деле под вторым серийным образцом подразумевалась вторая пилотная машина (регистрационный номер U.A.S.40193029), доведенная до уровня серийного самохода.
Доработанная версия GMC M40 вышла на испытания 25 июня 1945 года. По итогам ее оборонительному вооружению могли позавидовать многие импровизированные переделки. Шутка ли – в наиболее продвинутом варианте число пулеметов выросло до 5! Для начала, помощнику механика-водитель вернули установку курсового пулемета, которая являлась штатным вооружением Medium Tank M4. Таким образом обеспечивался обстрел сектора в передней части. Впрочем, главная батарея образовалась в боевом отделении машины. Вперед смотрели две пулеметные установки Browning M1919A4, которые базировались на шаровых установках. Шаровые вставили в более тонкие броневые листы, которые, в свою очередь, поставили на вертлюги. Разместили эти установки перед орудийным щитом, они обеспечивали обстрел передней полусферы. Еще два вертлюга поставили в кормовой части боевого отделения. На них поставили штатные пулеметные установки Browning M1919A4.
По итогам получился настоящий «огневой ёж» в лучших традициях английских ромбовидных танков времен Первой мировой войны. Как показали испытания, получившаяся схема оборонительного вооружения полностью накрывала круговой сектор обстрела вокруг машины. Боезапас пополнился 6 тысячами патронов для пулеметов, из них 1000 находилось в отделении управления и 5000 в боевом отделении, короба разместили под сиденьями расчета. Впрочем, идея установки передних пулеметов в шаровых установках оказалась не самой удачной, поскольку сами установки получились чересчур громоздкими, а сектор обстрела из них недостаточный. Фактически круговой сектор обстрела обеспечивался пулеметами, которые размещались в кормовой части боевого отделения. Также надо помнить, что у шаровых установок прицелов не было, целились из них по трассерам. И если для установки внутри корпуса это было допустимо, то для установки на вертлюге идея оказалась не самой лучшей.
Эксперименты на этом не закончились. Как раз в 1945 году доводилось до ума 57-мм безоткатное орудие T15E13, которое приняли на вооружение американской армии как M18. Два таких орудия было поставлено вместо передних пулеметных установок. Альтернативным вариантом стала установка более мощных безоткатных орудий – T21, калибра 75 мм. Эти орудия также были приняты на вооружение американской армии и стандартизированы как M20. За счет небольшой массы (20 и 52 кг соответственно) безоткатные орудия можно было ставить на вертлюги вместо крупнокалиберного пулемета. Надо сказать, что идея оснастить любые машины безоткатками в тот момент будоражила умы американских военных, они их пытались ставить на любые боевые машины. Причина вполне понятна – резкое повышение огневой мощи при компактной и легкой конструкции орудия.
Впрочем, вариант установки безоткатных орудий на GMC M40 быстро признали плохой идеей. Во-первых, на носовых огневых точках и так имелось мало места, а безоткатка, даже калибра 57 мм, занимала больше места. В результате сектор обстрела стал еще меньше, а стрелять было неудобно. Во-вторых, как-то забыли о том, что у безоткатного орудия есть одна особенность, а именно летящие назад пороховые газы. В результате при стрельбе наносились тяжелые увечья тем, кто находился позади орудия. Посему эксперименты с безоткатными орудиями быстро прекратили.
Ничем закончилась и программа по установке оборонительного вооружения в целом. Причины вполне прозаичны. Нет, сама по себе идея была не пустой затеей, всё-таки работы начались по требованию фронтовых подразделений. Другое дело, что война закончилась, а заодно пропал и спрос. В дальнейшем GMC M40 более не использовались как штурмовые САУ, посему и оборонительное вооружение оказалось излишним. Попади GMC M40 на фронт где-то во второй половине 1944 года, подобные конструкции наверняка стали бы серийными. А так они ныне стали чем-то вроде технического курьёз. Тем не менее, не стоит смотреть на данную конструкцию с улыбкой. Как показывает практика, появляется подобное совсем не на пустом месте. Об этом говорит и частое появление гантраков, которые обвешивали (и обвешивают) пулеметами, как новогоднюю ёлку.
Источники:
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/otstrelivaias-iz-vseh-stvolov-5f97c0e31772f52b5020b7ed