Юрий Пашолок. Острый галльский смысл в полусреднем весе

14
Юрий Пашолок. Острый галльский смысл в полусреднем весе

Юрий Пашолок. Острый галльский смысл в полусреднем весе

История появления условно легкого танка Char D1 с башней ST1 от Schneider

У французского танкостроения была, можно сказать, своя атмосфера. Начав с танков вскоре после англичан, французы очень быстро выбрали свой путь. Они стали первыми, кто применил на танках электромеханическую трансмиссию, первыми в мире поставили на танк башню и первыми создали танк прорыва с противоснарядной броней, а также трехместной башней. Другой вопрос, что после окончания Первой мировой войны французы двинулись явно не в ту сторону. В то время, как ряд стран явно поставило на концепцию применения танков, разработанную Джоном Фуллером, французы продолжали считать главное детище Первой мировой войны не более чем средством усиления пехоты. В этом и была ключевая ошибка, поскольку общая концепция французских танков сводилась к хорошо защищенной, но страдающей низкой подвижностью машине. А еще французы стали заложниками Renault FT, неплохой, но слишком массовой боевой машины. Генерал Эстьен хотел быстро избавиться от этих танков, но история развивалась совсем по иному сценарию.

Опытный образец, изначально именовавшийся Renault NC-3, 1928 год

Опытный образец, изначально именовавшийся Renault NC-3, 1928 год

Одним из направлений, которым пошло французское танкостроение, стало улучшение характеристик Renault FT. Это касалось, во-первых, подвижности машины, которая даже по меркам конца Первой мировой войны была явно недостаточной. Во-вторых, брони толщиной 15 мм было маловато для защиты от крупнокалиберных пулеметов и первых противотанковых пушек. Так появился Renault NC. В июне 1923 года Renault получила заказ на изготовление двух опытных образцов модернизированного Renault FT. При той же броне в 25 мм они должны были развивать «скорость как у грузовика». На практике это означало скорость не менее 20 км/ч и большую дальность езды на гусеничном ходу. На тот момент вещь крайне актуальная, поскольку ресурс ходовой части тогдашних танков был крайне низким. Из двух вариантов танка более удачным оказался Renault NC-1, который оснастили ходовой частью с цельнометаллическими траками. Другой вопрос, что история развития танка пошла совсем не так, как это предполагалось. И тут общий привет можно передать французским военным.

Фактически это был Renault NC с усиленной броней и 2-местным отделением управления

Фактически это был Renault NC с усиленной броней и 2-местным отделением управления

В 1926 году командование французской пехотой переиграло требования на Renault NC. К 1 января 1927 года переработанную спецификацию представила STCC (Section Technique des Chars de Combat, техническая секция по танкам). Согласно ей, толщина брони возрастала до 30 мм, но это была не главная проблема. Во-первых, ширина корпуса возрастала на 380 мм, поскольку теперь там находилось двое — механик-водитель и радист. Во-вторых, вместо 37-мм пушки SA 18 ставилось более мощное орудие, калибра 47 мм. Это означало, что в нынешнем виде Renault NC уже не нужен. Renault продолжила развивать танк как чисто экспортный, а для французской армии началась разработка Renault NC-3, или улучшенного Renault NC. По факту получился не легкий, а полусредний танк, получивший обозначение Char D1. О его начальной конфигурации и пойдет речь.

Испытания опытной башни ST1 на Renault FT

Испытания опытной башни ST1 на Renault FT

Изначальная концепция «измененной Renault NC» предполагала машину с боевой массой 12 тонн. Радист не ездил порожняком — ему хотели дать в нагрузку курсовой пулемет. На самом-то деле идея с курсовым пулеметом была правильной, а вот почему его сделали неподвижным, уже отдельный вопрос. При этом Renault не стала сильно дергаться и изначально сделала просто «измененный» Renault NC. По агрегатам машина была той же самой, но при этом корпус стал длиннее на 18 см. Соответственно, выросла и масса, причем насчет 12 тонн STCC явно погорячилась. Посему опытный образец, вышедший на испытания в 1928 году, стал скорее чем-то промежуточным.

Третий образец Char D1, на котором далее тестировали опытную башню

Третий образец Char D1, на котором далее тестировали опытную башню

По итогам испытаний Renault NC-3, он же Char NC modifié 1928, было решено пустить в работу. Контракт на доработанный танк был заключен с Renault в марте 1929 года. 19 декабря того же года выдали заказ № 1708 D/P на 10 машин установочной партии. При этом вскоре танк оказался переименован в Char D1. Тонкость момента заключалась в том, что Renault занималась исключительно шасси танка. Для французов такая ситуация была вполне нормой, не одни только немцы сами себе создавали головную боль. Опытный образец машины катался с башней от Renault FT, при этом Char D1 предполагалось оснастить башней с тем же диаметром погона. То, что даже у Renault FT башня получилась тесноватой, а в новую «голову» собирались втыкать 47-мм пушку, наверху даже не думали. На этом фоне происходившие вокруг Char D1 веселые кульбиты не выглядят чем-то удивительным.

Шасси танка было построено раньше, чем башня. При этом финальная башня появилась спустя 5 лет после выпуска первых 10 танков

Шасси танка было построено раньше, чем башня. При этом финальная башня появилась спустя 5 лет после выпуска первых 10 танков

Надо сказать, что со своей частью работы Renault справилась достаточно оперативно. Первый из танков установочной партии поступил в состав 503-го танкового полка в марте 1931 года, а в ноябре все машины оказались в войсках. Машины получили регистрационные номера 1001-1010. Боевая масса достигла 14 тонн, при этом на танках установочной партии остался всё тот же мотор Renault 18 CV, который развивал мощность 62 лошадиные силы при 2000 об/мин. Естественно, скорость, по сравнению с Renault NC, немного упала. ​В лобовой части корпуса разместили курсовой пулемет MAC Mle.1931. Как и на Char B, его сделали неподвижным, странное решение, особенно при наличии радиста. Ходовая часть стала эволюцией Renault NC, аналогично опытному образцу, ее прикрыли экранами. По итогам получился любопытный танк, находящийся на стыке классов. Для легкого уже многовато массы, тогда столько уже средние весили, а по боевому отделению не очень-то и средний. Хотя… одноместные башни для средних танков тогда тоже встречались. А еще Char D стал первым серийным условно средним танком, получившим легкую противоснарядную броню. 30 мм толщины появилось не просто так. Такую броню не пробивала английская 3-фунтовая (47-мм) танковая пушка Vickers.

Выросшая из чисто пулеметной башни, ST1 изначально была плохой идеей

Выросшая из чисто пулеметной башни, ST1 изначально была плохой идеей

Если с шасси танка дела обстояли неплохо, то с башней всё оказалось не так однозначно. Контракт на нее ушел Schneider-Creusot, до того французский оружейный гигант уже отметился башнями для Char B. Там особо не стали мучиться и начали разработку башни, базируясь на теме «головы» Char B. Изначально там предполагалось два пулемета, в случае же с Char D правый пулемет заменялся на 47-мм пушку. Чтобы хоть как-то обеспечить место внутри башни, получившей обозначение ST1, орудие вынесли максимально вперед. Для полноты картины стоит упомянуть, что пушка и пулемет наводились раздельно. Одним словом, изначальные данные получались так себе.

Внутри башни. Откровенно тесно и, скажем так, странно

Внутри башни. Откровенно тесно и, скажем так, странно

Следует отметить, что изначально башня была такая же, как на опытном Char B, то есть только с 47-мм пушкой. Но военные всё же захотели пулемет, такая башня была утверждена в марте 1930 года. После испытаний одного образца на Renault FT дальше запустили установочную партию. Вот только готова она была в 1932 году. На всякий случай стоит напомнить, что танки сдали в 1931 году. Поскольку совсем без башен их войска посылать было неправильно, временно воткнули башни от Renault FT. В результате катались в 503-м, а позже 505-м танковом полку мутанты с 30-мм корпусами и башнями толщиной 15 мм. И это еще не всё. В декабре 1931 года началось исполнение контракта 1551 D\P от 23 декабря 1930 года. По нему Renault сдавала 70 танков с номерами 1011-1080, причем на них стояли уже более мощные моторы.

Башня с серийным номером 2 успела сменить 2 танка

Башня с серийным номером 2 успела сменить 2 танка

Танки по второму контракту сдали в декабре 1932 года. Итого 80 танков на 10 башен. Где-то в это время захохотал Франц Кафка. Но это еще полбеды. Когда начались войсковые испытания башни, выяснилось, что она, ВНЕЗАПНО, тесная. Из 505-го танкового полка пошли жалобы, посему больше ST1 не выпускались. Но когда у вас всего 10 башен, даже плохих, на 80 танков, хотя бы такие «головы» всё равно лучше Renault FT. Дикость в том, что поставки-то не останавливались, и количество танков, требующих башни, всё росло.

На учебных танках башни ST1 стояли долго

На учебных танках башни ST1 стояли долго

Итого башня ST1 №2 ушла на танк второй производственной серии (регистрационный номер 1061), а позже она оказалась на танке №1085. И вот эти самые миграции башен установочной партии по танкам продолжались довольно долго. А именно где-то лет 5. Сами танки установочной партии быстро стали учебными, поскольку имели менее мощный мотор. Ну а сами башни ST1 дожили до начала войны, правда, уже не в боевых частях. История с башнями ST1 отлично показывает тот дурдом, который творился у французов с танками. К большому сожалению для французской армии, такой кафкианский бред стал вполне рядовым явлением. Да и сам Char D1 стал промежуточным звеном. Вместо полусреднего танка появился полноценный средний, причем его история оказалась не менее драматичной.

Список источников

      1. CAAPC
      2. Renault D1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №8, 2008
      3. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      4. GBM 124

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ostryi-gallskii-smysl-v-polusrednem-vese-6166bd51e90a7b5ce7207bb1

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account