Юрий Пашолок. Обтекаемый танк-таран от инженеров авиационного завода №1 им. Сталина

14

Юрий Пашолок. Обтекаемый танк-таран от инженеров авиационного завода №1 им. Сталина

В истории мирового танкостроения существовали самые разные концепции боевых машин. Выбранная схема гусеничного танка с вращающейся башней образовалась не сразу. Даже гусеничный движитель появился не сразу, более того, некоторые страны пытались прорабатывать и альтернативные варианты, например, колесные танки. На этом фоне не стоит удивляться, что существовали и разные способы поражения вражеских боевых машины. Таран среди них был не такой уж и редкостью. Пришло это с флота, где поражение вражеского корабля тараном было навязчивой идеей вплоть до начала XX века.

Среди рацпредложений, которые оседали в отделе изобретений ГАБТУ КА, танки-тараны являются не самыми редкими образцами. Использовать таран, как основное средство поражения вражеской техники, предлагали десятки изобретателей. Среди них были и профильные инженеры. Один из таких проектов, истребитель танков «РР», в ноябре 1942 года предложили инженеры Э.Р. Расс и П.Д. Розов с завода №1 им. Сталина НКАП.

С 1941 года основной продукцией завода №1 являлись штурмовики Ил-2. Видимо, концепция этой боевой машины отчасти повлияла на идею инженеров Расса и Розова. При проработке концепции истребителя танков «РР» во главу угла была поставлена неуязвимость боевой машины. Кроме того, по мнению авторов проекта, наиболее эффективным способом поражения вражеских танков они посчитали нанесение по ним удара всей силой корпуса машины.

В результате на свет появилась весьма необычная боевая машина. Она имела корпус в виде эллипсоида, который собирался из листов толщиной 50-75 мм. Прорабатывали проект в двух вариантах. Основная версия машина явно делалась из литых деталей. Второй, альтернативный проект, получался длиннее, он собирался из катаных листов. Впрочем, судя по описанию, данная версия машины была скорее «на всякий случай». Основное описание шло по первому, обтекаемому варианту. Такая форма считалась авторами проекта оптимальной, поскольку обеспечивала рикошет вражеских снарядов.

В обоих случаях спереди и сзади находились массивные тараны, имевшие массу порядка 3-4 тонн. Кроме того, у основного варианта имелись по бокам устройства для рассечения гусениц. Представляли они собой своеобразные плавники, выступавшие за габариты корпуса. Размещение таранов спереди и сзади было не случайным: истребитель танков «РР» имел два поста управления, так что мог одинаково легко двигаться как вперед, так и назад. Помимо таранов, первый вариант истребителя танков имел вооружение в виде двух пушек калибра 25-30 мм. Второй вариант имел более солидное вооружение — 4 пушки и 2 пулемета. Авторы считали данное вооружение вспомогательным, поэтому и вопросам их наведения уделялось мало внимания.

Согласно расчетам, боевая масса истребителя танков составляла порядка 55-60 тонн (в отделе изобретений почитали, что масса составит 70-75 тонн). В качестве силовой установки предполагалось использовать два авиационных мотора М-105, которые работали на один вал. Прекрасно понимая, какие нагрузки будут на двигатели в момент удара, авторы предусмотрели систему их амортизации. Подмоторное основание предполагалось делать подпружиненным, при этом не нарушалась работа двигателей. Такая система предполагалась для обоих вариантов машины.

Максимальную скорость машины авторы не указывали, но таран должен был происходить на скорости не менее 25-30 км/ч. Учитывая два мотора, максимальная скорость была явно выше. Ходовая часть предполагалась довольно традиционная — блокированная подвеска с эллиптическими полурессорами. Учитывая массу машины, сомнительный выбор подвески.

Впрочем, у отдела изобретений набралось больше вопросов по самой концепции машины. По мнению Отдела изобретений, таран являлся исключением из правил, посему его использование в бою было последним аргументом. Также наличие таранов приводило к тому, что «РР» упирался бы в препятствия, что снижало его проходимость. Одним словом, нашлось более чем достаточно аргументов, чтобы от истребителя танков таранного типа отказаться.

Юрий Пашолок. Обтекаемый танк-таран от инженеров авиационного завода №1 им. Сталина Юрий Пашолок. Обтекаемый танк-таран от инженеров авиационного завода №1 им. Сталина Юрий Пашолок. Обтекаемый танк-таран от инженеров авиационного завода №1 им. Сталина Юрий Пашолок. Обтекаемый танк-таран от инженеров авиационного завода №1 им. Сталина

Список источников:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/b/ZjM7TZqTe26PhMUb

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account