Юрий Пашолок. Немецкое — не значит лучшее
Немецкие легкие танки Pz.Kpfw.I в китайской армии: почему немецкий танк оказался едва ли не худшим китайским приобретением.
Китай долгое время представлял собой своеобразное лоскутное одеяло, не имевшего централизованного правительства. Формально в стране главной силой была партия Гоминьдан, которую возглавлял Чан Кайши, на практике в стране имелась масса противоречий. Особенно это касалось китайской армии, представлявшей собой еще большее лоскутное одеяло. Лучше всего это отражает тот факт, что конфликт на КВЖД, который стал боевым дебютом советских танков МС-1, формально был не советско-китайской войной, а войной Красной Армии и армии Маньчжурии. Еще более интересной была история появления в Китае танков. Ими оказались Renault FT, приобретенные в 1925 году Фэнтяньской кликой. «Официальными» же танками Китайской республики стали боевые машины продукции Vickers. Сначала было приобретено 12 танкеток Carden-Loyd Mk.VI, а далее китайская армия закупала, небольшими партиями, разведывательные танки-амфибии VCL M.1931 и легкие танки поддержки Vickers Mk.E. Последние оказались наиболее удачным приобретением Китайской республики. Всего было приобретено 20 танков данного типа, поставлявшихся в трех сериях. Вторая и третья серия уже оснащались стеклоблоками, часть были радийными, одним словом, вполне приличный танк для своего времени. Особенно с учетом того, что большого выбора не имелось.
Между тем, Чан Кайши получал военную помощь с еще одной стороны — Германии. Началось всё еще во второй половине 20-х годов, но особенно это стало проявляться в 30-е годы. Немалую лепту в это внес генерал Йоханнес Фридрих Леопольд фон Сект, который с 1933 по 1936 годы был советником Чан Кайши. При нем китайская армия сильно «германизировалась». Достаточно сказать, что основу китайского стрелкового вооружения составляло немецкое оружие, в том числе выпускавшееся местными арсеналами. Под началом фон Секта была проведена большая реформа, в китайской армии имелось немалое количество немецких советников. Благодаря этому боевая выучка несколько выросла, хотя помогло это лишь отчасти. Военная реформа предполагала период в 10 лет, а судьба отвела китайской армии всего около 3,5 лет перед началом Второй японо-китайской войны. Тем не менее, уже в ходе боёв за Нанкин результаты немецкой помощи дали определенные результаты. Китайская армия оказалась сильнее, чем предполагали японцы, взятие тогдашней китайской столицы обернулось тяжелыми потерями (это стало во многом предпосылкой к Нанкинской резне).
Одним из интересных эпизодов битвы за Нанкин стало то, что в ней принимали участие и немецкие танки Pz.Kpfw.I Ausf.A. Точнее, правильно их называть La.S., потому как летом 1937 года то, что принято называть Pz.Kpfw.I Ausf.A, окончательно сформировалось летом 1937 года, когда прошла программа модернизации всех ранее выпущенных танков данного типа. Китай же получил, судя по тем немногочисленным фотографиям, которые имеются, машины 3-й и 4-й серий (3.Serie/La.S. и 4.Serie/La.S.), да и в переписке их также называют La.S. Это были наиболее совершенные танки в семействе, выпускали их в 1936 году. Китайцы получили новые танки, которые получали штатное вооружение в виде пары пулеметов MG 13 (их пламягасители, которые на немецких танках часто не ставились, породили слух об установке на китайские машины ручных пулеметов ДП, что слегка не так). Всего Китай купил 15 таких танков, причем обошлось им это приобретение крайне недешево — 1,03 миллиона рейхсмарок, или около 68,7 тысяч рейхсмарок за танк. Для понимания, немецкой армии эти же танки обходились в 38 тысяч рейхсмарок. Собственно говоря, Китай стал единственной страной, куда была поставлена столь крупная партия немецких танков в довоенный период. Испания тут не в счет, это была военная помощь.
Несмотря на то, что продали танки еще во второй половине 1936 года, их поставка, по разным причинам, задержалась. Прибыли они в Нанкин только 22 июня 1937 года, и сразу же возникла масса вопросов немецкой стороне. Прежде всего по состоянию прибывших машин. Судя по всему, их отправили, толком не обеспечив защиту от морской воды, скорее всего погрузили прямо на палубу. Результат оказался ожидаемым: машины покрылись слоем ржавчины, а внутри танков плескалась морская вода. У китайской стороны вообще возникли подозрения, что им впарили «подержанные» машины, но это не так. Танки были новые, но вот к их перевозке проявили откровенное безразличие. Отдуваться за это пришлось господину Хабермаасу, местному представителю Krupp. Прежде чем танки попали заказчику, их пришлось чинить. Особенно плохо оказалось с электрикой, контакты закисли, а изучение вопроса местным отделением Bosch выявило неприятный момент. Требовалась переделка под «тропическую» эксплуатацию. В общем, началось шоу «броня крепка, и танки на ремонте». И это только начало.
Когда танки, наконец, привели в чувство, стали выяснять дополнительные подробности. На сей раз с точки зрения ходовых качеств в местных условиях. Выяснилось, что в районе Нанкина есть не так много мест, где танк может проявить свои ходовые качества. Рисовые поля становились непреодолимым препятствием для немецких легких танков. Отчасти становится понятно, зачем китайцы закупали VCL M1931, для них тут работы хватало. Собственно, английский разведывательный танк-амфибия упомянут не случайно. Дело в том, что на местном ТВД его ходовые качества оказались выше, нежели у немецкого танка. Еще лучше себя вели Vickers Mk.E. Во многом это объясняет, почему именно английские танки составляли основу бронетанковых сил китайской армии. В общем, уже на этапе сверки ходовых качеств у La.S. набралось немало штрафных очков. Немцы могу не расстраиваться: за несколько лет до того зарубежную конструкцию забраковали японцы, речь шла о французских танках Renault NC. Первое их боевое применение в Китае стало и последним, эти танки плохо подходили для местного ТВД.
Неоднозначной оказалась и оценка боевого отделения немецкого танка. Нет, само боевое отделение понравилось, оно было попросторнее, нежели у VCL M1931. Но вот вооружение вызывало у китайцев недоумение. Часто можно услышать, что Pz.Kpfw.I был учебным танком, но это полная ерунда. На самом деле он был вполне типовым легким танком сопровождения пехоты, близким ему аналогом были английские легкие танки массой 4-5 тонн. Последние, как и VCL M.1931, оснащались станковыми пулеметами Vickers, имевшими ленточное питание и водяное охлаждение. Это позволяло вести высокий темп стрельбы. А вот Pz.Kpfw.I оснащался пулеметами MG 13, с магазинным питанием. И эти пулеметы китайским военным откровенно не понравились. И вообще они считали, что при такой массе и броне неплохо бы иметь либо 20-мм автоматическую пушку, либо 37-мм пушку. Одним словом, по вооружению немецкий танк явно проиграл.
Наконец, немецкий танк явно уступал по комфорту в боевых условиях. На маршах отмечался перегрев в боевом отделении, температура внутри достигала 60 градусов. Перегревался мотор, электрооборудование, тормоза. Чтобы вести огонь, требовалось открывать все лючки, иначе командир как будто сидел в бане. По итогам немецкий легкий танк был фактически забракован. Кроме того, к моменту, когда Хабермаас отправил свой отчет, уже началась война. И тут Vickers Mk.E заработал дополнительное число очков. Выяснилось, что данная машина вполне успешно себя проявила во время боёв в Шанхае. Что же касается китайских La.S., то они оставались в Нанкине. Собственно говоря, в ходе боёв за столицу они почти никак себя не проявили. В ходе атаки 9 декабря 1937 года из четырех танков было уничтожено три, оставшиеся бросили 12 декабря. На этом боевое применение Pz.Kpfw.I в Китае закончилось. Далее эти танки захватили японцы, собственно говоря, подавляющее большинство снимков китайских Pz.Kpfw.I имеют японское происхождение.
По итогам одним из символов боёв за Нанкин стал Vickers Mk.E, которые хоть и понесли тяжелые потери, но всё же смогли проявить себя. А прибывшие из Германии танки стали скорее символом поражения. Они потом долго использовались японской пропагандой. При этом в 1937 году состоялся дебют японских малых танков Тип 94, которые, по большому счету, мало уступали Pz.Kpfw.I, а по боевым качествам в отдельно взятом регионе даже превосходили.
Источники:
- Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L.
- https://tanks-encyclopedia.com/ww2/china/panzer-i-ausf-a-Chinese-service/
- Архив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckoe-ne-znachit-luchshee-5fca0ff552642f33b9d71d4f