Юрий Пашолок. Немецкий самоход на французском шасси
После кампании во Франции немцы оказались счастливыми обладателями целой прорвы французской техники, которая тут же стал менять хозяев. В числе трофеев оказались и гусеничные машины снабжения Tracteur de ravitaillement pour chars Mle. 1937 L, более известные как Lorraine 37 L. В общей сложности немцам удалось вернуть в строй около 330 машин данного типа, также в это число входили и бронетранспортеры Lorraine 38 L. Их использовали по прямому назначению, то есть как тягачи. Впрочем, уже вскоре для части машин нашлось другое применение.
Шасси Lorraine-Schlepper 37 L (f), как у немцев называлась эта машина, отлично подходило для создание на ее базе САУ. В задней части корпуса имелась грузовая платформа, которая легко переделывалась в боевое отделение. В мае 1942 года было решено, что из 160 имевшихся в наличии шасси 60 переделают в САУ с вооружением в виде 105-мм гаубицы leFH 18. По факту таких САУ сделали всего 24 штуки, из них 12 строилось Alkett, а остальные переделывал Альфред Беккер. Оба варианта машины воевали летом 1944 года в Нормандии, где использовались 21-й танковой дивизией.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/65c10326d1213743ecf3d2c4
До наших дней сохранился всего один образец САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f). САУ с башенным номером 712 была брошена в Нормандии, далее с нее срезали верх рубки и сняли гаубицу. Совершенно случайно удалось узнать, что это за машина. По немногочисленным материалам и останках рубки удалось восстановить боевое отделение. В данном случае можно видеть один из тестовых заездов САУ после восстановления работы силовой установки.
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14629087.html
- видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/65c10326d1213743ecf3d2c4
- видео на ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=CEh2pRCYQbc