14
Юрий Пашолок. Немецкий легкий штурмовик, который нет смог

Юрий Пашолок. Немецкий легкий штурмовик, который нет смог

История 15 cm sIG 33 B Sfl, легкой немецкой штурмовой САУ, ставшей самой неудачной боевой машиной с 15 cm sIG 33

После того, как немцы стали потихоньку возрождать свою бронетанковую промышленность, САУ в их поле зрения появились почти сразу. Необходимость механизации полевой артиллерии была насущной необходимостью, впрочем, поначалу немцам постоянно не везло. Прежде всего это касалось шасси. Впрочем, следует отметить крайне узкую направленность немцев. Здесь стоило поучиться у нас. Когда командование РККА в конце 20-х годов запускало работы по самоходной артиллерии, они сразу предполагали широкий спектр орудий. В список входили и истребители танков, и орудия непосредственной поддержи, и ЗСУ. Причем машины поддержки довольно быстро разрослись на несколько типов систем, от 76-мм пушки обр.1902/30 гг, до 152-мм мортиры НМ. С последней вообще было всё интересно, поскольку это ничто иное, как советская версия будущей 15 cm sIG 33. На нее, как на орудие для САУ, немцы поначалу вообще не смотрели. Ситуация начала меняться только после начала Второй мировой войны.

Опытный образец sIG 33 (Sfl), "пониженной" штурмовой САУ на шасси Pz.Kpfw.II

Опытный образец sIG 33 (Sfl), «пониженной» штурмовой САУ на шасси Pz.Kpfw.II

В войну немцы вступили, работая по программе истребителей танков, причем речь шла о скоростных полугусеничных «шнелльботах». Правда, эти САУ явно к тому времени зашли в тупик. Между тем, опыт польской кампании показывал — необходимы не только истребители, но и штурмовики. Неспроста лучшим немецким танком в Польше назвали Pz.Kpfw.IV, и дело не только в более высокой надежности шасси. Чаще требовалось не воевать с польскими танками, а поддерживать пехоту. При этом порой и 75-мм пушки KwK L/24 было маловато. Вот тогда и решили взгромоздить на шасси Pz.Kpfw.I орудие sIG 33. К маю 1940 года танковые дивизии получили 6 батарей самоходных орудий 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Эта машина стала первой подобной немецкой штурмовой САУ, но отнюдь не последней.

Машина получилась тесной, но более адекватной нежели, чем 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B

Машина получилась тесной, но более адекватной нежели, чем 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B

Боевые действия во Франции показали, что 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, по сути эрзац-машина, оказалась очень полезным дополнением. 1-2 снаряда могли полностью разрушить кирпичный дом, а подвижность оказывалась более высокой, нежели у буксируемой 15 cm sIG 33. Вместе с тем, к 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B имелся ряд претензий. Во-первых, шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B оказалось перегруженным. Во-вторых, навязчивая идея закатить 15 cm sIG 33 на машину со штатными колесами сделало машину очень высокой. В-третьих, боезапас в 3 выстрела был явно маловат. Поэтому еще в первой половине 1940 года Alkett построила опытный образец примерно того же, но на шасси Pz.Kpfw.II. Испытания показали склонность САУ к опрокидыванию, поэтому далее работы шли по иной концепции. Так на свет появилась 15 cm sIG 33 B Sfl, «пониженная» штурмовая САУ.

Далее опытный образец применялся как учебная машина

Далее опытный образец применялся как учебная машина

К сожалению, фотографий самого первого опытного образца аналога 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B на шасси Pz.Kpfw.II нет. Но известно, как развивались события далее. 13 июня 1940 года на Куммерсдорфском полигоне начались испытания шасси Pz.Kpfw.II, куда поставили 15 cm sIG 33 с лафетом, но без колёс. Они показали, что проблема с опрокидыванием ушла, скорострельность составила 3 выстрела в минуту, а всего произвели 120 выстрелов. Это стало сигналом к созданию САУ, изначально именовавшегося как sIG 33 (Sfl). Alkett изготовил опытный образец к 10 октября 1940 года. Боевая масса достигла 10,5 тонн, корпус стал длиннее на 30 см, а скорость снизилась до 30 км/ч. Зато высота линии огня стала всего 150 см. Механик-водитель получил отдельную рубку, за которой организовали открытое сверху боевое отделение. Получилась весьма приземистая боевая машина, хорошо подходящая для сопровождения танковых дивизий.

Серийный вариант 15 cm sIG 33 B Sfl

Серийный вариант 15 cm sIG 33 B Sfl

Впрочем, опытный образец sIG 33 (Sfl) состоял не только из достоинств. Как показали испытания, машина получилась слишком тесной, даже для экипажа из 4 человек места маловато. Поэтому появилась идея более длинного и широкого шасси, удлиненного на 1 каток. Ширина увеличивалась с 2280 до 2600 мм, а длина с 4810 до 5480 мм, при этом ожидалось, что боевая масса вырастет до 12 тонн. Такое увеличение габаритов и масса требовало более мощной силовой установки. Ей стал V-образный 8-цилиндровый мотор Büssing-NAG L8V/GS мощностью 150 лошадиных сил при 3400 об/мин. Мотор был короче Maybach HL 62 TR, при этом он являлся массовым явлением на немецких бронемашинах. Самое смешное, что на танках он тоже ставился, но не немецких. Как раз такой двигатель использовался на исходной версии Landsverk L-60, он же перекочевал на 38M Toldi.

Мотор Büssing-NAG L8V/GS, который поставили в 15 cm sIG 33 B Sfl

Мотор Büssing-NAG L8V/GS, который поставили в 15 cm sIG 33 B Sfl

Работы по исходному варианту sIG 33 (Sfl) закончились в феврале 1941 года, а далее они пошли по линии увеличенного шасси. К маю 1941 года его стали именовать как sIG 33 B (Sfl). Потребность в таких машинах, к слову, была очень высокой. Согласно «танковой программе 41» от 30 мая 1941 года, общая потребность в sIG 33 B (Sfl) составляла 481 единицу. Из них 120 штук шло в пехоту, а в танковые и моторизованные части 240 единиц. Еще раньше, 31 марта 1941 года, Alkett получил задание на изготовление установочной партии из 12 таких машин, сроком их изготовления был август-октябрь того же года. В случае успеха с весны 1942 года запускалась полномасштабное серийное производство.

Всего построили 12 машин установочной партии, дальше всё зависело от итогов боевого применения

Всего построили 12 машин установочной партии, дальше всё зависело от итогов боевого применения

По ряду причин работы по выпуску машины, получившей финальное обозначение 15 cm sIG 33 B Sfl, существенно затянулись. По факту первые машины сдали в декабре 1941 года, а финальная отправка состоялась в феврале 1942-го. При это еще в октябре 1941 года было понятно, куда они пойдут. Заинтересованность в 15 cm sIG 33 B Sfl проявило командование Африканского Корпуса. Там формировались батареи самоходных пехотных орудий, равнозначные тем, которые вооружались 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Они получили номера 707 и 708.

Машины распределили между двумя батареями - 707-й и 708-й

Машины распределили между двумя батареями — 707-й и 708-й

Между тем, сданные машины установочной партии оказались весьма специфичными. С одной стороны, 15 cm sIG 33 B Sfl оказались заметно ниже предшествующей машины, а боезапас составил 10 выстрелов. Не то, чтобы много, но всё же не 3. А вот с другой, 12 тонн из боевой массы переквалифицировались в массу пустой машины. А вот боевая масса стала 16 тонн. В результате удельная мощность стала даже ниже, чем у 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Номинально максимальная скорость составила 45 км/ч, но это по шоссе. Вот только в Северной Африке с дорогами имелись перебои. Впрочем, поначалу эта проблема не являлась столь острой. Африканскому Корпусу требовались подкрепления, и срочно. Поэтому уже в феврале 1942 года, после обучения экипажей, 708-я батарея уехала в Северную Африку, оказавшись в составе 90-й легкой дивизии (оперативно подчинена 200-му пехотному полку).

Сама по себе идея отправить штурмовые машины в Северную Африку была так себе

Сама по себе идея отправить штурмовые машины в Северную Африку была так себе

Доставка матчасти в Ливию прошла благополучно, чего не скажешь о боеготовности батареи. Началось всё с того, что самоходчикам пришлось чинить свои машины, которые начали ломаться, прежде всего это касалось моторов. Что еще хуже, с запчастями имелась масса проблем. В результате боевой дебют штурмовых машин откладывался. 707-я батарея, в это время, находилась в Италии. В Ливию ее доставили месяц спустя, батарея также оказалась в составе 90-й легкой дивизии (действовала совместно со 155-м пехотным полком). Попытка их применить весной 1942 года закончилась провалом. Машины обеих батарей на марше выходили из строя, показав невозможность их использования в условиях пустыни. На этом этапе, скорее всего, и случилась отмена планов по крупномасштабному выпуску 15 cm sIG 33 B Sfl.

Открытые люки на марше - явный признак перегрева

Открытые люки на марше — явный признак перегрева

Надо сказать, что сама по себе идея отправить 15 cm sIG 33 B Sfl в Северную Африку выглядела довольно странной. Основной задачей подобных машин был огонь прямой наводкой с небольшой дистанции. Зачем подобная машина была нужна в условиях пустыни, крайне интересный вопрос. Целей для нее оказалось немного, зато сама она получалась весьма приоритетной целью. При отсутствии даже легкой противоснарядной брони подобное сочетание не несло ничего хорошего. Правда, поначалу самоходкам везло, но исключительно по причине их технических проблем. Температура воды на марше достигала 120 градусов Цельсия, также выходили из строя опорные катки. Из обеих батарей шли массовые жалобы на самоходки, которые только и делали, что ломались. Общее пожелание было простым — «дайте нам обычные sIG 33!».

Демонстрация максимального угла возвышения орудия

Демонстрация максимального угла возвышения орудия

К 1 августа 1942 года 708-я батарея окончательно списала одну из своих самоходок. Под девизом «не пропадать же добру» ее боевое отделение перенесли на шасси Pz.Kpw.III Ausf.H. Так появилась конверсия, известная как 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf). Остальные продолжали свою печальную службу, полную невзгод. В ходе боёв сентября 1942 года три машины оказались безвозвратно потеряны. Случилось это в ходе боёв при Эль Аламейне. Эта битва стала единственным случаем полноценного боевого применения 15 cm sIG 33 B Sfl, которое оказалось не менее печальным, чем предыдущая эксплуатация.

Одна из немногих уничтоженных машин

Одна из немногих уничтоженных машин

В октябре 1942 года немцы битву при Эль Аламейне проиграли, началось отступление. В его ходе оказались потеряны все имевшиеся к тому моменту 15 cm sIG 33 B Sfl. Та же судьба ждала и похожую машину — 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz. 135/1. Она страдала теми же недостатками, что и САУ на базе Pz.Kpfw.II, разве что кипела меньше. Часть 15 cm sIG 33 B Sfl при отходе подорвали, часть просто бросили. Всё это досталось англичанам, которые организовали склады под открытым небом. Можно сказать, что отыгрались за Францию 1940 года. В общей сложности трофеями стали 6 машин.

В основном их просто бросали

В основном их просто бросали

После того, как англичане из Египта ушли, оставшиеся 15 cm sIG 33 B Sfl достались египетской армии. В ходе войны за независимость Израиля египтяне пытались применить несколько таких машин, но результат оказался ничуть не лучше, чем у немцев. Машины попросту бросили. Не факт, кстати говоря, что они к тому моменту вообще могли передвигаться самостоятельно.

Последний случай применения 15 cm sIG 33 B Sfl зафиксирован в 1948 году

Последний случай применения 15 cm sIG 33 B Sfl зафиксирован в 1948 году

В заключение стоит отметить, что сама по себе идея 15 cm sIG 33 B Sfl была неплохой. Плохой оказалось исполнение. Перегрузка шасси привела к тому, что САУ превратилась в источник постоянной головной боли. Но сама идея орудия поддержки танковых подразделений отнюдь не умерла. Другое дело, что немецкая база под нее не годилась. Зато пригодилось шасси Pz.Kpfw.38(t). Оно стало основой для САУ семейства Grille, вполне удачных боевых машин.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
      3. Nuts & Bolts Volume 44: 15 cm s.I.G. 33 auf Fgst. Pz.Kpfw. II, III and Sturminfanteriegeschütz 33, Joachim Baschin, 2021
      4. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckii-legkii-shturmovik-kotoryi-net-smog-61837fed17cb4e669a7523df?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account