Юрий Пашолок. Неиспользованное превосходство
Лето 1944 года оказалось богатым на боевые дебюты образцов бронетанковой техники. Это касалось как союзников по антигитлеровской коалиции (и на востоке, и на западе), так и их противников. Одним из мест боевого дебюта стала Нормандия. По идее, немецкие дебютанты имели превосходство, особенно это казалось Нормандии, но что-то явно пошло не так. Во многом повторилась ситуация лета 1943 года, когда у немцев имелось на Курской дуге превосходство, причем качественное, но оно им не помогло. Итогом операции «Цитадель» стало поражение, дальше они только откатывались назад, новые «игрушки» почему-то не сработали. Наверное потому, что Красная Армия была уже не той, что летом 1941 года.
Вот и в Нормандии дела как-то пошли не так. Безусловно, надо делать акцент на том, что у немцев имелось большое количество устаревшей матчасти, в том числе и французского производства. Но при этом имелись и образцы, которые явно превосходили американские, а также английские аналоги. Касалось это и новейших истребителей танков Jagdpanther, которые как раз и дебютировали в Нормандии 11 июля 1944 года. Первой частью, получившей новые САУ, стал 654-й дивизион под командованием гауптмана Карла-Хайнца Ноака. Интересный момент — за год до того дивизион дебютировал на Курской Дуге, имея на вооружении тяжелые истребители танков Ferdinand. И за год до того тоже что-то пошло не так. Началось всё еще до начала боевых действий. С Jadpanther имелись различные технические проблемы, что немного затянуло их отправку. Кроме того, большие проблемы вылези и с обслуживанием машины. Хотите вынуть КПП? Не вопрос, сначала снимаем пушку, а потом через амбразуру вынимаем коробку передач. Ну и боевое применение дивизиона оказалось, скажем так, странным. К 17 июля 1944 года в строю оставались 2 машины из 8, имевшихся во 2-й батарее, которая и дебютировала. Причем результаты ее боевых действий оказались далекими от успешного. Как показала практика, это было совсем даже не исключение.
Одним тонким моментом, связанным с 654-м дивизионом истребителей танков, стало то, что он был единственным, имевшим полный состав Jagdpanther. Поскольку MIAG, где производились машины данного типа, регулярно бомбили, необходимого объема машин для комплектования других дивизионов попросту не имелось. Нет, наверху пытались подождать, но тут выяснилось, что лучше ситуация не будет, да и 654-й дивизион приходилось пополнять: за За август безвозвратные потери дивизиона составили 19 машин. Так что в итоге пришлось менять концепцию. Было решено, что из 45 машин (типовой состав дивизиона) на долю Jagdpanther будет приходиться треть. Остальное составляли либо StuG 40 Ausf.G, либо Panzer IV/70.
Примерно в таком виде должен был воевать и 559-й дивизион истребителей танков. На практике в его составе было 28 StuG 40 и 13 Jagdpanther, причем последние 2 машины подбросили уже в момент погрузки на эшелон. В таком виде дивизион воевал с 6 сентября 1944 года. Как следует из отчета по боевому применению, сражения в Бельгии показали не очень хорошее взаимодействие с пехотными частями. Кроме того, забава «а давайте устроим марш на 500 километров без обслуживания» была не уникальной для Красной Армии. За сентябрь машины накатали более 850 километров, из них 600 были маршем без паузы на обслуживание. Неудивительно, что к концу месяца из 9 Jagdpanther, имевшихся в наличии, только 3 были работоспособны. Оставшиеся 8 StuG 40 все требовали ремонта. Это к вопросу о «ненадежных советских танках», с той стороны ситуация была ничуть не лучше. Не говоря о том, что у Jagdpanther имелись проблемы с повышенной нагрузкой на передние опорные катки.
Потери, впрочем, были не только от неисправностей. Теряли их и от огня английской артиллерии, а также огня английских танков. Одна из машин оказалась подбита фланговым огнём танка Cromwell IV из состава 1-й польской бронетанковой дивизии и захвачена. Ныне её можно видеть в экспозиции Имперского военного Музея в Даксфорде. Причем таковые потери были не единичными. Октябрь 1944 года был тоже не особо радостным, даже несмотря на то, что пришло пополнение в виде 12 StuG 40 Ausf.G. К 1 ноября этих машин имелось 15 штук, но рабочих самоходок всего 3 штуки. Jagdpanther имелось 6 машин, из них работоспособной оказалась одна.
В дальнейшем дивизион получал Jagdpanrther, но в целом ситуация была не особо радостной. Ультимативным оружием, как иногда показывают Jagdpanrher, она явно не была. Крови эти машины попили немало, но в целом «лучшей САУ в классе» ее назвать крайне сложно. Особенно учитывая тот факт, что реальным ее одноклассником была ИСУ-122. Ибо машина-то тяжелая.
Статья по Jagdpanther:
https://warspot.ru/14373-bolshaya-protivotankovaya-koshka
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12938681.html