Юрий Пашолок. Неинтересное вундерваффе с Курской Дуги

17
Юрий Пашолок. Неинтересное вундерваффе с Курской Дуги

Юрий Пашолок. Неинтересное вундерваффе с Курской Дуги

Мнение советских специалистов о немецкой радиоуправляемой саперной танкетке Sd.Kfz.301 (Borgward B IV)

5 июля 1943 года началась операция «Цитадель», последнее немецкое массированное наступление в ходе Великой Отечественной войны. К данной операции немецкое командование использовало целую массу новинок. Следует отметить, что как раз на лето 1943 году Германия достигла апогея с точки зрения качественного превосходства бронетанковой техники. Курская дуга стала местом дебюта целого ряда образцов немецкой бронетанковой техники, в том числе самоходных установок Panzerjäger Tiger (P), более известных как Ferdinand, средних танков Pz.Kpfw.Panther, штурмовых орудий Sturmpanzer, истребителей танков Hornisse, САУ Wespe и Nashorn, и так далее. На этом фоне финал операции «Цитадель» выглядит весьма показательно. Одной из частых тем является сравнивание потерь Красной Армии и немецкой армии, но часто спорщики забывают про уровень качественного превосходства немцев на тот момент. То, что немецкое наступление, по итогам, закончилось освобождением Красной Армией Орла, и затем и Харькова, наглядно показывает — новинки слегка так не помогли.

Borgward B IV a и orgward B IV b (хорошо видна разница в конструкции гусеничных лент) незадолго до начала операции "Цитадель"

Borgward B IV a и orgward B IV b (хорошо видна разница в конструкции гусеничных лент) незадолго до начала операции «Цитадель»

Одной из относительных новинок, которую применили Курской Дуге, стали радиоуправляемые саперные танкетки Sd.Kfz.301, они же Sprengladungsträger Borgward B IV. История этой необычной боевой машины началась в октября 1941 года, когда Инспекция моторизованных войск (In.6) сделала запрос в Управление Вооружений на предмет создания управляемой по-радио машины-подрывника, способной тащить до 500 кг взрывчатки. Заказ на такую машину поступил на фирму Borgward, у которой уже имелся большой опыт создания инженерных машин. Имелась и подходящая база для требуемой танкетки — машина снабжения VK 3.02, ходовая часть которой повторяла немецкие полугусеничные тягачи (с учетом того, что Borgward была разработчиком тягача Sd.Kfz.11, неудивительно). В апреле 1942 года была изготовлена первая серия из 12 танкеток Borgward B IV. Изначальная конструкция ходовой части полностью повторяла VK 3.02, при этом моторное отделение размещалось в корме, а броневая защита имелась только спереди. Также впереди размещался сбрасываемый заряд с 500 кг взрывчатки. Согласно задумке, подрыв такого мощного заряда позволял уничтожить мины в радиусе 40 метров. Также при помощи таких зарядов можно было уничтожать оборонительные сооружения. В походном положении машина управлялась механиком-водителем, а в бою управлялась по радио. Следует отметить, что немцы были совсем не новаторами в этой области. В ходе советско-финской войны использовались похожие по назначению танкетки «Подрывник» на базе Т-26, а в 1941 году предполагалось, что советские телетанки будут снабжаться сбрасываемыми ящиками с теми же 500 килограмм взрывчатки.

Машина снабжения VK 3.02, послужившая базой для Borgward B IV

Машина снабжения VK 3.02, послужившая базой для Borgward B IV

Первая серийная версия машины, Borgward B IV a, практически полностью повторяла установочную партию. Таких машин выпустили 120 штук, в июне 1942 года их испытали в Крыму. Что же касается операции «Цитадель», то в ней дебютировала наиболее массовая версия машины — Borgward B IV b. От предшественника ее довольно легко отличить и по конструкции корпуса, и по конструкции ходовой части. Достаточно быстро выяснилось, что ходовая часть конструкции известного конструктора Генриха Книпкампа подходит для тягачей, но не подходит для танков и инженерных машин. Поэтому вместо сложных траков с резиновыми подушками на Borgward B IV b ввели цельнометаллические траки упрощенной конструкции. Убрали резину и с ведущих колес, существенно упростив их конструкцию. Наконец, теперь Borgward B IV был полностью защищен броней. С лобовой части машину защищал лист толщиной 10 мм, а по бортам и корме ставились броневые листы толщиной 8 мм. Также у механика-водителя имелись откидные щитки, защищавшие голову. На правом борту оборудовали эвакуационный люк, что облегчало покидание машины в случае опасности. За 1942 год было выпущено 218 машин второй серии, плюс 650 в 1943 году. Надо сказать, что штуковина получилась, мягко говоря, недешевая. Стоимость одной машины составляла 28 тысяч рейхсмарок, это сравнимо с легким танком Т-70 или самоходной артиллерийской установкой СУ-76М.

В походном положении машина управлялась механиком-водителем

В походном положении машина управлялась механиком-водителем

Организационно данные машины входили в состав отдельных танковых рот радиоуправления (Funklenk-Panzerkompanie). Во многом применявшаяся там система здорово напоминала советские батальоны телетанков, где использоались пары ТТ (телетанк) и ТУ (танк управления). В качестве танков управления у немцев применялись переоборудованные танки Pz.Kpfw.III. Из было легко отличить по характерным забашенным ящикам, в которых находилось радиооборудование. Всего было сформировано три таких роты — Fkl.Pz.Kp. 312, 313 и 314. Из них часть получила, вместо Pz.Kpfw.III, машины управления на базе самоходных артиллерийских установок StuG 40 Ausf.G.

Иллюстрация из переводной инструкции по "немецкой танкетке, управляемой по радио"

Иллюстрация из переводной инструкции по «немецкой танкетке, управляемой по радио»

В таком составе машины применили на Курской дуге. Действовали они совместно с немецким тяжелыми танковыми батальонами, имевшими на вооружении тяжелые танки Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (конкретно с 505-м ТТБ), а также 653-м и 654-м тяжелыми противотанковыми дивизионами, воевавшими на истребителях танков Ferdinand. Поэтому часто на фотографиях Borgward B IV b встречаются в компании с «Фердинандами». Действовали машины на Северном фасе Курской Дуги. Задачей отдельных танковых рот радиоуправления была расчистка проходов в минных полях, а также уничтожение отдельных узлов сопротивления в советских линиях обороны.

Схема управления машины

Схема управления машины

Боевое применение данных боевых машин оказалось весьма неоднозначным. Отчасти поставленные задачи удалось выполнить, но в боевых условиях стали вылезать проблемы, которые прошли мимо в ходе применения в Крыму. Выяснилось, что дистанция связи не превышает один километр, кроме того, часто Borgward B IV b не достигали своих целей. В результате роты понесли тяжелые потери в матчасти, как в танкетках, так и в машинах управления. При отходе машины подрывали, но случалось это не всегда, посему уже к концу июля 1943 года в руках Красной Армии имелись не только танкетки и машины управления, но и документация по ним.

Отчет ГРУ по изучению темы немецкой танкетки, управляемой по радио

Отчет ГРУ по изучению темы немецкой танкетки, управляемой по радио

К осени 1943 года документация по «немецкой танкетке, управляемой по радио», была переведена и направлена всем заинтересованным сторонам. Заодно включилось в работу и Главное Разведывательное Управление, которое в октябре 1943 года подготовило доклад по Borgward B IV. В целом доклад оказался достаточно точным, хотя «мотор Майбах мощностью 300 лошадиных сил, работающий на алкоголе», вызывает улыбку. На самом деле там стоял вполне обычный бензиновый мотор.

Вердикт ГБТУ КА по поводу развития телетанков. Появление немецкой новинки не стало основанием для возобновления работ. Всё правильно сделали

Вердикт ГБТУ КА по поводу развития телетанков. Появление немецкой новинки не стало основанием для возобновления работ. Всё правильно сделали

Интерес ГБТУ КА к немецкой новинке был понятен. До войны в Красной Армии было сформировано два батальона телетанков, а в 1941 году предполагалось дальнейшее расширение данных частей, при этом в качестве базы предполагался танк Т-50. Вместе с тем, опыт применения этих самых телетанков имел и отрицательные результаты. Прежде всего касалось это связи машины управления и телетанка. Выяснилось, что дистанция связи не превышает 1-1,5 километров, посему машина управления становилась уязвимой для вражеского огня. Совершенно внезапно всё то же самое ощутили на себе и немцы. Кроме того, стоимость аппаратуры оказалась очень высокой, а также требовались специалисты высокой квалификации. В результате интерес к данной системе довольно быстро пропал. Возобновлять работы по телетанкам в 1943 году не стали. Выводы, надо сказать, были сделаны верные. Немцы с этой дорогой игрушкой потыркались, в итоге забросив идею. Успех радиоуправляемых инженерных машин оказался локальным. Их успешное применение было возможно только в условиях собственного превосходства на поле боя. В противном случае танкетки быстро выбивались.

Sd.Kfz.301, захваченная на Северном фасе Курской дуги

Sd.Kfz.301, захваченная на Северном фасе Курской дуги

Одна из воевавших на Северном фасе Курской дуги телемеханических танкеток дожила до наших дней. Это Borgward B IV b, ныне она находится в музейном секторе №1 парка «Патриот».

Источники:

  1. ЦАМО РФ
  2. архив автора
  3. Panzer Tracts No.14

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f245582d6b2bc74ca98811a/neinteresnoe-vundervaffe-s-kurskoi-dugi-5f6ef8a563b25d04cd401f92

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account