Мнение советских специалистов о немецкой радиоуправляемой саперной танкетке Sd.Kfz.301 (Borgward B IV)
5 июля 1943 года началась операция «Цитадель», последнее немецкое массированное наступление в ходе Великой Отечественной войны. К данной операции немецкое командование использовало целую массу новинок. Следует отметить, что как раз на лето 1943 году Германия достигла апогея с точки зрения качественного превосходства бронетанковой техники. Курская дуга стала местом дебюта целого ряда образцов немецкой бронетанковой техники, в том числе самоходных установок Panzerjäger Tiger (P), более известных как Ferdinand, средних танков Pz.Kpfw.Panther, штурмовых орудий Sturmpanzer, истребителей танков Hornisse, САУ Wespe и Nashorn, и так далее. На этом фоне финал операции «Цитадель» выглядит весьма показательно. Одной из частых тем является сравнивание потерь Красной Армии и немецкой армии, но часто спорщики забывают про уровень качественного превосходства немцев на тот момент. То, что немецкое наступление, по итогам, закончилось освобождением Красной Армией Орла, и затем и Харькова, наглядно показывает — новинки слегка так не помогли.
Одной из относительных новинок, которую применили Курской Дуге, стали радиоуправляемые саперные танкетки Sd.Kfz.301, они же Sprengladungsträger Borgward B IV. История этой необычной боевой машины началась в октября 1941 года, когда Инспекция моторизованных войск (In.6) сделала запрос в Управление Вооружений на предмет создания управляемой по-радио машины-подрывника, способной тащить до 500 кг взрывчатки. Заказ на такую машину поступил на фирму Borgward, у которой уже имелся большой опыт создания инженерных машин. Имелась и подходящая база для требуемой танкетки — машина снабжения VK 3.02, ходовая часть которой повторяла немецкие полугусеничные тягачи (с учетом того, что Borgward была разработчиком тягача Sd.Kfz.11, неудивительно). В апреле 1942 года была изготовлена первая серия из 12 танкеток Borgward B IV. Изначальная конструкция ходовой части полностью повторяла VK 3.02, при этом моторное отделение размещалось в корме, а броневая защита имелась только спереди. Также впереди размещался сбрасываемый заряд с 500 кг взрывчатки. Согласно задумке, подрыв такого мощного заряда позволял уничтожить мины в радиусе 40 метров. Также при помощи таких зарядов можно было уничтожать оборонительные сооружения. В походном положении машина управлялась механиком-водителем, а в бою управлялась по радио. Следует отметить, что немцы были совсем не новаторами в этой области. В ходе советско-финской войны использовались похожие по назначению танкетки «Подрывник» на базе Т-26, а в 1941 году предполагалось, что советские телетанки будут снабжаться сбрасываемыми ящиками с теми же 500 килограмм взрывчатки.
Первая серийная версия машины, Borgward B IV a, практически полностью повторяла установочную партию. Таких машин выпустили 120 штук, в июне 1942 года их испытали в Крыму. Что же касается операции «Цитадель», то в ней дебютировала наиболее массовая версия машины — Borgward B IV b. От предшественника ее довольно легко отличить и по конструкции корпуса, и по конструкции ходовой части. Достаточно быстро выяснилось, что ходовая часть конструкции известного конструктора Генриха Книпкампа подходит для тягачей, но не подходит для танков и инженерных машин. Поэтому вместо сложных траков с резиновыми подушками на Borgward B IV b ввели цельнометаллические траки упрощенной конструкции. Убрали резину и с ведущих колес, существенно упростив их конструкцию. Наконец, теперь Borgward B IV был полностью защищен броней. С лобовой части машину защищал лист толщиной 10 мм, а по бортам и корме ставились броневые листы толщиной 8 мм. Также у механика-водителя имелись откидные щитки, защищавшие голову. На правом борту оборудовали эвакуационный люк, что облегчало покидание машины в случае опасности. За 1942 год было выпущено 218 машин второй серии, плюс 650 в 1943 году. Надо сказать, что штуковина получилась, мягко говоря, недешевая. Стоимость одной машины составляла 28 тысяч рейхсмарок, это сравнимо с легким танком Т-70 или самоходной артиллерийской установкой СУ-76М.
Организационно данные машины входили в состав отдельных танковых рот радиоуправления (Funklenk-Panzerkompanie). Во многом применявшаяся там система здорово напоминала советские батальоны телетанков, где использоались пары ТТ (телетанк) и ТУ (танк управления). В качестве танков управления у немцев применялись переоборудованные танки Pz.Kpfw.III. Из было легко отличить по характерным забашенным ящикам, в которых находилось радиооборудование. Всего было сформировано три таких роты — Fkl.Pz.Kp. 312, 313 и 314. Из них часть получила, вместо Pz.Kpfw.III, машины управления на базе самоходных артиллерийских установок StuG 40 Ausf.G.
В таком составе машины применили на Курской дуге. Действовали они совместно с немецким тяжелыми танковыми батальонами, имевшими на вооружении тяжелые танки Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (конкретно с 505-м ТТБ), а также 653-м и 654-м тяжелыми противотанковыми дивизионами, воевавшими на истребителях танков Ferdinand. Поэтому часто на фотографиях Borgward B IV b встречаются в компании с «Фердинандами». Действовали машины на Северном фасе Курской Дуги. Задачей отдельных танковых рот радиоуправления была расчистка проходов в минных полях, а также уничтожение отдельных узлов сопротивления в советских линиях обороны.
Боевое применение данных боевых машин оказалось весьма неоднозначным. Отчасти поставленные задачи удалось выполнить, но в боевых условиях стали вылезать проблемы, которые прошли мимо в ходе применения в Крыму. Выяснилось, что дистанция связи не превышает один километр, кроме того, часто Borgward B IV b не достигали своих целей. В результате роты понесли тяжелые потери в матчасти, как в танкетках, так и в машинах управления. При отходе машины подрывали, но случалось это не всегда, посему уже к концу июля 1943 года в руках Красной Армии имелись не только танкетки и машины управления, но и документация по ним.
К осени 1943 года документация по «немецкой танкетке, управляемой по радио», была переведена и направлена всем заинтересованным сторонам. Заодно включилось в работу и Главное Разведывательное Управление, которое в октябре 1943 года подготовило доклад по Borgward B IV. В целом доклад оказался достаточно точным, хотя «мотор Майбах мощностью 300 лошадиных сил, работающий на алкоголе», вызывает улыбку. На самом деле там стоял вполне обычный бензиновый мотор.
Интерес ГБТУ КА к немецкой новинке был понятен. До войны в Красной Армии было сформировано два батальона телетанков, а в 1941 году предполагалось дальнейшее расширение данных частей, при этом в качестве базы предполагался танк Т-50. Вместе с тем, опыт применения этих самых телетанков имел и отрицательные результаты. Прежде всего касалось это связи машины управления и телетанка. Выяснилось, что дистанция связи не превышает 1-1,5 километров, посему машина управления становилась уязвимой для вражеского огня. Совершенно внезапно всё то же самое ощутили на себе и немцы. Кроме того, стоимость аппаратуры оказалась очень высокой, а также требовались специалисты высокой квалификации. В результате интерес к данной системе довольно быстро пропал. Возобновлять работы по телетанкам в 1943 году не стали. Выводы, надо сказать, были сделаны верные. Немцы с этой дорогой игрушкой потыркались, в итоге забросив идею. Успех радиоуправляемых инженерных машин оказался локальным. Их успешное применение было возможно только в условиях собственного превосходства на поле боя. В противном случае танкетки быстро выбивались.
Одна из воевавших на Северном фасе Курской дуги телемеханических танкеток дожила до наших дней. Это Borgward B IV b, ныне она находится в музейном секторе №1 парка «Патриот».
Источники:
- ЦАМО РФ
- архив автора
- Panzer Tracts No.14