Новинки среди классической военной техники музеев Москвы и Московской области в 2023 году
Когда-то (на самом деле не так и давно, в начале 2000-х годов) бронетанковую технику времен Великой Отечественной войны можно было увидеть в считанных российских музеях. Про то, чтобы огни еще и ездили, и говорить не приходилось. Разве что Кубинка, да и то 2 раза в год. Часть танков и бронемашин считалась потерянной безвозвратно, кое-что можно было увидеть разве что за рубежом. Тем сильнее впечатляет тот объем работы, который был проведен музеями, прежде всего частными, за это время.
Уходящий 2023 год оказался весьма богат на новинки, которые пополнили частные собрания и музеи. Прежде всего речь идет о тех машинах (и не только их), которые появились в Москве, а также в Московской области. О части из них уже говорилось, тем не менее, стоит вспомнить и эти экспонаты. Несмотря на сложную ситуацию, музеи пополняются, причем объем новинок такой, что зарубежным собраниям есть о чем позавидовать.
Кому-то более ценными являются зарубежные образцы военной техники. Но для истории нашей страны отечественные машины как-то ближе. Поэтому с них и начнем. Так получилось, что первой новинкой оказалась боевая машина, которая стала одной из последних новинок 2023 года. Речь идет о танке сопровождения Т-18 (МС-1), который совсем недавно пополнил коллекцию Музея Техники Вадима Задорожного. Танк восстановлен из корпуса и башни, которые довольно давно находились в музее. Теперь танк на ходу, в начале декабря состоялся его динамический показ.
Следующая новинка пополнила коллекцию Музея отечественной военной истории. На праздничных мероприятиях 9 мая музей презентовал разведывательный танк-амфибию Т-37А. Это был самый массовый танк данного класса межвоенного периода, ныне их сохранилось совсем немного. Реставрация проходила в несколько этапов. 9 мая танк показали на ходу, летом закончили работы по доводке, прежде всего это касается интерьера. Сейчас это самый аутентичный Т-37А из сохранившихся.
В прошлом году в Музее отечественной военной истории появился колесно-гусеничный танк БТ-7. В этом году такой танк появился в Музее Техники Вадима Задорожного. Машина восстановлена силами мастерской «Арьегард» из кусков, она также в ходовом состоянии. Танк более позднего выпуска, с конической башней. Надо сказать, что почти закончен еще один БТ-7, также с конической башней. Но не будем торопить события, пусть машину сначала закончат.
Более интересна еще одна новинка Музея Техники Вадима Задорожного — БТ-2. Этот колесно-гусеничный танк также восстановлен мастерской «Арьегард» из фрагментов. Что очень важно, это первый восстановленный «полноценный» БТ-2, в парке «Патриот» стоит БТ-5 с башней БТ-2. Танк отреставрирован в конфигурации «большой модернизации». Несколько непривычно смотрится спарка пулеметов ДА в башне, но именно так выглядело большинство серийных БТ-2. Пушечными было меньше трети этих танков.
В этом году полку Т-34 прибыло. В Музее отечественной военной истории появился танк выпуска завода №183. Сам танк в конфигурации осени 1941 года, но официально его сдали в начале 1942 года (изготовлен из задела корпусов и башен). Машина воевала в составе 33-й танковой бригады, позже переделана в тягач. Благодаря большому объему исследовательских работ удалось получить самый аутентичный ранний Т-34. Увидеть в движении его можно было 9 мая.
В Музее Техники Вадима Задорожного появилась ходовая САУ ИСУ-152. На самом деле это ИСУ-122, но родного орудия не сохранилось. Приниципиально можно найти орудие А-19 и переставить, другой вопрос, насколько это целесообразно. Таких пушек осталось немного, стоит ли их дербанить? Сама машина восстановлена в послевоенной конфигурации, впрочем, это мало кто поймет. Зато ходовой статус поймут все.
Еще одна новинка Музея Техники Вадима Задорожного пока не может ездить, что, впрочем, не сильно ей мешает. Речь идет о немецкой САУ StuG III Ausf.E. Вообще такие машины сохранились, вот только все они уехали за рубеж. Так что единственной StuG III Ausf.E, которая сейчас представлена в российских музеях, является САУ, восстановленная музейной мастерской. Машина заняла место на танковой аллее между музейными корпусами.
Самая старая из новинок этого года с марта по октябрь экспонировалась в Музее отечественной военной истории. Речь идет о французском легком танке Renault FT. Танк восстанавливается мастерской Вячеслава Лен. Сам танк ранее находился на Линии Мажино. В этом году машину восстановили с точки зрения экстерьера, в конфигурации танка из состава Красной Армии. Сейчас идут работы по его восстановлению до ходового состояния. Уже в следующем году танк должен поехать.
Ко Дню Танкиста на выставке «Моторы Войны» появилась еще одна новинка этого года — американский средний танк Medium Tank M3A3. В Красную Армию именно такие танки не поставлялись, зато шли БРЭМ на его базе — Tank Recovery Vehicle M31B1. В такой конфигурации был и данный экземпляр, но находился он в слишком «уставшем» вида. Поэтому военно-исторический клуб «Капонир» решил восстановить БРЭМ в его исходной конфигурации, то есть как танк.
В самом конце прошлого года на экспозиции Музея отечественной военной истории появился Medium Tank M4A2. Впрочем, финализация работ состоялась уже весной этого года, так что вполне можно его назвать новинкой 2023 года. Важный момент в том, что этот танк ранее воевал в составе Красной Армии. Реставрация танка заняла немало времени (это один из самых долгих проектов музея), но оно того стоило. Ныне это единственный ходовой «советский» М4А2 на родных агрегатах.
Второй M4A2 буквально заскочил под самый конец декабря. Новинка появилась в экспозиции Музея Техники Вадима Задорожного. С точки зрения конфигурации танк похож на М4А2 из коллекции Музея отечественной военной истории, но имеет некоторые отличия. С учетом того, что этот танк дело несколько заводов, вполне нормальное явление.
Еще одной зарубежной новинкой стал английский пехотный танк Churchill VII. Его корпус и башня давно лежали, ожидая своего часа. В итоге дождались. Восстанавливалась машина на современных агрегатах. Сейчас танк занял место на танковой аллее Музея Техники Вадима Задорожного. Можно считать, что это первый этап реставрации. По мелочам там много чего надо доделывать, главное, что корпус и башня превратились в танк.
Напоследок стоит вспомнить о бронеавтомобилях. Поскольку их было значительно меньше, чем танков (что по количеству, что по типам моделей), то новинки появляются нечасто. Тем не менее, одним броневиком в этом году стало больше. На международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны» был показан легкий бронеавтомобиль БА-20. Восстановили его в Военно-Техническом Музее Славы. Броневик «пограничный», поскольку в месте, где его нашли, были останки и БА-20, и БА-20М.
Как можно заметить, только по Москве и Московской области набралось больше десятка новинок среди бронетехники. Это не считая послевоенных и современных образцов, а таковые появлялись в Музее отечественной военной истории, например. Растущее число исторической бронетехники еще ощущается на соответствующих мероприятиях. На Красной площади 7 ноября, например, часть раритетов уже была совсем не в единичных экземплярах. Постепенно перестают быть единичными уникумами такие танки, как БТ, например. В следующем году нас точно ждут новинки, скорее всего, в не меньшем объеме.
источник: https://dzen.ru/a/ZYAt_6eY5Q9V_uOm