Выставка «Моторы Войны», открывшаяся на территории бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината №4
Музейная жизнь, несмотря на все нынешние проблемы, продолжается. Если в прошлом году тяжелая ситуация заставляла музеи на время закрывать, то ныне ограничения не столь жесткие. Это позволяет музеям более-менее развиваться. Касается это и военно-технических музеев. Раньше для того, чтобы посмотреть в пределах Москвы и Московской области на военную технику, на выбор имелось ограниченное число музеев. Конечно, москвичам грех жаловаться на недостаток таких музеев, особенно на фоне других областей. Тем не менее, выбор был не столь и огромен. Сейчас ситуация изменилась. Появилось некоторое число частных музеев, где выбор по ряду направлений побогаче, чем в государственных. Да и государственные тоже подтянулись. На этом фоне больше всех впечатляет парк «Патриот». Даже с учетом того, что основу бронетанковой коллекции там составляет бывший танковый музей в Кубинке, объем экспозиций впечатляет. Одним словом, за последние лет 10 выбор стал куда богаче.
Вместе с тем, есть одно направление, которое находится в весьма запущенном состоянии. Речь идет о военных автомобилях. Про выставки вроде «Олдтаймер Галереи Ильи Сорокина» и говорить не приходится, там военные машины всегда были на вторых ролях. Если вы пойдете в военно-технические музеи, то там разнообразие, как правило, не высоко. Сейчас ситуация несколько лучше. Например, если вы поедете в Государственный Военно-Технический Музей (село Ивановское, городской округ Черноголовка), то там набор военных автомобилей немаленький. Есть постоянно пополняемая коллекция Музея отечественной военной истории. Но так, чтобы увидеть, грубо говоря, автомобильную Кубинку — такого всё же не было. До последнего времени.
10 лет назад состоялся первый международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Он стал первым мероприятием в России, полностью посвященным военным автомобилям. Одним только слётом дело не ограничилось. Еще до него на Поклонке открылась одноименная выставка. Позже, в 2017 году, аналогичная выставка открылась в парке «Патриот». Это уже было похоже на то, что уже давно просилось, а именно большая выставка, где можно увидеть основные колесные машины Второй мировой войны. В начале октября этого года выставка в парке «Патриот» закрылась. И вот теперь она возродилась на новом месте. Сильно дополненная выставка «Моторы Войны» появилась в Москве (ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2), обновленная и сильно дополненная. Вчера состоялось ее открытие, об этом и пойдет речь в пятничном репортаже.
Смена площадки стала причиной изменения концепции выставки. Если ранее «Моторы Войны» размещались на территории одного зала, то теперь их три. Основная идея выставки осталась неизменной. У посетителя есть уникальная возможность увидеть большую коллекцию военной техники, по большей части колесной. Временные рамки выставки также остались неизменными — от 1918 года и заканчивая 1945 годом. Главным отличием стало то, что теперь на площадке бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината №4 (далее здесь последовательно размещалось несколько автомобильных музеев) располагается несколько коллекций. Наиболее крупной остается коллекция реставратора Вячеслава Лен. Также на новых «Моторах Войны» можно видеть технику из коллекций проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина, мастерской Евгения Шаманского и военно-исторического клуба «Капонир». Это основные участники международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны», а выставка является продолжением слёта. То, что обычно можно увидеть в поле, теперь доступно гораздо ближе.
Увеличение экспозиционных площадей более чем в 3 раза не только позволило 2 с лишним раза увеличить количество экспонатов, но и изменить саму выставку. Ранее в одном зале показывалась техника всех стран, теперь же появилось разделение на временной период. Три павильона, соединенные друг с другом, разделены еще и тематически. Первый павильон — это становление советской автомобильной промышленности в межвоенный период, а также развитие немецкой техники в тот же период. Тема противостояния, которая была и ранее на «Моторах Войны», сохранилась. Можно видеть, что в один и тот же период, было у нас и у немцев. Второй зал посвящен первому году Великой Отечественной войны и битве под Москвой. В этом году сражениям за столицу исполнилось 80 лет. Кроме того, под Москвой применили основные достижения советской предвоенной промышленности. Наконец, третий павильон — это период с 1942 по 1945 года.
Еще одним существенным отличием новым выставки стало то, что ее площади позволили разместить не просто более 150 единиц техники и различных предметов. «Моторы Войны» — это живая история военных автомобилей, которую можно последовательно изучать, двигаясь по территории выставки. Каждый экспонат тут вписан, он является частью повествования. Естественно, у всех есть возможность самим походить и посмотреть машины. Но уже сейчас есть экскурсионная программа, которая в полной мере раскрывает общий замысел выставки. Смотреть надо не только на машины, но и окружение. Например, почему выставка называется именно «Моторы Войны», можно понять по самому первому экспонату — шасси грузовика АМО Ф-15. Это не только грузовик, подходящий для перевозки личного состава, но и база для бронемашины БА-27. И то, и другое можно видеть на баннерах. Где это возможно, баннеры дополнительно отыгрывают общую концепцию.
На реализацию проекта новой выставки ушло около полутора месяцев кропотливой работы. Последние приготовления, как обычно, были уже в последние часы. Наконец, в 11 утра 9 декабря 2021 года новая выставка начала свою работу. Открыли ее Николай Анатольевич Асаул, генеральный директор ГУП «Мосгортранс», и коллекционер Вячеслав Лен, главный идеолог «Моторов Войны». Уже в первый день выставка начала свою полноценную работу. Естественно, заход сюда возможен только по QR-коды, безопасность прежде всего. Но главное, что в такое непростое время удалось реализовать столь масштабный проект. По уровню насыщенности «Моторы Войны» являются едва ли не самой сильной выставкой в мире, посвященной военным автомобилям и всему, что с этим связано.
Открывается выставка с отечественной автомобильной промышленности межвоенного периода. Начиналось ее становление с организации выпуска зарубежных образцов. Ничего зазорного в этом нет, как делали многие страны. В конце 20-х годов началась реализация программы массового строительства автомобилей. Изначально сотрудничество шло с немецкими фирмами, но вскоре приоритетом стали американские компании. Для такой большой страны, как Советский Союз, немецкий подход с массой небольших фирм и сложными машинами, не подходил. Во главу угла ставились такие параметры, как простота, неприхотливость, а также возможность выпускать машины огромными сериями. По всем этим параметрам оптимальным решением стала продукция Ford. С нее всё и начинается. ГАЗ-А, первый массовый советский легковой автомобиль, а заодно и командирский фаэтон. На его базе строились броневики. На выставке показаны уникальные бронемашины Д-8 и Д-12, их осталось по одной штуке. Кстати говоря, строились они не на базе ГАЗ-А, а еще с использованием шасси Ford A. Их в СССР успели собрать 3804 штуки, причем собирали и в Москве.
Пример, аналогичный ГАЗ-А и машинам на его базе, можно видеть и дальше. Разделения на гражданские и военные модели тогда не делали. В результате грузовик повышенной проходимости ГАЗ-ААА — это еще и шасси бронемашины БА-10, и база для штабного автобуса ГАЗ-05-193. То же самое можно сказать и про грузовики ЗИС. И чтобы ни у кого не было сомнений в правильности выбранного курса. СССР к концу 30-х годов вышел в число крупнейших производителей грузовиков в Европе. Только с 1932 по 1938 годы ГАЗ и московский завод КИМ сдали 487 тысяч грузовиков семейства ГАЗ-АА. Да и ЗИС-5 был по-настоящему массовым грузовым автомобилем. Ставка на американские модели оказалась верной.
С другой стороны можно видеть, какие модели выпускали в 30-е годы на территории Германии. По этому поводу есть много разных смешных выводов, но реальность выглядела несколько отличающейся от штампа про мега-машины и тотальную механизацию вермахта. На выставке можно увидеть и передовые модели вроде Eiheitsdiesel, который стоил, как четыре ЗИС-6. Шасси «единого легкого» автомобиля BMW 325 было решено специально показать именно так. Чтобы была видна его начинка. А с другой стороны есть типовой «кюбельваген» — Horch 830 R, а также санитарная машина Phänomen Granit 25H. Последняя по ТТХ мало отличается от «полуторки». Для понимания, вот так взять и показать всю эту «типовую» линейку что советских, что немецких машин почти невозможно. Тот же Horch 830 R сохранился в количестве где-то 2-3 штук. Штабной автобус ГАЗ-05-193 вообще один в мире. Можно себе представить, каких усилий стоило всё это восстановить и собрать.
Ничуть не меньших усилий потребовалось для того, чтобы показать обратную сторону «тотальной моторизации» вермахта. Речь идет о немецкой гужевой колонне, ничего похожего в мире попросту нет. Часть из них была создана еще для кайзеровской армии, например, полевые кухни. Наиболее массовые модели пехотных повозок имели деревянную конструкцию, делалось это в целях экономии. Таковыми являются, например, повозки Hf.1 и Hf.3, самые массовые в вермахте. На 183 тысячи автомобилей в немецкой армии к 1 сентября 1939 года приходилось 514 тысяч лошадей. По штату немецкой пехотной дивизии, ей полагалось 6 тысяч лошадей. А что эти лошади возили, можно увидеть своими глазами.
Вторая, наиболее крупная часть выставки, посвящена боям 1941 года. Даже без учета того, что в этом году битве под Москвой исполнилось 80 лет, именно бои первого года войны стали самыми важными. Советскую автомобильную промышленность война застала врасплох. Она и так находилась в сложном положении. В серию, с большим трудом, успели запустить ЗИС-32, ГАЗ-61 и ГАЗ-64, случилось это уже в первые месяцы войны. Часть из этих машин можно увидеть в экспозиции, например, ГАЗ-61, первый советский серийный внедорожник. Увы, война не дала в полной мере запустить его в серию. Уже осенью 1941 года началась переориентация промышленности на танки и броневики.
Вместе с тем, говорить о том, что у нас всё было совсем плохо — это слегка не так. Не без проблем, но промышленность осваивала новые типы машин, включая артиллерийские тягачи. И вот тут есть чем гордиться. Советская промышленность создала триаду тягачей, которыми уж точно не надо было стыдиться. Это легкий тягач противотанковой артиллерии «Комсомолец», тягач дивизионной артиллерии СТЗ-5 и тяжелый артиллерийский тягач «Коминтерн». Ничуть не уступающие, а порой превосходящие зарубежные аналоги. Да и процент механизации тяжелой артиллерии в Красной Армии был близок к 100%. Немцы же часть своих 149-мм гаубиц sFH 18 таскали лошадками. На выставке «Моторы Войны» можно увидеть и «Комсомолец», и СТЗ-5, и «Коминтерн». Эти машины восстановлены мастерской Евгения Шаманского. Неподалеку стоит полугусеничный грузовик ЗИС-33, также восстановленный этой же мастерской. Кстати говоря, триада (а после появления «Ворошиловца» квартет) после войны развивалась дальше. «Комсомолец» стал АТ-П, прямым идеологическим развитием СТЗ-5 оказался АТ-Л, в роли сменщика «Коминтерна» оказался АТ-С, ну а вместо «Ворошиловца» появился АТ-Т. То есть всё было сделано правильно.
Весьма широко показаны и немцы. Причем показано именно то, что творилось у них во время войны. Не передовые машины, а широкий ряд. Наряду с передовым «Кеттенкрадом» стоит утилитарный трактор FAMO Rübezahl, который был у немцев на службе еще с 20-х годов. Может это будет для кого-то новостью, но «извините, я на тракторе» можно было легко услышать и в немецкой армии. А еще протяжный вой зампотеха. К лету 1941 года немецкая армия в основном имела на вооружении грузовики имевшие колесную формулу 6Х4, либо 4Х2. Причем на начало войны у немцев имелось 114 типов грузовых машин и 52 типа легковых. Чисто военные «единые внедорожники», коммерческие грузовики, бензиновые моторы, дизельные… Всё это и показано. В идеале бы еще показать, как у немцев на одну позицию приходилось 4-5 типов машин, но тут экспозиция не резиновая.
А еще есть такой интересный момент, как промышленность оккупированных стран. Во-первых, английских грузовиков в цвете «шварцграу» к нам заехало больше, чем английские поставки за всё время. Во-вторых, промышленность Европы очень исправно работало на немецких военных. Например, Citroën в 1940-44 годах сдал для немцев 62 тысячи легковых и грузовых машин, а Renault в тот же период сдала 29 тысяч грузовиков. Это не считая трофеев. А еще была чехословацкая промышленность. Модель Tatra 27 B, которая показана на экспозиции, достигла пика выпуска не поверите при ком. А этот автомобиль и вовсе уникален. Он повоевал в Нормандии, был там захвачен летом 1944 года, перекрашен французскими военными, потом брошен. Дожил до наших дней в нетронутом виде, причем… завелся!
Также на выставке раскрывается тема машин, реквизированных из, скажем так, народного хозяйства. Если кто не в курсе, то немцы хватали всё, что могло двигаться. Даже колесные трактора определяли в тягачи. И своих тоже не жалели. Коллекционер Игорь Шишкин показал на выставке шикарную коллекцию немецких мотоциклов-одиночек. Эти мотоциклы изначально не были армейскими, но и их забрили на фронт. Основная масса этих машин была найдена уже у нас. Даже те машины, которые изначально были чисто учебными, всё равно уехали воевать.
Третий павильон может по насыщенности тягаться со вторым. Прежде всего по той причине, что здесь период с 1942 по 1945 годы, и тут представлено больше всего стран. Советская экспозиция, естественно, в центре, и тут есть на что посмотреть. Мастерская Евгения Шаманского привезла полугусеничный тягач ЗИС-42, а рядом с ним стоит санитарный автобус ЗИС-44, на текущий момент единственный доживший до наших дней. Военно-исторический клуб «Капонир» предоставил систему залпового огня БМ-13, а также самоходную артиллерийскую установку СУ-76М. На небольшом объеме экспозиции показано то, что было для нашей армии типовым. Но, повторю, попробуйте это типовое собрать в одном месте.
Весьма разнообразна и немецкая экспозиция. Здесь есть и швед, правда, с немецкими корнями. Речь идет о полугусеничном тягаче Volvo HBT, который является шведской переделкой тягача Sd.Kfz.10. Машина 1944 года, в общий немецкий ряд она вполне вписывается. Да и немцев тут не так и много. Рядом стоит вполне себе австрийский Steyr 1500A, плюс более поздний Steyr 2000A. Между прочим, самый массовый «единый тяжелый» немецкий внедорожник оказался как раз австрийским. Есть тут и немец, самый массовый на тот период. Эрзац-телега Feldwagen 43, тоже 1944 года выпуска. Трофей из Нормандии. Есть тут и чешская машина, Tatra 57 K. Создана была чисто под немцев, а после войны предприимчивые чехи начали ее выпускать уже для своей армии. Ничего личного, только бизнес.
Как и ранее, на «Моторах Войны» можно увидеть мощнейшую коллекцию итальянской военной техники. Про итальянцев мало что известно. Между тем, у них есть много чего интересного. Ценность коллекции в том, что тут представлены основные типы итальянских грузовиков и тягачей. Чего-то не хватает, но именно чтобы такой коллекцией, нет даже в самой Италии. А есть и совсем уникум — сохранившийся в единственном экземпляре радийный фургон FIAT-SPA Dovunque 35. В дальнейшем планируется прибавление.
Увеличение экспозиционных площадей позволило гораздо полнее показать американскую технику. Вообще тема американских машин крайне интересная, если уж кто и победил в «войне моторов», то это как раз они. И мы неспроста ориентировались именно на американцев. Несмотря на то, что с темой ленд-лиза часто передергивают, во второй половине Великой Отечественной войны автомобильный ленд-лиз сильно помог. При этом посетители выставки могут увидеть основную часть моделей, которые к нам поставлялись.
Несколько расширилась и экспозиция, посвященная технике английского, а также канадского производства. Надо сказать, что тема англичан крайне интересная, хотя бы потому, что они во время войны имели почти 100% моторизации частей. То есть без телег. Интересных моделей техники у них много. Другой вопрос, что для этого надо много площадей, а с чего-то надо начинать. Даже ассортимент тех машин, что поставлялись к нам — это с десяток моделей. При условии, что мы не считаем штучные модели. Поставлялись к нам и канадские машины, причем не так и мало, как может показаться.
Последней страной, которая представлена на «Моторах Войны», является Япония. Набор техники, по сравнению с экспозицией в «Патриоте», немного изменился. Тип 95 остался, но уже не джип, а мотоцикл. Мотоциклу еще предстоит большой объем реставрации, зато теперь можно увидеть, какими эти образцы попадают в добрые руки. Часть экспонатов специально показана не тронутой, иные демонстрируются в «рабочем» виде. Так можно понять, каким образом делались у немецких машин кузова, например.
Помимо основной экспозиции, есть еще дополнительные. Часть из постоянные (одна из них посвящена немецкому инженерному оборудованию), часть временная. Первой такой временной экспозицией стала коллекция немецких пехотных тележек, тема весьма интересная и не столь хорошо известная. В дальнейшем предполагается, что на этом месте будут периодически проводиться специальные выставки. Экспозиция не должна застывать, это принцип любого правильного музея, особенно военно-технического.
С точки зрения развития выставки предусмотрен целый ряд интересных активностей. Для начала, техника на «Моторах Войны», по большей части, двигающаяся. А это значит, что ее можно показать на ходу. Предполагается, что такие активности будут каждые выходные. Одно дело посмотреть на редкие экспонаты, а совсем другое увидеть живьем. Многие из них ездят на слете «Моторы Войны», но туда могут доехать не все. А здесь почти в центре Москвы. Первым поедет Т-34 из коллекции военно-исторического клуба «Капонир», случится это в воскресенье 12 декабря, в 12 часов дня. Наконец, в первом павильоне есть специальное место для машины, которая является экспонатом месяца. На открытии это был хлебный фургон на базе ГАЗ-АА, тот самый, что снимался в «Место Встречи Изменить Нельзя». Машина военно-патриотического клуба «Дивизион» вполне себе мотор войны: в 1941 году его мобилизовали как фургон. Ну а далее на том же месте будут появляться новые машины. Планируется и ротация экспонатов основой экспозиции. Одним словом, впереди много интересного.
Как будет развиваться выставка, покажет будущее, но есть, куда расти. Сейчас же самое главное, что «Моторы Войны» открылись в новом формате. Наконец-то удалось реализовать столь масштабный проект. Спасибо всем, благодаря кому это стало возможно, и ждем на экспозиции. Выставка работает со вторника по воскресенье, в будние дни с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/motory-voiny-na-rogojskom-valu-61b270a53d36757a09e83dfb?&