2

Принимая на вооружение танк Т-60, Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) было вынуждено идти на компромисс сразу по многим пунктам. Было очевидно, что этот танк практически по всем тактико-техническим характеристикам уступает Т-50. Зато можно было очень быстро наладить его серийное производство и выпускать тысячами. О чём серьёзно беспокоилось ГАБТУ, так это о вооружении Т-60. Испытания его 20-мм пушки ТНШ показали, что по бронепробиваемости она примерно равна крупнокалиберному пулемёту ДШК. Неудивительно, что вопрос об усилении вооружения был поднят ещё до постройки первого опытного образца Т-60. Его модернизация шла несколькими путями, один из которых привёл к созданию танка Т-45.

Горьковская конкуренция

В сентябре 1941 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления Красной армии (Артком ГАУ КА) инициировал работы по установке в танк Т-60 более мощного вооружения. На совещание по данному вопросу было вызвано руководство конструкторских бюро ГАЗ им. Молотова и завода №92 «Новое Сормово» (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»), одного из ведущих на тот момент предприятий по выпуску танкового и артиллерийского вооружения. Эти два завода находились в одном городе, и от проходной ГАЗ до проходной завода № 92 было километров десять. В случае успеха разработки это заметно облегчило бы дальнейшую кооперацию по выпуску более мощного вооружения.

Нередко в качестве причины замены ТНШ на другое вооружение приводится тот факт, что эта автоматическая пушка была капризной системой и при стрельбе часто заедала. Действительно, такие случаи имели место, но связано это в том числе и с неправильной эксплуатацией системы. А часть претензий и вовсе оказалась результатом некоторых вольностей со стороны заводов, производивших боеприпасы к пушке. По этому поводу было даже выпущено постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №627 от 4 сентября 1941 года, запрещавшее заводам вносить изменения в конструкцию вооружения и боеприпасов без согласования с Наркоматом вооружения. Ну и самое главное: запуск программы по усилению вооружения Т-60 состоялся в сентябре 1941 года, в то время как жалобы на ТНШ пошли из войск только в октябре. А до того жалобы шли на не модернизированные авиационные пушки ШВАК.

Схема установки 45-мм пушки в башне Т-60, разработанная КБ завода №92

После изучения образцов трофейной бронетехники было принято решение о перевооружении Т-60 на 45-мм танковую пушку обр. 1938 года, при этом, согласно проекту, на танке должна была сохраниться штатная башня. По первоначальному плану, работы по усилению вооружения выполнялись совместно конструкторскими бюро ГАЗ и завода №92, однако в ходе проектирования возникли разногласия. В результате было принято решение, согласно которому заводы должны были разрабатывать свои варианты перевооружённой башни. Изготовление макетных образцов намечалось на декабрь. В случае с программой модернизации от ГАЗ им. Молотова дело закончилось созданием танка Т-70, и это тема для отдельной статьи. В этом же материале речь пойдёт о модернизации, которую разработал коллектив завода №92.

Инженеры КБ под руководством В. Г. Грабина решили максимально использовать штатную схему размещения вооружения в башне Т-60. Прицел они разместили в центре маски, слева устанавливался пулемёт ДТ, а справа 45-мм пушка обр. 1938 года. Сиденье командира располагалось со смещением к корме башни, между пушкой и пулемётом, также повторяя этим конструкцию Т-60. Кнопку для выстрела из пушки предполагалось расположить на рукоятке поворотного механизма башни, а кнопку стрельбы из пулемёта – на рукоятке подъёмного механизма. К моменту представления проекта завод №92 имел чертежи для установки 45-мм пушки, а после получения танка планировалось приступить к изготовлению опытного образца в металле.

Т-60 с танковой пушкой ЗИС-19

Между тем, у коллектива завода №92 были и другие соображения по поводу перевооружения Т-60. Дело в том, что ещё с августа 1941 года завод №92 в инициативном порядке разрабатывал 37-мм танковую пушку ЗИС-19. Пушка имела баллистику 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 года (61-К, она же ЗИК-37) и использовала те же боеприпасы. Новая танковая пушка состояла всего из 153 деталей (для сравнения, 45-мм танковая пушка 20-К состояла из 436 деталей). Вес 37-мм системы составлял 235 кг вместе с бронировкой против 403,3 кг у 20-К.

37-мм танковая пушка ЗИС-19

Неудивительно, что параллельно с установкой в башню Т-60 45-мм пушки заводское КБ продвигало идею установку своей пушки, причём ближе к концу 1941 года именно её стали рассматривать как основной вариант. На это имелись свои причины, и с конструкторами здесь трудно не согласиться.

45-мм пушка обр. 1938 года имела гораздо больший вес по сравнению с ТНШ, и после её установки башня танка становилась неуравновешенной. В результате поворот башни при высоких углах возвышения пушки становился затруднительным. Для устранения этого недостатка предлагалось разместить на гильзоулавливателе груз массой 30 кг, который уравновешивал бы башню. Но после установки массивного груза и без того не слишком просторная башня Т-60 становилась ещё более тесной. Кроме того, менее удобной становилась и работа поворотными механизмами.

Эта же пушка сзади-слева

По итогам рассмотрения проектов модернизации завод №92 получил задачу к 15 января 1942 года изготовить опытный образец ЗИС-19, а уже к 1 февраля ожидался выход танка с новой пушкой на испытания. В период с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года были разработаны рабочие чертежи системы. С 12 по 19 января завод №92 изготовил опытный образец пушки. 14 января на ГАЗ были отправлены чертежи ЗИС-19, ведомость ЗИП и основные характеристики. 27 числа на завод №92 прибыла башня с установленной в неё системой (пушку установили в башню к 19 января).

Установка ЗИС-19 в штатной башне Т-60, февраль 1942 года

Установка ЗИС-19 в серийной башне Т-60, как и требовало задание, была выполнена с минимальными изменениями башенной конструкции. По сравнению с проектом завода №92 по перевооружению Т-60 на 45-мм танковую пушку изменения оказались минимальными, лишь сиденье командира башни сместили влево, аналогично проекту ГАЗ. Артиллерийская система вместе с люлькой устанавливалась на модифицированной маске серийного производства. Благодаря компактному механизму отката, размещённому сверху, ЗИС-19 по сравнению с ТНШ занимала не очень много места. Прицел на танке был оставлен штатный (ТМФП), как и установка пулемёта. Для спаренной установки ЗИС-19 и ДТ была разработана новая бронировка сварной конструкции, которая крепилась к маске на болтах.

Орудие ЗИС-19 на максимальном угле возвышения

Как это часто бывает, сроки начала испытаний чуть сдвинулись. Огневые испытания орудия ЗИС-19, установленного в танке Т-60, проходили с 21 по 24 февраля 1942 года. Всего был произведен 181 выстрел на различных углах возвышения, при этом длина отката составила 140–170 мм. По результатам испытаний комиссия сделала вывод, что прочность системы, противооткатных устройств, затвора и полуавтоматики удовлетворительная. Усилия на маховиках подъёмного и поворотного механизмов не превышали установленных норм. Вместе с тем, к установке ЗИС-19 в башне Т-60 имелись претензии в плане удобства её использования. Из-за ограниченных размеров башни наводчик внутри не мог ни выпрямиться, ни встать. Установку сидения признали неудобной, вместо него предлагалось использовать седлообразное сидение, откидывающееся назад.

Бронировка орудийной маски во многом повторяла ту, что штатно ставилась на Т-60

Согласно предписанию Арткома ГАУ КА от 27 февраля 1942 года, к 9 марта на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный опытный полигон должны были поступить два танка: с завода №92 Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 и переработанный на ГАЗ Т-60 с 45-мм пушкой обр. 1938 года. На деле же события развивались совсем по иному сценарию. Поскольку к размещению командира орудия в башне было предъявлено немало претензий, заводское КБ внесло в исходный проект значительное число изменений, что потребовало времени. В результате перевооружённый танк прибыл на Гороховецкий полигон лишь 27 марта, и его башня к тому моменту претерпела массу метаморфоз.

Второй вариант установки ЗИС-19 в Т-60. Как можно заметить, башня сильно отличается от штатной

Получившаяся в результате переделок конструкция имело немного общего со штатной башней Т-60. По сути, от неё осталась лишь нижняя часть. Башенный люк с крыши был перенесён на корму, вместо него был установлен смотровой прибор от Т-70. Сама башня получила весьма оригинальную, клиновидную форму, орудийная маска стала литой и по форме напоминала аналогичную деталь Т-70. С Т-70 башню роднило и размещение вооружения: прицел был смещён влево, а на его месте оказался пулемёт ДТ. Благодаря подобным метаморфозам внутренний объём башни увеличился, но об идее использования штатной башни Т-60 можно было забыть. Что же касается ГАЗ, то завод прислал свой танк только 18 апреля, и им оказался не перевооружённый на 45-мм пушку Т-60, а Т-70.

Внутри новой башни было, мягко говоря, не очень просторно

Испытания ЗИС-19 в новой башне были начаты 19 апреля. По их результатам выяснилось, что из-за более высокой начальной скорости снаряда живучесть ствола ЗИС-19 оказалась ниже, чем у 45-мм танковой пушки. Показатели бронепробиваемости, скорострельности и кучности оказались практически идентичными, зато по эффективности осколочно-фугасного боеприпаса ЗИС-19 оказалась далеко позади. В виду того, что одной из основных задач малых и лёгких танков являлась поддержка пехоты и борьба с живой силой противника, данный показатель считался весьма важным.

Тем не менее, 37-мм пушка показала себя неплохо, и в случае устранения обнаруженных конструктивных недостатков планировалась её установка в Т-70. Не в последнюю очередь положительные отзывы были вызваны простотой ЗИС-19 по сравнению с орудием-конкурентом и почти в два раза меньшей массой. Проблема заключалась в том, что про Т-60 к окончанию испытаний (19 июля) можно было уже окончательно забыть: в начале июля 1942 года вышло постановление ГКО о снятии танка с производства на заводах №37, 38 и 264. Но и на Т-70 ЗИС-19 в итоге тоже опоздала: к тому моменту уже вовсю шла работа над танковой версией 45-мм танковой пушки с удлинённым стволом, более известной как ВТ-42. Она выглядела куда более перспективной.

 

Т-45

Благодаря публикациям некоторых отечественных историков о Т-45 сложилось мнение как о танке, который якобы конкурировал с Т-70. На деле к реальности эти домыслы не имеют никакого отношения. История этой машины началась весной 1942 года, и кратко её можно описать фразой «Т-60 не хотел уходить».

9 марта 1942 года вышло постановление ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и 38 Наркомтанкопрома». Согласно этому документу, производство Т-60, который с таким трудом осваивали на заводе №37, сворачивалось, а вместо него налаживался выпуск Т-70. К такому повороту событий завод оказался совершенно не готов. В течение месяца руководство завода убеждало НКТП в том, что на текущий момент завод №37 не в состоянии освоить Т-70. Наконец, 12 апреля 1942 года было подписано Постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша», согласно которому выпуск этого танка сохранялся до конца августа 1942 года.

Опытный лёгкий танк Т-45, июнь 1942 года

Между тем, завод столкнулся с ещё одной проблемой, которой стали моторы. За 1-й квартал 1942 года ГАЗ им. Молотова недопоставил 664 двигателя. Из-за проблем с поставками моторов сборочный цех завода №37 простаивал в течение апреля 8 дней. При этом за тот же апрель было изготовлено 230 корпусов (100% плана), так что задержка с двигателями очень сильно повлияла на выпуск Т-60. Именно в этот момент пригодилась теоретическая возможность установки в Т-60 двигателя ЗИС-5, которая предусматривалась на момент проработки корпуса танка проекта 060 ещё в июле 1941 года.

Работой над установкой двигателя ЗИС-5/ЗИС-16 в Т-60 занялось конструкторского бюро завода №37. Костяк КБ составляли конструкторы, ранее работавшие в отделе 22 завода №37 до его эвакуации в Свердловск (данный отдел был ответственным за опытные работы по танковой тематике). К весне 1942 года КБ возглавил Н. А. Попов, до эвакуации работавший старшим конструктором по теме Т-40. На посту начальника отдела №22 он сменил Г. С. Суреняна, возглавлявшего отдел ещё до эвакуации (также до Попова он возглавлял заводское КБ).

Необходимый для установки в танк двигатель был снят с автобуса ЗИС-16, который к тому моменту проездил без капитального ремонта 35000 километров. Танковая версия двигателя ЗИС-16 получила обозначение ЗИС-60. По сравнению с ЗИС-16 новый мотор имел изменённые выхлопной коллектор, картер маховика с креплениями двигателя, а также конус коленчатого вала с насаженным шкивом для привода вентилятора. Кроме того, на ЗИС-60 ставились заводной механизм от Т-60 и усиленный радиатор. Помимо нового двигателя, на танк была установлена главная передача с изменёнными передаточными соотношениями. Также была переделана выхлопная система.

По конструкции Т-45 мало чем отличался от Т-60

Танк с новой силовой установкой вышел на испытания 19 мая. Машину искусственно догрузили до боевой массы 6800 кг, чтобы она соответствовала танку, над которым одновременно работало КБ завода. По результатам испытаний, проходивших до 9 июня, выяснилось, что максимальная скорость Т-60 с ЗИС-16 (40,5 км/ч) оказалась на 1 км/ч выше расчетной. Двигатель работал менее напряженно, чем ГАЗ-202, был не таким шумным, а доступ для обслуживания не вызывал затруднений. Основной проблемой оказалась система охлаждения двигателя, которую признали недостаточной (проблема охлаждения, впрочем, имела место и на Т-60 с ГАЗ-202). Тем не менее, идея установки ЗИС-5 и ЗИС-16 в Т-60 была признана удачной. Для полноценной проверки предполагалось построить 5 танков с новыми моторами.

Одновременно с установкой в Т-60 мотора ЗИС-16 конструкторское бюро завода №37 работало и над более глубокой модернизацией малого танка. Впервые вопрос о данном проекте был поднят на заседании Наркомата Танковой Промышленности 14 мая. Суть предложения завода №37, переданного через военинженера 1-го ранга С.А. Афонина, заключалась в установке в Т-60 45-мм пушки и усилении его бронирования до 35 мм. К моменту обсуждения проекта модернизированная машина, получившая заводской индекс Т-45, была в значительной мере готова.

Военные встретили идею в штыки. Разработку танка посчитали нецелесообразной, поскольку усиление его вооружения и бронирования должно было отрицательно сказаться на нагрузке мотора и трансмиссии. Появлению на свет новая разработке завода №37 обязана главному конструктору танка Т-50 С.А. Гинзбургу, занимавшему к тому моменту должность заместителя начальника Технического отдела Наркомата танковой промышленности. С апреля 1942 года Гинзбург курировал работу по созданию на заводе №37 легкой штурмовой САУ на агрегатах Т-60, и с заводским руководством у него были общие интересы. На совещании, в ходе которого обсуждалось предложение завода №37, Гинзбург присутствовал, и однозначно повлиял на итоговое решение. В протоколе появилась пометка:

 

«испытать этот танк на 200 км. Материал прислать в ГАБТУ КА. Пока больше этих танков не делать».

Как и в варианте модернизации завода №92, 45-мм пушка была смещена вправо, дабы хоть как-то уменьшить тесноту внутреннего пространства

Появление Т-45 объяснялось очень просто – завод №37 очень не хотел делать Т-70. Для того, чтобы наладить производство Т-70, необходимо было освоить изготовление 1440 новых деталей, изготовить 545 новых штампов. Требовалось 825 новых приспособлений и 2300 единиц инструмента. Для сравнения, Т-45 требовал только 224 новых деталей, 104 штампа, 175 приспособлений и 255 единиц инструмента, плюс 132 детали, 85 штампов, 149 приспособлений и 433 единицы инструмента брались от Т-70. Кроме того, запуск Т-70 в серию означал, что из Горького должно было приходить в 2 раза больше двигателей, а они и так шли с перебоями. В сложившейся ситуации попытка заводского КБ создать на базе Т-60 достаточно технологичный танк с более мощным бронированием и вооружением, а также оснащенный двигателем, выпускавшемся неподалеку, выглядела вполне логично.

Главным внешним отличием Т-45 от предшественника стала башня с кормовой нишей, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка обр.1938 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В установке вооружения использовался упрощенный поворотный механизм башни Т-60. Толщина бортов башни была доведена до 35 мм, что соответствовало уровню Т-70. Уровень защиты корпуса был оставлен на уровне Т-60, за исключением верхнего лобового листа, толщину которого увеличили с 15 до 25 мм. По проекту, в случае необходимости толщину лобового листа можно было нарастить с 35 до 45 мм, и тогда по уровню защиты Т-45 полностью бы сравнялся с Т-70. Корпус в целом соответствовал корпусу Т-60. Главным отличием стал новый люк механика-водителя, который сделали поворачивающимся вбок.

Любопытный факт: в то время, как на свердловских Т-60 бортовые листы соединяли при помощи сварки, в Т-45 использовалось заклепочное соединение

Поскольку на заводе был всего один двигатель ЗиС-16, на Т-45 поставили менее мощный, но куда менее дефицитный мотор ЗИС-5 (мотор сняли с грузовика, прошедшего 12000 км). С менее мощным мотором максимальная скорость танка снижалась до 37,2 км/ч. В случае успешных испытаний завод рассчитывал немедленно переключиться на выпуск Т-45 с ЗИС-5, а после освоения на Миасском заводе мотора ЗИС-16 перейти на него. Помимо нового двигателя, на Т-45 установили главную передачу и бортовые фрикционы от Т-70. Из-за того, что боевая масса поднялась почти до 7 тонн, на танк были установлены усиленные торсионные валы.

Первый этап испытаний, начавшийся согласно программе 20 мая, был открыт тестами со стрельбой. Была достигнута скорострельность 7–8 выстрелов в минуту с места и около 3 выстрелов в минуту с ходу. Отмечалось, что обслуживание пушки более удобно, чем в Т-60, башня стала более просторной. Правда, тяжесть башни привела к небольшому прогибу подбашенного листа. Несмотря на этот дефект, в ходе огневых испытаний все 25 выстрелов попали в мишень. На серийной машине планировалось вместо прицела ТМФП поставить штатный прицел ТОП для 45-мм танковой пушки.

Несмотря на то, что башня Т-45 создавалась на базе штатной башни Т-60, их конструкции достаточно сильно отличались

Испытания пробегом проводились с 6 по 13 июня. Всего танк прошел 1505 км, из них 189 км по асфальту, 805 км по булыжнику, 410 км по щебенке и 110 км по проселочной дороге. В ходе ходовых испытаний имелись нарекания на конструкцию крепления вентилятора, дважды выходившего из строя. Также двигатель часто работал на повышенных оборотах, что в итоге могло привести к его преждевременной поломке. Кроме того, имелось несколько случаев поломок траков, что, впрочем, говорит не о ненадежности самого танка, а о качестве их изготовления заводом №183. Имелась тенденция к отслоению бандажей от катков. Несмотря на ряд замечаний, в целом испытания были признаны успешными, тем более что танк ездил на нештатном двигателе, к тому же еще и не новом.

Отчет об испытаниях Т-60 с ЗИС-16, а также Т-45 был отправлен в ГАБТУ ближе к концу июня. К тому моменту эта машина, как и Т-60 с пушкой ЗИС-19, выглядела безнадежно устаревшей по сравнению с Т-70. Тем не менее, опытному танку довелось повоевать: согласно переписке, в конце сентября 1942 года единственный Т-45 был отправлен на Западный фронт.

Источник — https://warspot.ru/6712-modernizatsiya-maloy-krovyu-t-45-i-drugie

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account