Рассказ о системе залпового огня М-8-24 на базе грузовика ГАЗ-ММ-91-120, а также других системах залпового огня на базе грузовиков ГАЗ
При слове «Реплика» некоторые люди презрительно кривят губы. Особенно когда речь касается военной техники. Многие такие машины считают изделиями второго сорта. Правда жизни в том, что подобная техника нередко является единственным способом вернуть из небытия исчезнувшие навсегда образцы. Кроме того, не стоит забывать, что нередко подобные машины делаются для использования в различных военно-исторических мероприятиях. В ряде случаев тащить туда оригиналы — затея сомнительная, для той же реконструкции реплики — самое оно.
Среди участников международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны», который прошел с 10 по 12 августа 2023 года, немалый процент машин было отечественного производства. Главные новинки также были отечественной разработки. Одной из них стала система залпового огня М-8-24 на базе грузовика ГАЗ-ММ-91-120. Машину воссоздал Александр Трушин из Иваново, она успела засветиться на нескольких мероприятиях. В этот раз рассказ будет о данной машине, а также истории «Катюш» с использованием шасси автомобилей марки ГАЗ.
Если копнуть историю создания систем залпового огня (гвардейских минометов), то там официально грузовикам марки ГАЗ нет места. Это легко объяснимо. Шасси ГАЗ-ААА, не говоря уже о ГАЗ-АА, было слабовато для подобных систем. Касалось это и пусковых установок реактивных мин М-8 («наземный» вариант РС-82). Принятая на вооружение Красной Армии М-8-36 также монтировалась на шасси ЗИС-6. Правда, уже к осени 1941 года появилась проблема. Шасси ЗИС-6 обладало недостаточной проходимостью, поэтому стали искать альтернативные варианты шасси. Кроме того, к октябрю 1941 года производство ЗИС-6 постепенно стали сворачивать.
Поиск альтернативных шасси начался в сентябре 1941 года. По итогам базой для М-8 выбрали шасси танка Т-30, позже его сменил более массовый Т-60. Под новое шасси установку сильно изменили. Вместо коротких направляющих авиационного типа появились новые, 2-метровые, из двутавра. Такие направляющие оказались более удачными, разброс оказывался меньше. Вместо 36 направляющих установили 12 (на 24 М-8). Осенью 1941 года первые М-8 стали ставить на Т-30 и Т-60, их общий объём выпуска составил несколько сотен штук.
Неизвестной страницей истории является то, что в сентябре 1941 года Т-30/Т-60 были не единственной базой для М-8. Одним из мест, где выпускались М-8 и М-13, являлся Ленинград. Как правило, речь идет о самих реактивных снарядах, но выяснилось, что выпускались и сами пусковые установки. 26 сентября 1941 года на испытания вышла система залпового огня, созданная на заводе №218 5ГУ. Установка имела оригинальную конструкцию, известна она как М-8а.
Увы, на текущий момент ни одной фотографии М-8а на шасси ГАЗ неизвестно. Зато известно, что уже в сентябре 1941 года было получено разрешение на изготовление 50 таких установок. Согласно переписке, предлагалось бронировать радиатор и бензобаки, а вместо обычных шин ставить гусматики. Из этого числа 5 машин, согласно ведомостям, изготовили на шасси ГАЗ-АА. Изготовителем значился Ленинградский машиностроительный завод им. Карла Маркса. Также существовала бусируемая установка М-8-16 разработки НИИ-3, которая использовала двухметровые направляющие по типу М-8-24. В качестве тягача также использовался грузовик ГАЗ. Эта система также была серийной, в ноябре 1941 года она проходила войсковые испытания.
Не менее интересным моментом является то, что в октябре 1941 ГАЗ им. Молотова проявил инициативу. Там прорабатывали вопрос установки на шасси «полуторки» М-13. Правда, именно такой вариант был изначально не очень хорошей идеей. Шасси что ГАЗ-АА, что ГАЗ-ААА, даже с 50-сильным двигателем было слабовато. Тем не менее, попытки имели место, как и производство М-8-24 на шасси ЗИС-5. Это шасси также обычно остается без внимания, хотя даже имеются снимки таких установок.
В середине 1942 года ситуация резко изменилась. Хлынувший поток зарубежных грузовиков быстро вызвал интерес Управления ГМЧ. В мае 1942 года на испытания вышла М-8-48 (М-8-24 с двумя ярусами направляющих) на шасси Ford-Marmon-Herrington HH6-COE4. Данную версию быстро запустили в серию, она заменила М-8-24. Использовались и другие иностранные базы, ставилась она и на ЗИС-5. В любом случае, более про «полуторку» не вспоминали. Но это не точно.
Главный герой данного материала однозначно является результатом ремонта ранее выпущенных М-8. Кто эту машину изготовил, когда, сколько штук, данных нет. По ведомостям такие переделки также не проходят. До недавних пор была известна перепечатка фото очень плохого качества. А дальше выяснилось, что на снимке две машины. М-8-24, аналогичная той, что ставилась на Т-60, а также, совершенно внезапно, М-8-36, которая ставилась на ЗИС-6.
Поскольку известен всего один снимок машины, вокруг нее периодически возникают споры. Но пока одни занимаются болтологией, другие делают. Сначала на свет появилась пластиковая модель, со своими условностями. А зимой пошлого года за работу принялся Александр Трушин. Как он сам шутит, теперь может точно сказать, что делал зимой 2022-2023 года.
Для начала стоит рассказать о шасси. Появилось оно далеко не вчера. История машины началась в 2007 году, когда в Цимлянском районе Ростовской области удалось купить «полуторку». Она была в «убитом» состоянии, с капотом от ГАЗ-67Б, тракторной кабиной и прочими неродными деталями. По большому счету, набор запчастей. Взяв машину за основу, Александр отреставрировал ее в конфигурации ГАЗ-ММ-91-120, наиболее упрощенном варианте «полуторки». Она выпускалась в 1942-43 годах, имела брезентовую кабину и ряд упрощений по агрегатной базе.
В 2021 году машина уже побывала на «Моторах Войны». 2 года спустя она прибыла уже в новом статусе. Катализатором для начала работ стало приобретение некоторого количества деталей настоящей М-8-24, то есть в полном смысле этого слова репликой машина не является. Да, в сборе она такой не была, но по отдельности — вполне настоящая. Довольно интересно почитать критиков, создается впечатление, что у нас в интернетах живут тучные стада анонимных строителей «Катюш». Но почему-то руками что-то делают единицы. Страна советов…
Несмотря на то, что именно машина в «сборе» известна по единственной фотографии, всё не так плохо. Сохранилось описание на аналогичную установку, благо тут та же М-8-24, только на другом шасси. Кроме того, оригинальная установка М-8-48 есть в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Взяв всё это за основу, удалось воссоздать пусковую установку, а шасси переделывалось по мотивам.
Что приятно удивило в машине, так это подход к ее воссозданию. Обычно такие конструкции делаются довольно условно, но тут иной случай. Помимо того, что макеты реактивных снарядов сделаны довольно неплохо, так еще и пусковая плюс-минус рабочая. То есть можно полностью сымитировать процесс заряжания. Его превратили в маленькое утреннее шоу на «Моторах Войны».
Интересным моментом в случае с данным вариантом М-8-24 является то, что кабина не имеет защиты. Существует версия, что брезент на крыше кабины заменили фанерой. Но тут стоит напомнить, что у ГАЗ-ММ-91-120 брезентовой была и задняя стенка кабины. То есть если и есть риск повреждений от пороховых газов, то задняя стенка тоже под угрозой. Не говоря о том, что и нормальных дверей нет.
Судя по снимку, пуск осуществлялся вбок, вопрос по поводу опор (они были у других «Катюш») пока повис в воздухе. В остальном же машина из Иваново сделана максимально честно, потенциально можно сделать и рабочий пуск. Даже сделан кронштейн, куда ставится минометный прицел МП-4. Он являлся штатным прицелом для М-8-24 и М-8-48.
Естественно, есть свои условности, но для реплики получилось очень достойно. Машина стала украшением «Моторов Войны-2023» и целого ряда других мероприятий этого года. Как уже говорилось выше, на 100% репликой она не является. Самое же главное, что благодаря стараниями Александра Трушина удалось вытащить из небытия еще одну страничку истории. За что ему большое спасибо.
источник: https://dzen.ru/a/ZONOnAMbflyWbPT5