Юрий Пашолок. Малоразмерный штурмовик по-американски
Американское танкостроение развивалось по несколько нестандартному сценарию. Во-первых, 30-е годы оказались временем метаний с точки зрения различных концепций боевых машин, по итогам придя к гусеничной платформе с подвеской VVSS и передним расположением трансмиссии. После чего платформу начали масштабировать. Во-вторых, во время войны недостаток объемов двигателей отчасти лечили тем, что запустили производство тех же моделей танков с разными типами силовых установок. В-третьих, самый массовый танк американской армии разросся не только по типу используемых моторов, но и по разнообразию ходовой части, такого более не было нигде. Самое интересное, что при этом американцы в таком разнообразии не «утонули», что делает им честь.
Нестандартно развивалась в США и самоходная артиллерия. Казалось бы, что проще — взять танковое шасси, организовать рубку и вставить туда пушку побольше. Но нет, американцы пошли по своему пути и, надо сказать, не ошиблись. Причем путь этот оказался весьма извилистым, поскольку по одному и тому же заданию нередко создавалось сразу несколько боевых машин. Наверное, самым типовым решением следует считать создание целого семейства САУ, имевших вместо рубки открытую башню, получившую круговое вращение. Это несколько усложняло работу и отчасти снижало возможности по установки более мощных орудий, но — сработало. Получились необычные, но эффективные боевые машины, нередко имевшие долгий срок службы.
Касается это и HMC M8, необычной боевой машины, созданной для непосредственной поддержки танковых соединений. Проведя эксперименты с рубочными САУ, их признали неудачными, в результате на свет появилась боевая машина, получившая башню. Несмотря на некоторую критику, идея оказалась успешной. Мало того, что HMC M8 прошла два года Второй мировой войны, так еще она успела послужить где-то лет 15-20 после ее окончания.
Сама по себе идея создания легкой боевой машины, вооруженной 75-мм гаубицей, витала в воздухе еще с середины 30-х годов. Была она нужна для поддержки легких танков, на тот момент вооруженных пулеметами. Посему рецепт был прост: с Light Tank M2A1 сняли башню, в корпус поставили гаубицу, а также сверху воткнули пулеметную башню. Получился Howitzer Motor Carriage T3, машина занятная, но неудачная. Аналогичное решение, называвшееся Howitzer Motor Carriage T18, соорудили в 1942 году, но тоже неудачно. Каждый раз установка в рубке мешала расчету, в результате возникла идея сделать то же самое, но уже с вращающейся башней. Идея была воплощена в макете HMC T47, имевшей башню с увеличенным до 1382 мм диаметром башенного погона. Это позволило разместить внутри башни трех членов экипажа. Сохранить сравнительно небольшие размеры башни при вполне сносных условиях работы для её расчета оказалось возможным благодаря перепроектированию орудийной установки. До того Pack Howitzer устанавливалась в самоходные установки практически неизменной.
Благодаря созданию 75 mm howitzer mount M7 (75-мм гаубица в установке M34 от Medium Tank M4) позволило решить проблему слишком больших габаритов гаубицы. Одновременно переработали и башню HMC T47. К 15 мая 1942 года был подготовлен новый макет САУ, который отныне базировался на шасси Light Tank M5. Башня всё ещё оставалась сварной и собиралась в основном из плоских листов, но их число уменьшилось, а объём боевого отделения вырос. Подвижная бронировка стала более массивной. Как и раньше, орудийная установка обеспечивала внушительные углы вертикальной наводки — в пределах от −20 до +40 градусов. После осмотра макета Комитет по вооружениям стандартизировал HMC T47 как Howitzer Motor Carriage M8. Случилось это ещё до постройки опытного образца машины, но американские военные не ошиблись. Несмотря на то, что на пути к серии машину несколько доработали, в целом концепция оказалась верная. Контракт на выпуск данных машин полностью ушел на Cadillac, который являлся и основным сборщиком Light Tank M5. Первый серийный образец HMC M8 был готов в сентябре 1942 года, а уже к концу года было сдано 347 машин данного типа. Выпускались эти самоходки ударными темпами: последние 75 машин данного типа сдали в январе 1944 года, а всего их выпустили 1778 штук. Более чем приличная серия, особенно учитывая узкую специализацию машин.
Сама по себе машина получилась весьма специфичной. Она была 4-местной, в походном положении внутри башни находилось двое членов расчёта. В боевой обстановке к ним присоединялся помощник механика-водителя, он же наводчик. В отличие от лёгких танков, в которых наводчик находился слева, в HMC M8 он размещался справа по ходу движения. Командир в боевой обстановке находился за наводчиком, а слева работал заряжающий. В отличие от Light Tank M5, у башни HMC M8 не было ни полика, ни гидравлического механизма поворота. Заряжающий нередко работал стоя, при этом, за счет более низко расположенного кожуха вала от мотора к трансмиссии, он не испытывал особых проблем. Помимо гаубицы, имелся крупнокалиберный пулемет на зенитной турели. Часто им пользовались отнюдь не для борьбы с самолетами. Ну и да — подвижность осталась на уровне базового танка. В ходе испытаний на ровной поверхности HMC M8 удавалось двигаться со скоростью 48 км/ч. На коротком участке, согласно отчёту, ей удалось разогнаться до 73,5 км/ч, что намного превосходит паспортные данные. До 48 км/ч машина разгонялась всего за 19 секунд.
Боевой дебют HMC M8 произошел в ходе высадки на Сицилии, а далее была Италия. Как и предполагала концепция, M8 действовали в одном строю с Light Tank M5, выполняя роль машин непосредственной поддержки. Благодаря небольшой массе эти машины оказались более подвижными, чем M10, и в гористой местности это преимущество проявилось в полной мере. Правда, 75-мм гаубица была, по мнению американских военных, уже маловата. Вот только воюют не тем, что хочется, а тем, что есть. Поэтому легкой САУ со 105-мм гаубицей во время войны так и не дождались, а HMC M8 успешно провоевала еще 2 года. А в некоторых армиях мира дожила до начала 60-х. Для «быстрого решения» очень даже неплохо.
Статья по HMC M8:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12924842.html