Юрий Пашолок. Макетирование харьковского бронетрактора
Рассказ о полноразмерном макете советского бронетрактора ХТЗ-16
Так сложилось, что значительная часть образцов бронетанковой техники, как серийных, так и опытных, утеряна безвозвратно. Конечно, случаются чудеса, когда неожиданно всплывают боевые машины, о которых было известно всего несколько иллюстраций. Но такое происходит далеко не всегда. Решения проблемы есть, но оно нравится не всем. Есть категория тех, кто считает, что «умерла — так умерла». То есть ничего делать не надо. А вот более разумное решение проблемы — это изготовление полноразмерного макета, иногда с деталями от оригинальной машины. Они не всегда на 100% точные, но зато появляется возможность хотя бы так увидеть исчезнувшую безвозвратно боевую машину.
Безвозвратно исчезнувшие, при этом вполне серийные и воевавшие, образцы бронетанковой техники есть и среди боевых машин советского производства. Среди них есть как те машины, которые были малосерийными, так и весьма многочисленные модели, например, СУ-12 (СУ-76). Часть из них уже воссоздали в виде полноразмерных макетов, как правило, статичных. Одним из таких образцов является ХТЗ-16, самый многочисленный из бронетракторов. Это едва ли не единственный массовый бронетрактор, который умудрился пройти этап полигонных испытаний и официально принимался на вооружение. Поскольку к данному макету имею некоторое отношение, немного про него расскажу.
Если копнуть историю отечественной бронетанковой техники поглубже, то выяснится, что бронетрактор в заводском исполнении — это вполне норма. В начале 30-х годов проектировался целый ряд моделей, в том числе и как мобилизационные САУ. По вполне понятным причинам в серию они не пошли, но общая тенденция была видна неплохо. Вместо быстрой импровизации предполагалось иметь вполне заводские изделия, необходимые в случае большой войны. Сама идея подразумевала мобилизационные решения, поскольку в серию пошли полноценные танки, они оказались не нужны. Но история часто любит ходить по спирали.
Та самая большая война случилась спустя 10 лет после появления опытных образцов мобилизационных тракторов, и уже на совсем ином техническом уровне. Во-первых, за 10 лет удалось очень сильно продвинуться вперед, причем не только по танкам, но и по тракторам. У нас образовались довольно мощные технические школы, которые могли быстро и вполне неплохо (особенно с учетом крайне сжатых сроков) создавать мобилизационную технику. Собственно говоря, тот же Т-60 — это как раз чисто мобилизационное решение из уже готовых агрегатов. То, что можно освоить быстро и выпускать массово. Если с этой позиции рассматривать ХТЗ-16, то всё встает на свои места.
Если смотреть на на историю комплексно, то становится понятна логика появления ХТЗ-16. Наверху прекрасно понимали, что по щелчку пальца на тракторном заводе танки выпустить не получится. Это, кстати, разительно отличалось от мнения руководства НКВ и ГАУ, где на полном серьёзе считали, что любой завод с минимальном оборудованием может делать самоходки. Их история с ЗИС-30 и СГ-122 вообще ничему не научила (поэтому самоходки позже у артиллеристов отобрали, их разработка далее шла по линии НКТП и ГБТУ КА). Поэтому появлялся план, надежный, как швейцарские часы. Сначала на ХТЗ осваивали выпуск бронетракторов, используя задел по гражданской продукции. Далее происходил переход на Т-60.
Важный момент заключался в том, что бронетрактор начала 30-х и ХТЗ-16 — это две большие разницы. Его нельзя сравнивать даже с одесскими бронетракторами. Достаточно сказать, что даже шасси у ХТЗ-16 было своё. Причем это не просто местная самодеятельность, а результат совместной разработки двух коллективов — ХТЗ и НАТИ. Более того, задание на данный бронетрактор пришло с самого верха, а именно от наркома среднего машиностроения В.А. Малышева. Причем Вячеслав Александрович внимательно следил за выполнением данного задания.
Работы по шасси ХТЗ-16 начались уже в начале июля 1941 года, так что постановление ГКО №219сс от 20 июля было лишь формальностью. И по нему, кстати, описанная выше схема перехода на полноценные танки видна отлично. Переделка шасси СХТЗ-НАТИ была жизненно необходимой, поскольку данный трактор являлся тихоходной машиной, не особо подходящей для подобных переделок. Получилась своеобразная смесь из деталей и узлов базового трактора, СТЗ-5, а также доработок, необходимых для установки бронекорпуса. В результате ХТЗ-16 по уровню подвижности получился равнозначным СТЗ-5, при этом учитывался целый ряд особенностей, включая размещение экипажа. Такого у других бронетракторов обычно не встречалось.
Еще более интересным выглядело то, как происходил процесс разработки бронекорпуса. Возможно, ХТЗ-16 выглядит несколько примитивно, но это не совсем так. Увы, полноценной технической документации по нему не сохранилось, только установка вооружения и отдельные детали, но вот чтобы полный набор чертежной документации — обычно у бронетракторов подобного не водилось. Не менее важный момент заключался в том, что это за мелочи. Дело в том, что по ряду вещей, включая смотровые приборы, например, ХТЗ-16 был унифицирован с Т-60.
Таким образцом, получался очень хитрый план, который отчасти даже сработал. Пока ХТЗ осваивал бронетрактор, его смежники, поставлявшие детали, одновременно осваивали выпуск деталей для танка, шедшего в серию следующим. На ХТЗ, кстати, не особо дышали оптимизмом по поводу Т-60, поэтому поначалу работы тормозили. Но потом приехал Малышев и устроил им нагоняй. В итоге так получилось, что первые Т-60 были именно харьковскими. Конечно, 7 танков — это совсем ни о чем, тем не менее, между подачей задания и первыми танками минуло менее 2 месяцев. В том числе благодаря частичной унификации с ХТЗ-16.
Увы, фронт двигался слишком быстро, чтобы удалось полностью реализовать идею руководства НКСМ и других организаций. Тем не менее, само то, что было изготовлено более полутора тысяч шасси, а также 142 бронетрактора, уже показатель. ХТЗ-16 успели повоевать, они встречаются в сводках вплоть до весны 1942 года (кстати, именно их спутали с Т-18, в сводках ХТЗ-16 проходили как Т-16). Еще более интересная ситуация была с шасси. Основную их массу эвакуировать не удалось, поэтому они достались немцам. Из шасси в Харькове строили полусамопальные тягачи разнообразных вариантов.
Собственно говоря, именно один из таких тягачей, чьи останки дошли до наших дней, позволили данному проекту родиться. Как уже говорилось выше, документация чудом сохранилась на орудийную установку, да и то, это проектная документация. А вот корпус, в любом случае, требовалось выстраивать по снимкам первого образца ХТЗ-16, так что рама была крайне необходима. Чудом она сохранилась в одной из частных коллекций, у тех, кто делал макет бронетрактора имелся к ней доступ. Так что получился моделизм в масштабе 1:1, самый копийный.
Основа у этого макета послевоенный трактор, который несколько доработали. Доработки вносились примерно такие же, как в случае с ХТЗ-16, а это можно понять как раз по раме. Естественно, от этого данное шасси оригинальным ХТЗ не стало, но в целом облику прототипа соответствует. Понятное дело, что апологетам секты точности до миллиметра данный подход не интересен, но это их персональные трудности. Как музейный работник могу сказать, что их примерно процента полтора, а из посетителей хорошо если процентов 10 знает, что такое ХТЗ-16.
Бронекорпус пришлось восстанавливать по скудным фотоматериалам, а также некоторым деталям, которые, как уже говорилось выше, совместимы с Т-60. В итоге получилось сделать что-то, более-менее соответствующее прототипу. Не исключено, что случится чудо и где-то внезапно всплывет комплект чертежей на корпус. Ну а пока чуда не случилось, имеем то, что имеем. А вот что касается камуфляжа, то это отнюдь не буйная фантазия реставраторов. Данная схема, достойная руки ведущих художников-абстракционистов, взята с одного из ХТЗ-16.
Макет статичный, но если заказчик сильно захочет, то потенциально его можно сделать ходовым. В любом случае, экспонат этот крайне интересный. ХТЗ-16 стал едва ли не единственным примером эрзац-танка на тракторном шасси, который разрабатывался с таким масштабом и с подобным уровнем проработки. Само по себе то, как развивалась данная история, является крайне интересным фактом. Уже то, что ХТЗ-16 доступен хотя бы в таком виде, очень хорошо.
источник: https://dzen.ru/a/Zwko6TU9u20PSMQH