История малого танка Тип 97 Те-Ке, один из экземпляров которого ныне находится в парке «Патриот»
Японское танкостроение с завидной периодичностью любят ругать, вписывая японские боевые машины в число наихудших. Безусловно, определенное число претензий к ним вполне имеется, но называть «худшими» — это слегка так перебор. На всякий случай стоит напомнить, что первый танковый бой между американскими и японскими танкистами закончился победой 4-го танкового полка под командованием подполковника Кумагайя. Условия, конечно, были не в пользу американских танкистов, но бой 22 декабря 1941 года наглядно показал, что на тот момент японские танки вполне на равных сражались с американскими танками-одноклассниками. Еще одним интересным моментом является то, что после окончания войны японские танки довольно долго служили в некоторых странах региона. Машины вполне надежные и долговечные, удобные с точки зрения работы экипажа. Естественно, с рядом устаревших решений, но если учитывать далеко не выдающуюся японскую промышленности, получилось вполне неплохо.
Самое главное в истории японского танкостроения было то, что переход от слепого копирования зарубежных образцов произошел очень быстро. Еще в начале 30-х годов японцы располагали средними танками Тип 89, которые базировались на конструкции Medium Tank Mk.C. Впрочем, уже этот танк, ставший японским первенцем, имел ряд отличий от прародителя. С точки зрения боевой эффективности Тип 89 оказался явно лучше Medium Mk.D, а его карьера, несмотря на то, что он быстро устарел, продолжалась почти два десятилетия. Уже вскоре появился «броневик» Тип 92, кавалерийский танк, который уж точно не был похож на машины других стран. Вполне оригинальный легкий танк, близкий по назначению к английским «патрульным танкам». Машина оказалась не очень удачной с точки зрения надежности, да и с корпусным производством поначалу была беда, но само появление Тип 92 стало знаком. Как и весьма приличный, по меркам первой половины 30-х годов, тираж в 167 экземпляров. И это было только началом.
В середине 30-х годов японская армия стала получать на вооружение малый танк Тип 94 ТК. Это был двухместный танк-разведчик, фактически танкетка, но имевшая ряд преимуществ над аналогичными моделями других стран. Удачной оказалась компоновочная схема, да и наличие вращающейся башни выгодно отличало Тип 94 ТК от других танкеток. Кроме того, танкетку уж точно нельзя назвать клоном Carden-Loyd Mk.VI. Бои в Китае, естественно, выявили ряд недостатков, что привело к работам по модернизации машины. Вместе с тем, сама по себе концепция малого танка для поддержки пехоты и разведки сохранилась. Развитие темы привело к созданию малого танка-разведчика нового поколения. Им стал малый танк Тип 97 (2597) Те-Ке, по сумме характеристик являвшийся едва ли не лучшей машиной в своём классе.
На практике работы по новому малому танку начались еще до войны с Китаем. В начале 1935 года появилась идея усилить вооружение Тип 94 за счет установки в башню 37-мм орудия. Впрочем, испытания показали, что башня явно маловата, да и сама машина явно требует улучшений. По этой причине на заводе Tokyo Gasu Denki Kogyo KK (Tokyo Gas and Electrical Industry Co Ltd, ныне Hino Motors) начались работы по созданию более крупной модели. Впрочем, разработка машины всё равно шла под колпаком японских военных, прежде всего Томио Хара, создателя основных типов японских танковых шасси. При создании шасси Тип 97 учитывались проблемы, всплывшие на Тип 94. Прежде всего это касалось не идеальной продольной устойчивости, тем же страдали американские Light Tank M2. Решение по шасси оказалось очень похожим: ленивец сильно увеличили в диаметре, опустили на землю, а его крепление получило подвеску. Правда, сделано это было в 1936 году, задолго до американцев. Ходовую часть Томио Хара существенно переделал, например, опорные и поддерживающие катки стали двойными. При создании ходовой части Те-Ке явно учитывался опыт разработки легкого танка Тип 95 Ха-Го, видно это, например, по конструкции ведущего колеса.
Изначально компоновка Те-Ке была аналогична малому танку Тип 94. С него же взяли и 35-сильный рядный мотор воздушного охлаждения. Его, как на Тип 94, разместили спереди, в таком виде опытный образец танкетки вышел на испытания. Впрочем, испытания, начатые в 1937 году, показали ошибочность подхода. Поэтому в ноябре 1937 года на испытаний вышел существенно переработанный танк. Во-первых, силами токийской Ikegai Ironworks Corp был разработан рядный 4-цилиндровый дизельный мотор. Он развивал мощность 65 лошадиных сил при 2300 об/мин, тем самым удельная мощность машины существенно выросла. Во-вторых, было решено перекомпоновать машину, переместив мотор в кормовую часть корпуса. Соответственно, боевое отделение сместили вперед. Перекомпоновка привела к тому, что место механика-водителя, традиционно находившееся справа по ходу движения, сместили влево. Это вызывало некоторое неудобство, поскольку люк механика-водителя перекрывался орудием, поэтому, в случае чего, приходилось вылезать через башенный люк. Такая же проблема, кстати говоря, была на Т-40 и Т-60. По итогам получилось вполне удачное шасси, разработку утвердили в 1938 году, тогда же начался серийный выпуск.
По поводу Те-Ке, чаще всего, идет, скажем так, некоторый негатив. Мол, плохая машина, маленькая, неудобная, и так далее. Граждане, ау! Не надо пересказывать польские книжки, особенно если они являются дополнительным пересказом. Для начала, к моменту появления Те-Ке типичным танком-разведчиком была чисто пулеметная боевая машина с броней, зачастую даже не защищающей от винтовочной пули при стрельбе в упор. Так вот, японцы создали вполне адекватную, для своего класса, боевую машину, имеющую броню толщиной 12 мм у листов под рациональными углами наклона, и 16 мм у листов, установленных вертикально. То есть вполне полноценная противопульная броня. Далее, про примитивные японские танки. В тот момент США, Великобритания и Франция собирали танки на заклепках, болтах и рейках. Те-Ке тоже был отчасти с клепаными соединениями. Но не везде. Часть деталей корпуса и башни были сварными. Сварка применялась для соединения наиболее сложных деталей, там, где клепаные соединения вели себя ненадежно. Даже в таких, небольших объемах сварка на танках указанных выше стран тогда почти не применялась. Ну и насчет приборов наблюдения. Не надо переписывать за людьми, которые танк сами не видели, всякую ерунду. Например, про отсутствие стеклоблоков. У Те-Ке они имелись в бортах башни, а также в смотровом лючке механика-водителя. Это же касается удобства работы экипажа. К данному вопросу японцы подходили весьма щепетильно. Для малого танка места там вполне достаточно. Ну и если дылда ростом под метр 80 и выше пытается примерить на себя танк под танкистов ростом метр 60, итог предсказуем.
На выходе у японцев получился вполне адекватный малый танк-разведчик, обладавший неплохой подвижностью, адекватной противопульной броней (а у китайцев тогда с противотанковой артиллерией дела обстояли не очень) и неплохим, даже для легкого танка, вооружением. Часть танков оказалась вооружена пулеметами Тип 97 калибра 7,7 мм, но выглядело это явно как «заглушка». Судя по серийным номерам, пулеметными были ранние машины. Основная же часть Те-Ке получила 37-мм танковую пушку Тип 94, такую же, как легкий танк Ха-Го. Это орудие было вполне способно бороться не только с противопульной, но и легкой противоснарядной броней. По крайней мере, американские Light Tank M3 в декабре 1941 года были подбиты из таких же пушек. Орудийная установка Те-Ке, как и на других танках, имела возможность точной наводки по горизонтали. Пушка оснащалась вполне адекватным телескопическим прицелом. Также внутренние поверхности боевого отделения и отделения управления защищались асбестовыми панелями, тем самым снижался риск возникновения пожара.
Полноценный выпуск Те-Ке начался в 1938 году. Стоит напомнить, что тогда выпускалось другими странами в категории малых танков-разведчиков. У нас, с перебоями, выпускался Т-38, англичане производили Light Tank Mk.VI, итальянцы танкетки семейства L 3, а Чехословакия предлагала на экспорт малые танки семейства Praga AH-IV. Ну и да, польские TK-S. Собственно говоря, единственным схожим по ТТХ малым танком был Strv m/37, шведская версия AH-IV, но и она была с пулеметным вооружением. При этом японцы прекрасно осознавали, для чего они производят свои малые танки-разведчики. Больше того, пик выпуска Те-Ке пришелся на 1939-40 годы. Дальше уже он шел по остаточному принципу. Общий объем выпуска малых танков-разведчиков составил 593 танка (данные Акиры Такицавы), где-то дается цифра 616 штук. Это меньше, чем Тип 94, к началу 40-х годов было уже понятно, что машина тянет максимум на разведывательные функции. Тем не менее, Те-Ке оказалась едва ли не лучшей машиной в своём классе.
Штатной структурой для использования Тип 97 Те-Ке были разведбаты. В состав такого подразделения обычно входило 2 роты по 8 танкеток в каждой. Использовались они в составе пехотных дивизий. Вместе с тем, боевой дебют Те-Ке случился в составе танкового соединения. В 3-м танковом полку (командир — полковник Киетаки Йошимару) находилось 4 таких танкетки, применявшихся для разведки. Можно сказать, что им повезло. Под раздачу во время боёв у реки Халхин-Гол, случившихся в начале июля 1939 года, новые танки не попали. В следующий раз эти машины пошли в бой почти 5 лет спустя. Случилось это на атолле Кваджалейн в январе 1944 года. Также они использовались летом 1944 года в Бирме, где Те-Ке использовались как танки-разведчики 14-го танкового полка.
Причины столь скромного боевого применения танкеток очевидна. Для японских военных боевая ценность танкеток не была новостью, поэтому в танковых полках их быстро заменили на Ха-Го, более адекватные боевые машины. Помимо разведывательных функций, Те-Ке применялись для связи, и также в роли машин химвойск. Еще для малых танков Тип 94 было разработано семейство прицепов, которые также имели индекс Тип 94. В состав семейства входили грузовой прицеп, химический прицеп, а также прицеп для дегазации. Наиболее известны химические прицепы Тип 94, хотя бы потому, что они сохранились до наших дней. Все три типа прицепов базировались на одной базе.
В следующий раз с Те-Ке наши войска встретились уже в августе 1945 года. 9 августа началась советско-японская война, которая продолжалась совсем недолго. Малые танки в ней совершенно никак себя не проявили. Основную часть этих танков захватили целыми. Среди захваченной матчасти оказались две машины, одна с серийным номером 241 и пулеметным вооружением, вторая с серийным номером 1036 и пушечным вооружением. Обе машины, захваченные в Мукдене, использовались с прицепами для дегазации. 16 ноября 1945 танкетки, вместе с прицепами, прибыли на НИБТ Полигон.
Из этих машин до наших дней сохранилась танкетка с номером 1036. Ранее она стояла на территории танкового музея в Кубинке, позже ее перевезли в парк «Патриот». Как и большинство японских танков, машина находится в относительно неплохом техническом состоянии. Отчасти по той причине, что японские машины были мало интересны, в том числе и с точки зрения привести их в ходовое состояние. Поэтому они не попали на в поле зрение горе-ломастеров, которые перетрясли несколько десятков машин в начале 60-х годов. Как раз тогда из советских тяжелых танков и САУ семейства КВ, например, лишились родных моторов и части интерьеров. Изуродовали изнутри и ряд других машин, в том числе и зарубежных. До японцев, к счастью, не добрались.
Ныне Те-Ке стоит монотонно-зеленым, до того его красили в подобие цвета береговых войск особого назначения ВМС Императорской Японии. Правда, тут есть нюанс, про который порой забывают. В последние два года войны бронетанковая техника японских моряков была уже не темно-серой, а оливково-зеленой. Впрочем, с точки зрения окраски японским танкам в Кубинке вечно не везет. Да и прицеп явно не от этой машины. Тип 94 ТК с номером 82, прибывший из Харбина, химприцепа не имел.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- www3.plala.or.jp/takihome
- Photoalbum of Japanese Tankette : Carden Loyd Mk.VI, Type92, Type94 TK & Type 97 Te-Ke, Kazunori Yoshikawa, Ikaros Publishing, 2016
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/luchshii-iz-malyh-tankov-611570f21bb82e33efb79f07