Юрий Пашолок. Лучший из французских танков 1940 года

15

Юрий Пашолок. Лучший из французских танков 1940 года

Рассказ о серийной версии французского кавалерийского танка (официально броневика) SOMUA S 35

То, что творилось во французском танкостроении в межвоенный период, вызывает массу вопросов, на которые зачастую нет ответов. В том числе и относительно логики, которую преследовало французское командование. Впрочем, самое удивительное было даже не в этом. Так сложилось, что лучшие французские танки, которые были созданы в 30-е годы, оказались отнюдь не у французской пехоты. Помимо нее, была еще и кавалерия, которая изначально танки не хотела. Но далее ситуация сложилась так, что броневики, по большей части, превратились в далеко не самые плохие танки.

Третий серийный SOMUA S 35, машина в штатной комплектации, но без радиостанции

Третий серийный SOMUA S 35, машина в штатной комплектации, но без радиостанции

Если Hotchkiss H 35/H 39, который изначально кавалерии навязали (хотя потом оказалось, что он безальтернативен), был с самого начала танком, то другая боевая машина создавалась по спецификации броневика. Если быть более точным, «боевого броневика» AMC (Automitrailleuse de combat). Но в итоге «броневик» получился 20-тонным. На вооружение его приняли как Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S. Впрочем, известен он как SOMUA S 35. Он стал самым удачным французским танком по состоянию на май-июнь 1940 года.

Так танки именовался официально

Так танки именовался официально

Изначально и SOMUA, которая входила в Schneider-Creusot, создавала бронеавтомобиль. SOMUA AC 1 являлся типовым для продукции данной фирмы полугусеничным бронеавтомобилем, но уже с мотором сзади. Но далее было решено «надуть» легкий пехотный танк, в результате чего на свет появился SOMUA AC 3, изначально 13-тонный, но по факту боевая масса составила 17 тонн. И это еще только начало. Самое главное, что по характеристикам подвижности гусеничный «броневик» вписался в требования на AMC. Средняя скорость по шоссе составила 30 км/ч, для французских танков это очень приличный показатель.

Пятый серийный танк послужил пособием при подготовке инструкции по эксплуатации

Пятый серийный танк послужил пособием при подготовке инструкции по эксплуатации

Еще 21 ноября 1935 года было известно, что доработанный вариант SOMUA AC 3 пойдет в серию. По поводу танка (пардон, броневика) французская кавалерия строила грандиозные планы. Согласно им, предполагалось, что будет закуплено 600 танков данного типа, для того времени это очень внушительная цифра. Такой объем был взят отнюдь не с потолка. Столько AMC требовалось для того, чтобы обеспечить штатной численностью легкие механизированные дивизии (DLM, или Division Légère Mécanique), то есть по 200 танков на 3 дивизии. Впрочем, оптимизм продолжался недолго. Выяснилось, что SOMUA попросту не потянет такой объем.

Вместо тросов французы чаще использовали цепи

Вместо тросов французы чаще использовали цепи

Результатом стало то, что DLM решили оснащать пополам SOMUA S 35 (серийный вариант танка получил заводской индекс SOMUA AC 4) и Hotchkiss H 35. Штат дивизии теперь включал 96 SOMUA S 35, из них 84 танка шло на оснащение 8 эскадронов, 4 танка использовались командирскими, оставшиеся 4 находились в резерве. Тот же состав, то есть 96 танков, был и в случае с Hotchkiss H 35. Таким образом, Hotchkiss смогла трудоустроить свой легкий танк, а нагрузка на SOMUA снизилась.

Шасси танка на испытаниях

Шасси танка на испытаниях

25 марта 1936 года с SOMUA был заключен контракт №60 178 D/P на выпуск 50 SOMUA S 35 первой партии. Первые танки были готовы в июле 1936, но выяснилось, что узким местом оказались скорее не шасси, а вооружение и башни. Первые четыре танка получили башни APX 1 и 47-мм пушки SA 34, но они оказались временным решением. Дело в том, что башня с диаметром погона 1022 мм получилась узковатой. Поэтому далее появилась доработанная башня, получившая обозначение APX 1 CE (chemin élargi, то есть увеличенный погон), диаметр погона вырос до 1130 мм.

Компоновка отделения управления

Компоновка отделения управления

Новая башня отличалась не только увеличенным погоном, но и доработанными смотровыми приборами. Они были унифицированы с башней APX 4, которую создали для Char B1 bis. Собственно, APX 1 CE и APX 4 были очень похожи, тем более обе башни получили более мощное вооружение — 47-мм пушку SA 35. Пушка, как и башня, стала узким местом, поскольку выпускать ее начали в январе 1937 года. Одним словом, у французского танкостроения случился затык, который повторял, в менее запущенном виде, ситуацию с Char D1. Также первые SOMUA S 35 некоторое время ездили без смотровых приборов в корпусе, их поставки задержались.

Первый парад SOMUA S 35, июль 1938 года

Первый парад SOMUA S 35, июль 1938 года

Еще одним неприятным моментом, в случае с SOMUA S 35, стал ценник. За танк требовалось заплатить 982000 франков, для сравнения, Renault R 35 стоил 200000 франков, а Char D2 обходился в 600000 франков. Такой ценник складывался из ряда факторов, включая совсем не простой и дешевый мотор. Но если посмотреть на то, что французская кавалерия получала за эти деньги, то всё выглядело уже не так однозначно. Что Renault R 35, что Char D2 стояли явно на более низком уровне, чем «боевой броневик», чья боевая масса достигла, в серийном варианте, 19,5 тонн. Это был один из лучших, если не лучший, средний танк того периода. По большому счету, главной проблемой SOMUA S 35 была башня. Двухместную башню, как хотели на AMX, он так и не получил. Тем не менее, по эффективности он стоял выше других французских танков.

У ранних танков имелись большие проблемы с комплектацией смотровыми приборами

У ранних танков имелись большие проблемы с комплектацией смотровыми приборами

То, что из себя представляет SOMUA AC 4, отлично понимали в командовании французской кавалерии. Да и пехота, увидев его, тоже захотела подобное. Впрочем, Char G, разработка которого началась под впечатлением от SOMUA S 35, превратилась в фарс. А вот кавалерия, хоть и с задержками, свой танк стала получать. Во втором квартале 1937 года были сданы танки по первому контракту, машины с регистрационными номерами 67225 – 67274 ушли на комплектацию 1-й DML. Далее началось исполнение контракта №61 361 D/P, он также был подписан в 1936 году и предусматривал выпуск 50 танков. Правда, с ними также случилась задержка, и снова по вине смежников. Поэтому окончательно их сдали 15 апреля 1938 года, а смотровые приборы поставили уже в войсках. И не только они, а еще и часть башен. APX (на тот момент уже ARL) со своей работой не справлялась.

На дальние дистанции "броневики" могли перевозиться прицепами

На дальние дистанции «броневики» могли перевозиться прицепами

Ушли танки (регистрационные номера 22332 – 22381)по второму контракту во 2-ю DML, она же первой показала их на параде 14 июля 1938 года. Надо сказать, что SOMUA показала себя более надежным поставщиком, чем та же Renault. За 2 года, с перебоями, но всё же удалось поставить 100 танков. Для сравнения, контракт на выпуск 50 Char D2 был подписан с Renault в конце декабря 1934 года, а последние танки по нему сдали 23 февраля 1937 года. Это потому, что Renault нахватала заказов, а производственные площади оказались совсем не резиновыми. При этом SOMUA только наращивала темпы выпуска. В 1937 году был подписан контракт №70 919 D/P на выпуск 100 танков (серийные номера 819–918). Несмотря на перебои с башнями, выполнение контракта завершилось в марте 1939 года. Благодаря ему 1-я и 2-я DLM стали полностью укомплектованными AMC.

К началу Второй мировой войны SOMUA S 35 был самым массовым французским средним танком

К началу Второй мировой войны SOMUA S 35 был самым массовым французским средним танком

Между тем, в 1938 году в Европе остро запахло большой войной. Французская обнаружила, что к ней не готова, особенно что касалось военной техники, включая танки. Ни о каких 300 SOMUA S 35 уже речь не шла, замаячили планы на выпуск 500 танков. В рамках пересмотренной программы с SOMUA в 1938 году заключили контракт № 80 353 D/P на выпуск 125 SOMUA S 35, основная масса этих машин шла на комплектацию 3-й DLM. К 3 сентября 1939 года, когда Франция объявила войну Германии, SOMUA успела сдать 61 танк. Далее темп выпуск стал расти, в результате уже в начале января 1940 года последние танки, получившие регистрационные номера 10634 – 10758, покинули завод в Сент-Уэн.

Выпуск "броневиков" нарастил, но в одиночку SOMUA не могла полностью обеспечить потребности. Да и 450-й SOMUA S 35 должен был стать последним

Выпуск «броневиков» нарастил, но в одиночку SOMUA не могла полностью обеспечить потребности. Да и 450-й SOMUA S 35 должен был стать последним

Далее французских военных понесло чуть не туда. Согласно пересмотренным планам, SOMUA AC 4 сдавалось 450 штук, с 451-й машины запускалось производство SOMUA S 40. В принципе, разница была небольшой, хотя всё равно требовалось время на переход. По этой причине четвертый контракт, №88 216 D/P (заключен в 1938 году) становился последним для SOMUA S 35. По нему также выпускалось 125 танков, получавших регистрационные номера 50210 – 50334. За счет того, что в Сент-Уэн стали наращивать темпы выпуска (за май 1940 года сдали 22 танка) контракт почти выполнили. Общее число выпущенных SOMUA S 35 колеблется в пределах 427-440 танков. В любом случае, даже если бы французская армия не «посыпалась», всё равно больше 450 танков данной модели не произвели.

На пути к передовой, май 1940 года. Этот танк был участником первого крупного встречного танкового сражения Второй мировой войны

На пути к передовой, май 1940 года. Этот танк был участником первого крупного встречного танкового сражения Второй мировой войны

1-я и 2-я DML, получившие свою матчасть до начала 2-й мировой войны, оказались наиболее боеспособными частями французской армии. В том числе и благодаря матчасти. Некоторые, конечно, считают лучшими французскими танками Char B1 bis, но вот тут можно сильно поспорить. 60 мм брони, конечно, дело хорошее, но ее еще надо реализовать, что получалось далеко не всегда. А вот поломки, связанные с перегрузкой шасси, у Char B1 bis случались регулярно. В этом смысле SOMUA S 35 был лучшим, что имела французская армия. Подвижный, живучий, с хорошей ремонтопригодностью, с неплохой (по французским меркам) обзорностью. Да, дорогой, но это если не сравнивать с Char B1 bis.

Показали эти танки себя хорошо, в том числе и в плане живучести

Показали эти танки себя хорошо, в том числе и в плане живучести

Отдельный вопрос, как свои лучшие танки французская армия применяла. У нас обычно этот вопрос обходят стороной. Между тем, как раз французы первыми в годы Второй мировой войне устроили массированное встречное танковое сражение. 1-я и 2-я DLM схлестнулись с 3-й и 4-й танковыми дивизиями, случилось это в районе Анню (Бельгия) 12-14 мая 1940 года. В теории французы выступили лучше, но битва при Анню стоила кавалерийским частям примерно половины из имевшихся SOMUA S 35. Причем часть из них немцы потом смогли ввести в строй.

Увы, финал боёв был немного предсказуем

Увы, финал боёв был немного предсказуем

Битва при Анню показала, что ключевую роль играют средние танки. Главной проблемой было то, что этих самых танков у французов было ограниченное количество. Кроме того, 3-я DLM, формирование которой шло уже во время войны, была обучена хуже. Тем не менее, вполне неплохо показали себя SOMUA S 35 под Аррасом, причем их почему-то отодвинули, с точки зрения известности, на второй план. При том, что итоги боёв у французов оказались лучше, чем у англичан. Последние, кстати, перепутали французские танки с немецкими и открыли по ним огонь.

В дальнейшем значительная часть подбитых SOMUA S 35 была восстановлена и воевала уже в составе немецкой армииВ дальнейшем значительная часть подбитых SOMUA S 35 была восстановлена и воевала уже в составе немецкой армии

В дальнейшем значительная часть подбитых SOMUA S 35 была восстановлена и воевала уже в составе немецкой армии

Итоги боевого применения SOMUA S 35 в ходе боёв мая-июня 1940 года лишний раз показали, какой у французской армии был бардак. Есть серьёзные подозрения, что по итогам «броневики» SOMUA заняли бы место средних пехотных танков, с которыми у французов дела обстояли кошмарно. Но немцы французским военным не дали второго шанса. После того, как немецкая армия подошла к северным пригородам Парижа, можно сказать, что война для Франции закончилась. Как раз там находится Сент-Уэн, а также основная масса французских заводов, производивших танков. Дальнейшие боевые действия скорее напоминали агонию. Даже 400 с лишним хороших танков войну не выигрывают.

Список источников:

      • Материалы Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
      • SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
      • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      • Guerre, Blindés & Matériel (GBM) 105, 106, HS1
      • Архив автора
      • eBay

источник: https://dzen.ru/a/Z4NxbUxw3EN3zbPH

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account