Данная статья выкладывается на сайт АИ с любезного разрешения сайта BAMPER.BY.
Содержание:
Как мы с удивлением недавно узнали, автомобили с двигателями внутреннего сгорания не являлись первыми транспортными средствами, соревновавшимися на скорость и выносливость. Тем не менее первые попытки выяснить, кто лучший, стали происходить сразу после того, как прототипы с ДВС начинали относительно стабильно работать. Сегодня расскажем, как это было.
Историческое событие
Итак, гонки на безлошадных экипажах, как поначалу назывались автомобили, сперва стали устраивать во Франции. Позже их начали проводить в Англии, Германии и Италии, хотя пионерами автоспорта по праву считают именно французов. Центром подобных мероприятий являлся, конечно, Париж, а регламент автопробегов предполагал путешествие из одного города в другой за определенный промежуток времени. Целью таких заездов было выявление наиболее надежных, быстрых и технически продуманных экипажей, которые впоследствии могли бы заменить собой конные повозки.
О первом соревновании автомобилей издатель Пьер Жиффар объявил на страницах своей газеты Le Petit Journal еще 19 декабря 1893 года. Тогда же стал известен маршрут гонки – дорога от Парижа до Руана имела протяженность 126 км. Была назначена дата – 22 июля 1894 года. Чтобы мотивировать участников, был учрежден призовой фонд заезда в размере 5 тысяч франков, который должен был достаться единственному победителю.
Размер вознаграждения настолько вдохновил энтузиастов, что заявку на участие в соревнованиях подали аж 102 экипажа, причем двигателями с ДВС оснащалась лишь часть из них. Остальные приводились в движение паровыми, электрическими и керосиновыми моторами. Впрочем, к моменту старта отбор жюри прошло лишь 29 автомобилей, 7 из которых были оснащены паровиками.
Затем, в 8 часов утра, участники стартовали из Парижа с полуминутным интервалом; весь маршрут им предстояло преодолеть за 12 часов. Любопытно, что среди бензиновых авто значился всего один оригинальный экипаж Daimler Benz, тогда как 13 французских машин были оснащены моторами производства этой же немецкой марки.
Любопытно, что самую большую скорость, свыше 22 км/час, во время заезда развил паромобиль маркиза Альбера Де Диона – мощность силовой установки его экипажа составляла 20 л.с. При этом лишь три таких паровых машины сумели благополучно добраться до финиша
Что касается классических автомобилей, то практически все из них уложились в отведенное время. Впоследствии жюри приступило к тщательному изучению состояния экипажей, выбрав те, что оказались наименее потрепанными. После долгих споров первенство гонки разделили два авто – Peugeot и Panhard-Levassor. Их сочли самыми надежными в эксплуатации. А вот паромобили De Dion, показавшие лучшую скорость, напротив, посчитали слишком громоздкими и технически сложными.
Первая реклама
Гонка «Париж-Руан» имела большой резонанс. Тиражи Le Petit Journal и других газет, освещавших событие, распродавались в мгновение ока и постоянно допечатывались, люди устраивали стихийный тотализатор, пристально следя за исходом заезда. Впоследствии в журнале Института Французских Инженеров появилась статья, посвященная феномену автомобиля и методам привлечения внимания к нему со стороны обывателей. Оказалось, что хроника гонки, опубликованная на страницах газет, была лучшей тому рекламой.
Конечно же, народ требовал продолжения. Поэтому в 1895 году была объявлена другая, более сложная гонка Париж-Бордо-Париж протяженностью 1200 км. Этот заезд был организован группой издателей парижских газет, позже присоединившихся к Французскому Туристическому Клубу, что привело к созданию Automobile Club de France, который до сих пор курирует гонки во Франции.
Согласно регламенту заезда Париж-Бордо-Париж, соперники должны были преодолеть выбранную дистанцию за 100 часов. Здесь стоит отдельно отметить победителя предыдущей гонки, Эмиля Левассора. Вместе с инженером Рене Панаром он создал уже упомянутый самодвижущийся экипаж Panhard-Levassor, преимуществом которого была переднемоторная компоновка с продольным расположением силового агрегата, коническое сцепление и наличие межколесного дифференциала.
Благодаря такому устройству Panhard-Levassor прошел всю дистанцию за 48 часов 48 минут со средней скоростью 24,14 км/ч. При этом Эмиль двое суток кряду находился за рулем своего автомобиля! Следом за ним финишировали три гонщика Peugeot: Риголо, Кеклен и Дорио, а также Тум на Daimler Benz.
* * *
К сожалению, спустя всего год после своей безапелляционной победы во время гонки Париж-Марсель-Париж Эмиль Левассор попал в тяжелую аварию. Дело было поздно вечером: из-за недостаточной видимости и крайней усталости пилоту показалось, что прямо перед ним на дорогу выбежала собака. Пытаясь избежать столкновения, он свернул с пути и, потеряв управление, на скорости 25 км/ч врезался в дерево. Травмы, полученные им, оказались настолько тяжелыми, что спустя непродолжительное время Левассор скончался…
Что касается самих гонок, то первое время они являлись не просто демонстрацией возможностей автомобилей, но и дисциплиной, во время которой можно было обкатать различные технические новшества. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
источник: https://bamper.by/news/poleznosty/rev_motorov-_kakoy_byla_pervaya_avtogonka_v_istorii/