Об этой уникальной американской машине ранее у нас уже была небольшая заметка на сайте. Однако, это на много более подробная статья настоящего мастера, насыщенная огромным количеством уникальных фото.
Благодаря стараниям Джона Уолтера Кристи в предвоенные годы США были ведущим государством в области разработки авиадесантных танков. Правда, с существенной оговоркой: ни одной такой машины до войны американцы на вооружение так и не приняли. Но эксперименты Кристи привели к созданию удачной общей концепции. От идеи танка со съёмными крыльями американцы быстро отказались в пользу лёгкой машины, которая должна была подвешиваться под фюзеляж тяжёлого бомбардировщика или транспортного самолёта. Эта схема и легла в основу лёгкого танка Light Tank M22.
Содержание:
Последний шанс для Кристи
После относительного успеха в Великобритании у Кристи появились средства для дальнейшего развития своего авиадесантного танка. Машина была перестроена в танк M1938, который, впрочем, тоже особого успеха у американских военных не имел. К тому моменту Кристи, испытывавший большие финансовые трудности, продал фирму United States Convertible Systems Inc. Уильяму Бигли (William J. Bigley).
Ситуация изменилась в начале 1941 года. Англичане, которые планировали массовые закупки американских танков, проявили заинтересованность и в авиадесантном танке. Разумеется, американские военные тут же вспомнили о Кристи и его чудо-машинах. В конце апреля 1941 года на Абердинском полигоне состоялись испытания авиадесантного танка Christie M1936. Хотя в ходе испытаний машина неоднократно ломалась, она показала впечатляющие характеристики. Машину в отчёте называли Bigley-Christie.
Здесь стоит упомянуть факт, который является одной из главных причин неприятия американскими военными конструкций Кристи. Дело в том, что Кристи проектировал свои танки, исходя исключительно из собственной логики. Очень часто эта самая логика входила в полное противоречие с тем, что хотел получить заказчик. В случае с авиадесантными танками Кристи основным считал сам танк, средство доставки для которого «как-нибудь найдётся».
Кроме того, ни один из танков Кристи, начиная с 1933 года, не имел башни. Конструкция его авиадесантных машин была подчинена одному – скорости. Американские военные в этом смысле оказались людьми более приземлёнными. Скорость для них была важной, но далеко не единственной существенной характеристикой. Им требовалась боевая, а не гоночная машина.
22 мая 1941 года была оформлена спецификация на авиадесантный танк, получивший индекс T9 Airborne Tank. Согласно ей, боевая масса машины должна была составлять 7,5 тонн (без экипажа), длина – 3,5 метра, ширина – 2,13 метра, а высота – 1,68 метра. Вооружение, состоящее из пушки калибра 37 либо 57 мм, должно было находиться во вращающейся башне и оснащаться гироскопическим стабилизатором. Экипаж создаваемого танка состоял из 2–3 человек. Для понимания хода дальнейших событий очень важно обратить внимание на небольшие габариты заказанной боевой машины и вооружение, которое требовалось разместить в башне.
С июля 1941 года United States Convertible Systems Inc. по заданию американских военных разрабатывала новый танк. Тогда же изготовили и первый макет. Кристи согласился построить опытную машину за 126 тысяч долларов. Для того времени это была очень приличная сумма. Вместе с тем, уже по габаритам предлагаемый танк совершенно не вписывался в предложенную военными концепцию T9. Если по ширине всё было хорошо, то длина нового танка должна была составлять 5,6 метров, то есть более чем в полтора раза больше, чем по спецификации. Не меньшие проблемы были и с башней: её попросту не было.
В следующий раз Кристи представил собственное видение авиадесантного танка в ноябре 1941 года. У машины, более известной как Christie M1942 Light Tank, башни не было тоже. Вместо неё предлагалась рубка с установленным в лобовой части макетом 37-мм пушки. Дополнительно в корпусе размещалось 5 пулемётов. О том, что американские военные выдавали спецификацию, принимая во внимание возможности военно-транспортного самолёта C-54, который как раз в том момент проектировался, Кристи как будто и не слышал. Неудивительно, что после этого слушать перестали самого Кристи.
История имела продолжение. В мае 1942 года Кристи предложил тот же самый танк Советскому Союзу. Конструктор был готов со своими специалистами ехать в СССР. Даже сумма контракта совпадала – 126 тысяч долларов. Впрочем, генерал-майор Лебедев, которому прислали это письмо, тут же завернул идею.
Строго по спецификации
Ещё в мае 1941 года, когда создавалась спецификация на авиадесантный танк T9, Управление Вооружений решило подстраховаться. Параллельно с Кристи задание на разработку авиадесантного танка получили Marmon-Herrington Company, Inc. и Pontiac, одно из подразделений автомобильного гиганта General Motors. Pontiac в данном случае скорее рассматривался в качестве последнего варианта, поскольку опыта в танкостроении у автомобилестроительной фирмы не было никакого. Что же касается Marmon-Herrington, то она к 1941 году уже имела солидный багаж в виде танкеток, броневиков и лёгких танков, которые выпускались серийно и даже успели повоевать.
Полноразмерный макет Light Tank T9 был представлен в августе 1941 года. Придумывать велосипед в Marmon-Herrington не стали и взяли за основу лёгкий танк CTLS. От исходной машины позаимствовали практически всю ходовую часть, за исключением ленивцев. Внешне новая машина напоминала лёгкий танк T7, который как раз в это время проектировался арсеналом Рок Айленд (Rock Island).
Сходство это явно не случайное, поскольку дальнейшая эволюция обеих машин проходила очень похожим образом. Машина получила клёпаный корпус традиционной для американских лёгких танков формы, с той разницей, что ввиду лимита по габаритам он получился очень низким. На танк планировалось установить литую двухместную башню, по конструкции похожую на ту, что ставилась на средний танк M3. В качестве вооружения предполагалось установить 37-мм пушку и спаренный с ней пулемёт Browning M1919.
Машину осмотрели не только представители Управления вооружений, но и представители американских ВВС, а также инженеры компании Douglas. Последние появились не случайно. Как уже упоминалось, в качестве самолёта-носителя для нового танка предполагалось использовать военно-транспортный самолёт C-54, который как раз и разрабатывался Douglas. В целом, машиной все остались довольны. В ноябре для Douglas изготовили полноразмерный макет, предназначенный для подгонки к C-54. Танк подвешивался под фюзеляж самолёта. Башня при этом демонтировалась и грузилась внутрь. Масса башни была относительно небольшой, так что погрузка её внутрь салона не представляла больших проблем.
Конкурент в лице Pontiac представил своё видение авиадесантного танка в сентябре 1941 года. В целом танк от Pontiac повторял машину Marmon-Herrington. Разница была в особенностях конструкции корпуса и силовой установке. Корпус предполагалось выполнить сварным с применением литья. В качестве силовой установки предполагалось использовать спарку автомобильных 6-циллиндровых двигателей Pontiac объёмом 3,9 литра и мощностью 90 лошадиных сил каждый. Для сравнения, танк Marmon-Herrington предполагалось оснащать танковой версией 7-литрового оппозитного авиационного двигателя Lycoming O-435T. Этот мотор как раз в 1942 году запускался в серию.
Танки оказались очень похожими друг на друга, и главным аргументом для выбора стала цена. Проект Marmon-Herrington получился более дешёвым, что и стало главной причиной победы танка фирмы из Индианаполиса.
Руководство General Motors, впрочем, не особо расстраивалось, поскольку на базе T9 предполагалось строить самоходную установку. Машина, которая получила индекс T42 GMC, эволюционировала в T49 GMC. С этого момента ею занималось уже другое подразделение General Motors – Buick. Итогом разработки стала машина T70 GMC, она же M18 Hellcat.
Вынужденно облегчённый
Первый опытный образец лёгкого танка T9 был изготовлен Marmon-Herrington к апрелю 1942 года. К тому моменту в конструкцию танка был внесён ряд изменений по сравнению с исходным проектом. Во-первых, корпус был собран теперь в основном при помощи сварки. Лишь верхний лобовой лист крепился на болтах, чтобы обеспечить доступ к трансмиссии. Во-вторых, американским военным показалось недостаточно одного пулемёта, спаренного с пушкой. В результате прототип получил спарку пулемётов Browning M1919, установленных в лобовом листе корпуса. Стрелять ими доверили механику-водителю, а вот перезаряжать их должен был заряжающий, сидящий в башне.
В апреле того же года танк отправили в Форт-Беннинг, где проходили ходовые испытания, а также «примерка» T9 к макету фюзеляжа C-54. В ходе испытаний выяснилось, что ходовая часть обладает недостаточной жёсткостью. В итоге пришлось установить между тележками сначала швеллеры, а затем специальные усилители. Разработал их инженер Marmon-Herrington Уильям Кост (William A. Cost). Дальнейшие испытания потребовали дополнительного вмешательства в конструкцию танка, что немного увеличило его боевую массу. Стоит отметить, что благодаря небольшой массе и мощному двигателю танк получился шустрым. Конечно, не таким, как танк Кристи, но максимальная скорость 56 км/ч – это очень достойный показатель.
31 мая 1942 года, как раз в самый разгар испытаний, прилетел общий «привет» от американских ВВС и англичан. Согласно уточнённой спецификации, боевая масса танка должна была составить 7,1 тонны, то есть на 400 кг меньше предыдущей весовой отметки. Просто так выкинуть 4 центнера было задачей крайне сложной, поскольку у инженеров Marmon-Herrington и так был жёсткий лимит по массе. Стало ясно, что выкидывать предстоит что-то важное.
Первым делом за борт полетела спаренная установка курсовых пулемётов Browning. Вероятно, в этот момент будущие заряжающие танка могли облегчённо вздохнуть. Следом отправились гироскопический стабилизатор и электропривод башни. Конечно, с ними было гораздо лучше, но без стабилизатора и электропривода всё же можно жить. После облегчения опытный образец лёгкого танка T9 продолжил испытания, которые закончились только в январе 1943 года. Позже эта машина использовалась на Marmon-Herrington в качестве ходового стенда.
Ещё в феврале 1942 года начались работы по созданию улучшенной версии танка T9. В апреле полноразмерный макет танка, получившего индекс Light Tank T9E1, был отправлен в Форт-Беннинг и испытан подвеской под макет фюзеляжа C-54. По итогам этих испытаний был серьёзно переделан корпус, в котором вновь было хорошо заметно влияние лёгкого танка T7, а точнее T7E2. Лобовой лист стал состоять из одной детали, расположенной под большим углом наклона.
Переделке подверглись и другие части корпуса, особенно корма. На люке механика-водителя появилась отдельная рубка, благодаря которой улучшилась обзорность. Изменилась конструкция башни, которая вместо одного большого люка получила два поменьше.
Первый опытный образец лёгкого танка T9E1 был изготовлен в ноябре 1942 года, тогда же начались его интенсивные испытания. Вторую машину сразу же после постройки отправили для ознакомления и испытаний в Англию. Судя по всему, довольными остались обе стороны: уже в апреле 1943 года началось серийное производство Light Tank T9E1. Всего до февраля 1944 года Marmon-Herrington выпустила 830 танков этого типа. Это стало самым большим успехом для фирмы из Индианаполиса в области танкостроения.
Индекс Light Tank T9E1 использовался в отношении этого танка до сентября 1944 года, пока, наконец, машину не стандартизировали как Light Tank M22. Что же касается Великобритании, то там этот танк получил обозначение Locust, то есть «саранча». Как «M22 Locust» детище Marmon-Herrington не называлось – это сродни тому, как называть известный американский средний танк «M4 Sherman». Здесь M4 Medium Tank – американское обозначение, а Sherman I – английское.
С началом серийного производства работы по T9E1 не закончились. В ноябре 1943 года была запущена программа по установке в башню 81-мм казнозарядного миномёта T24E1. В августе 1944 года один T9E1 был оснащён таким миномётом. Машина получила индекс Light Tank T9E2. Впрочем, дальше экспериментов дело не продвинулось.
Ограниченно годный
Основная часть T9E1 ушла в американскую армию, но эти танки никогда не использовались в боевых действиях. Американская армия довольно холодно приняла авиадесантные танки. Разрабатывались они, прежде всего, для англичан, а к середине 1943 года машина выглядела явно слабоватой. К тому же лёгкий танк M24, который как раз в этот момент был в самом разгаре разработки, также был ограниченно авиадесантным. Правда, его для перевозки приходилось частично разбирать и перевозить уже в двух самолётах C-82.
О существовании Light Tank T9 и T9A1 советская внешняя разведка узнала в июле 1943 года. Впрочем, эта машина заинтересовала советских военных только высокой подвижностью. Гораздо больший интерес у разведчиков в тот момент вызывал лёгкий танк T7E2, превратившийся в средний танк M7.
Англичане, ещё одни заказчики Light Tank T9E1, получили 260 танков этого типа. Машины, в английской армии обозначавшиеся как Locust, получили регистрационные номера начиная с T.15877 по T.159376. Судя по большому запасу номеров, предварительный заказ составлял 500 танков, но позже его сократили. Одной из причин снижения объёма поставок могло стать то, что испытания выявили механические проблемы. Не меньшей проблемой стало то, что Locust не имел каких-то очевидных преимуществ перед английским Tetrarch I.
Конечно, американские танки имели в боекомплекте, в отличие от «англичан», осколочно-фугасные снаряды. Но как раз к началу 1944 года, когда Locust стали поступать на вооружение английских десантников, и в боекомплекте Tetrarch I появились осколочно-фугасные боеприпасы для 2-фунтовых (40-мм) пушек. Английская машина была быстрее, удобнее с точки зрения экипажа, а броня обоих танков защищала максимум от стрелкового вооружения. Взвесив все «за» и «против», командование английских десантников оставило американские танки в резерве. В Нормандию полетели старенькие, но нисколько не уступающие по характеристикам «Тетрархи». Английских «ветеранов» танки Locust начали заменять только осенью 1944 года. Тогда же англичане адаптировали для американских машин специальную насадку Littlejohn, увеличивающую начальную скорость снаряда, а вместе с ней и пробиваемость.
Locust использовался англичанами в бою всего один раз. 24 марта 1945 года союзные войска провели операцию Varsity («Университет»), целью которой являлось форсирование Рейна. Ударной силой в этой операции являлись 6-я английская и 17-я американская воздушно-десантные дивизии. Англичане, как и в Нормандии, в основном применяли при высадке планеры, в том числе и тяжёлые GAL.49 Hamilcar Mk.I, которые как раз и использовались для доставки танков.
Операция началась в 10:00. Основные силы английских десантников были выброшены северо-восточнее Везеля. В ударной группе находилось 8 танков Locust. Первый из них даже не смог пересечь Рейн: после попадания зенитного снаряда у планера провалилось дно, в результате танк упал в реку, а его экипаж погиб. Второй танк был потерян во время посадки, когда планер врезался в одну из построек местной фермы. У одного из оставшихся танков при посадке была повреждена пушка, у второго – пулемёт, а у третьей машины сломался двигатель.
В отличие от Нормандии, где главными врагами «Тетрархов» были парашюты десантников, в которых запутывались их гусеницы, экипажам Locust-ов пришлось сполна понюхать пороху. Спустя считанные минуты после выгрузки танк под командованием лейтенанта Кенварда оказался лицом к лицу с немецкой «Пантерой». Поскольку система откидывания носовой части «Гамилькара» не сработала, танк пришлось выгружать, снеся нос планера. Лейтенант успел выпустить в немецкий танк дюжину снарядов, но без какого-либо эффекта. Ответным огнём Locust был выведен из строя, но двое членов экипажа, включая Кенварда, остались в живых. Танк с повреждённым двигателем превратился в неподвижную огневую точку, поддерживающую своим огнём оборону против немецкой пехоты. Согласно отчётам, на счету экипажа этого Locust около 100 убитых немецких солдат и офицеров.
Четыре оставшихся в строю танка обеспечивали огневую поддержку английских десантников. С их помощью бойцы 6-й воздушно-десантной бригады атаковали немецкие позиции. На следующий день танки также использовались в качестве средства усиления десантников. 26 марта основные силы англичан пересекли Рейн, и место Locust заняли куда более хорошо бронированные и мощно вооружённые танки Cromwell. Здесь боевая карьера этих американских танков в английской армии закончилась.
В 1946 году танки Locust были признаны окончательно устаревшими. Началось их списание из английской армии. Небольшое их число попало в Бельгию. Гораздо больше досталось Египту, где они заменили Light Tank Mk.VI. По сравнению с этими машинами, которые англичане перестали использовать ещё в 1941 году, Locust были вполне современными танками. По состоянию на 1948 год в египетской армии находилось около 50 машин этого типа, принадлежавших ранее англичанам.
В ходе Войны за независимость Израиля, которая шла с 1947 по 1949 годы, танки Locust использовались гораздо интенсивнее. 14 мая 1948 года было объявлено о независимости Израиля. На следующий день на территорию новообразованного государства с целью стереть Израиль с лица земли начали входить войска соседних арабских государств. Наиболее известным эпизодом применения египетских Locust стала операция «Асаф», проходившая 5–7 декабря 1948 года. В её ходе египтяне при поддержке танков атаковали Шейх Норан (сейчас это кибуц Маген). Ответным огнём 57-мм противотанковой пушки (тоже бывшей английской) 5 танков Locust было подбито. Атака египтян захлебнулась. Ещё один танк, прорвавшийся в Шейх Норан, подбили из опять же английского противотанкового гранатомёта PIAT.
С похожими «успехами» Locust применялись египтянами в боях за Ауджа. Три танка достались бойцам ЦАХАЛа в работоспособном состоянии и находились на вооружении израильской армии до 1952 года. Танки, оставшиеся у египтян, продолжали состоять на вооружении до середины 50-х годов, когда они окончательно устарели.
Источник — https://warspot.ru/5045-stalnaya-sarancha