Юрий Пашолок. Личинка «Тигра» от Порше
Немецкий опытный тяжелый танк Porsche Typ 100, он же VK 30.01 (P), он же Pz.Kpfw.Leopard, первый танк Porsche KG
Основные игроки в программе немецкого танкостроения довоенного и военного периода хорошо известны. Это Krupp, Rheinmetall-Borsig, Daimler-Benz и MAN, позже появился Henschel. Вместе с тем есть один момент: несмотря на то, что у вышеперечисленных концернов и компаний имелись свои КБ, чаще всего они работали по общему заданию. Спускалось оно сверху, из 6-го отдела Департамента Вооружений, отвечавшего за механизацию и моторизацию немецкой армии. Одной из ключевых фигур в отделе был Генрих Книпкамп, начавший там работать еще с 1926 года. Основной специализацией Книпкампа являлись гусеничные и полугусеничные шасси. С 1937 года под его контроль попали все перспективные танковые разработки. По уровню влиятельности с ним может сравниться разве что Гарри Нокс, находившийся в еще большей тени, нежели его немецкий коллега. Если Нокс создал базовое шасси, ставшее ориентиром для всех американских танков с середины 30-х по 1943 годы, то Книпкамп подмял под себя разработку немецких танков. Правда, уровень противодействия немецких компаний-разработчиков был всё же выше.
Причиной противодействия идеям Книпкампа чаще всего являлось то, что не все его идеи были удачными. Среди первых пострадавших от его идей был, если кто не в курсе, Фердинанд Порше. Во второй половине 20-х годов тот возглавлял разработку военной техники на Daimler-Benz. Спецификация 6-го отдела Департамента Вооружений легла в основу Großtraktor, который создавало 3 компании. В их числе была и Daimler-Benz, причем у Порше оказалась наименее удачная конструкция. Некоторые решения, безусловно, были неверными, но надо сказать, что сам по себе Großtraktor был дурным с самого начала. Это касалось и навязанной 6-м отделом Департамента Вооружений ходовой части танка. История с Großtraktor стала первым, но далеко не последним случаем противостояния Порше и Книпкампа.
В 1931 году Фердинанд Порше основал собственную фирму — Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH (Porsche KG). Несмотря на это, Порше не прерывал связей с Daimler-Benz, благо что его фирма располагалась во всё том же Штутгарте. Инжиниринговая фирма работала по широкому профилю, включая и танкостроение. Именно Porsche KG (точнее, Карл Рабе, правая рука Порше) разработала торсионную подвеску, которую опробовали на Landsverk L-60. Далее эта подвеска была перенесена на Pz.Kpfw.III, тем самым решилась главная проблема этого танка. Это явно было замечено со стороны Гитлера, который был в хороших отношениях с Порше. Между тем, Pz.Kpfw.III продолжали преследовать неудачи. Это привело к прямому конфликту Daimler-Benz и Книпкампа, поэтому VK 20.01 (D) имел совершенно отличную от «общей линии партии» компоновку и ходовую часть. А еще Книпкамп впрямую у Порше торсионную подвеску украл (да, таке вот высокие отношения). Наконец, в 1939 году, по инициативе Гитлера, была создана Танковая комиссия. Возглавил ее Фердинанд Порше. Она стала независимой от HwA структурой, причем не только консультационной. Порше заказали новый тяжелый танк, получивший обозначение Typ 100. Известен он также как VK 30.01 (P).
Выбор фирмы Порше как подрядчика для разработки танка, тем более тяжелого, выглядит со стороны странно. До того фирма занималась исключительно автомобильной техникой, а производственной площадкой она не располагала. Но всё относительно. Во-первых, упомянутые выше Книпкамп и Нокс тоже были автомобилестроителями. Во-вторых, не один Порше имел опыт танкостроения. Франц Реймшписс, который возглавил танковую разработку на Porsche KG, ранее создал несколько бронемашин Austro Daimler, включая и ADGZ. Под началом Порше он создал значительную часть агрегатов для KDf, а также логотип Volkswagen, но с таким опытом создание танков не было огромной проблемой. Стоит упомянуть и Отто Цадника, талантливого инженера, чьим коньком были электротрансмиссии. Занимался он ими еще с 20-х годов. Кстати говоря, на Austro Daimler ранее работала часть коллектива Porsche KG, включая и самого Порше, и Рабе.
Еще одним моментом было то, что в 1934 году случилось с Austro Daimler. Этот производитель влился в Steyr Daimler Puch AG. Верховодила в этой троице Steyr, директором которой был Оскар Хакер. Кто не в курсе — это тот самый Оскар Хакер, что являлся соавтором справочника по танкам 1935 года. А еще в 1938 году Steyr начала строить завод в Санкт-Фалентин. Звался он Nibelungenwerk, и предназначался, внезапно, для производства танков. Вишенкой на торте стало то, что замом Порше в Танковой комиссии был… да, он самый. То есть вопроса с производственной базой особо не стояло. Собралась своеобразная австрийская банда. В нее также вошла Simmering Werk из Вены, на нее позже возложили производство моторов разработки Porsche KG. Также в партнерство вошли Siemens и Krupp, последний тоже был недоволен Книпкампом. Последним кирпичиком стала Škoda. Не сразу, но чешский оружейный гигант попал в оборот. И вот как раз у него опыта танкостроения было не занимать. Больше того, если вы внимательно начнете сравнивать проекты Порше, и то, чем занималась Škoda с 1941 года, узнаете для себя много нового.
Задание на разработку танка Porsche KG получила 6 декабря 1939 года. Позже проект, получивший заводской индекс Typ 100, стал обозначаться как VK 30.01 (P). Но циферки, данном случае, вообще ничего не означали. Как гласит народная мудрость, в военное время число Пи может достигать семи. Вот и в случае с индексом VK 30.01 не было никаких 30 тонн. Конечно, сначала Реймшписс сделал расчеты на 30 тонн массы (случилось это 9 декабря 1939 года), но по факту масса достигла отметки 35-40 тонн. И это было не финалом роста массы. Кроме того, весь 1940 год ушел на утряску общей концепции танка. Казалось бы, как такое может происходить, когда идет война. Но… если мы отвлечемся от сказок про Порше, который только и делал, что создавал безумные проекты, то увидим обратную сторону медали. У Typ 100 был прямой конкурент, сначала он именовался как D.W., а потом как VK 30.01 (H). Так вот, детище Книпкампа и Эрвина Адерса создавалось с 1937 года, и каменный цветок чего-то не выходил. На этом фоне становится понятно, почему появился Порше. У нас бы герр Книпкамп уже давно лес рубил за его подвиг с Z.W.38, а в Германии пришлось, внимание, создавать специальную комиссию, дабы запустить разработку альтернативного тяжелого танка.
В июле 1940 года Sonderfahrzeug I (спецмашина I), как еще именовали Typ 100, едва не скончался. Дело в том, что по итогу французской кампании было принято решение зарубить все проекты, которые имели массу более 30 тонн. Причиной стали ограничения мостового парка немецкой армии. В числе проектов, попавших под нож, временно оказался и Typ 100, ведь он реально был тяжелее даже 40 тонн. Кроме того, в августе 1940 года Танковую комиссию возглавил Вальтер Роланд, глава металлургической компании Deutsche Edelstahlwerke Krefeld (DEW). Порше сохранил место в комиссии, но теперь уже как консультативный орган. Впрочем, как показывают события, на самом деле активность по танку продолжалась. Для него даже разработали танковоз Typ 102 (позже Typ 142). Причем на чертеже от ноября 1940 года уже фигурирует танк, чья конфигурация мало отличается от финальной.
К началу 1941 года, когда работы по Typ 100 официально были разморожены, танк уже сформировался. В общем и целом его можно назвать «всё не как у Книпкампа». Ведущие колеса находились спереди, но приводил их в движение электромотор. Питался он от генераторов, спаренных с моторами. Моторов было два — 10-литровые V-образные 10-цилиндровые Typ 100, каждый мощностью по 210 лошадиных сил. Двигатели, как и многие другие разработки Porsche KG, были воздушного охлаждения. Генераторы и электромоторы поставляла Siemens. Боевое отделение оказалось смещено вперед, поэтому отделение управления оказалось без люков сверху. Не менее интересно выглядела ходовая часть. С каждой стороны находилось по 6 сдвоенных опорных катков, блокированных в тележки. При этом предполагалась торсионная подвеска, но с короткими торсионами, располагавшимися продольно. В ходе проектирования подвеска несколько раз видоизменялась.
В феврале 1941 года, на фоне откровенного торможения работ по VK 30.01 (H), работы по Typ 100 возобновили. К ним подключился Krupp, впрочем, работы явно начались не с нуля. Башня, которая создавалась Krupp, явно имела отношение к «голове», нарисованной на чертеже Typ 102. Но теперь башня создавалась под новое орудие — 88-мм пушку с баллистикой зенитки Flak 18. Диаметр погона у этой башни достиг 1900 мм. Связано это было с т кем, что прорабатывалось несколько вариантов вооружения. В их числе была и 105-мм пушка с длиной ствола 52 калибра. Под эту башню Porche KG переработала Typ 100, этот эскиз от 5 марта 1941 года стал первым детальным изображением нового танка. К тому моменту он уже превысил массу 45 тонн. А еще 6 марта 1941 года Krupp впервые обозначил танк как VK 30.01 (P). При этом, впрочем, фигурировал и еще один индекс — Pz.Kpw.VI (Porsche).
Конструкция танка продолжала утрясаться в марте-апреле 1941 года, но даже в таком виде он выглядел явно лучше своего конкурента. Если у VK 30.01(H) толщина лба корпуса составляла 50 мм, то у танка Porsche KG она составляла 80 мм. Также 80 мм была толщина у башни. Толщина бортов составляла 60 мм, что гарантированно защищало от огня орудий калибра 37-45 мм. Часто в публикациях язвят насчет электротрансмиссии и меди, но этим несчастным лучше бы знать, что там происходило с трансмиссиями, которые выбирал Крипкамп. Узнают много нового. В начале апреля 1941 года появилось три варианта орудия — 8.8 cm KwK L/56, это же орудие с повышенной начальной скоростью, а также 105-мм орудие с длиной ствола 47 калибров. 24 апреля выбор сделали — 8.8 cm KwK L/56. Примерно в это же время диаметр башенного погона снизился до 1800 мм.
Еще до окончательного выбора башни с вооружением HWA заключило контракт с Krupp на выпуск 3 корпусов. При этом в Эссене указали, что смогут их сдать в ноябре 1941 года. Башня, между тем, постепенно переделывалась. Она получила характерную форму бортов в виде «несимметричной подковы», связано это оказалось с тем, что требовалось место под командирскую башенку. Также появился характерный скос, необходимый для получения приемлемых углов склонения орудия. Такую форму башня получила в мае 1941 года. Характерной деталью этой башни была и развитая подвижная бронировка орудия.
То, что Typ 100, в таком виде, вполне мог успешно пройти испытания и пойти в крупную серию, было вполне вероятно. На тот момент тандем Книпкампа и Henschel откровенно отставал. Но… 26 мая 1941 года Гитлер дал указание об усилении проектов. Толщина лба корпуса выросла до 100 мм, а вооружение предполагалось более мощным. Калибр оставался 88 мм, но пробитие возрастало до 100 мм брони на дистанции 1500 метров. В этот момент Typ 100, по большому счету, и скончался. Тогда же можно было прекращать и разработку VK 30.01 (H)/KV 36.01, но последний всё же довели до стадии шасси. Porsche KG начала работы над более тяжелым и защищенным Typ 101, а его прародитель оставался не у дел.
Поскольку работу были уже запущены, полностью отменять заказ не стали, но в июле 1941 года контракт урезали до одной машины. Причем башню она не получала. Причина того, почему полностью не зарубили этот контракт, прозаична. Требовался тестовый образец, на котором обкатывались технические решения. Опыт D.W./VK 30.01 (H) наглядно показывал, что путь к серийной машине будет непростым. В результате Nibelungenwerke всё же собрала тестовое шасси, случилось это в ноябре 1941 года. Моторы Typ 100 собрала Steyr, ходовую часть изготовила Skodawerke.
Как выяснилось далее, собрали прототип не зря. На испытаниях выявились проблемы с моторами, тем не менее, танк активно испытывался зимой 1941-42 годов. Параллельно Porsche KG изучала конструкцию трофейных танков Т-34 и КВ-1, которые впервые осмотрели под Мценском в ноябре 1941 года. Порше к тому моменту уже довольно давно (с июня 1941 года) снова возглавил Танковую комиссию.
Несмотря на то, что танк, с весны 1942 ставший именоваться как Pz.Kpfw.Leopard (первый с таким индексом) так и остался опытным, он стал большим событием для Порше. Это был первый танк, разработанный Porsche KG самостоятельно, причем это касалось основного объема его элементов. Правда, это был одновременно и первый звоночек по поводу моторов Porche с воздушным охлаждением. Уже на этом танке они повели себя не лучшим образом. Тем не менее, Typ 100 стал трамплином к другому танку — VK 45.01 (P), он же Typ 101. Он же «Тигр Порше». А еще это был первый, но отнюдь не последний «Леопард» в активе Porsche KG. Любящие позубоскалить по поводу Порше как-то забывают, что Standrdpanzer группы А создавался под общим руководством Porsche. Известен этот танк как Leopard 1.
Список источников:
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger ₽, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987
- Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015
- Der andere Tiger: Der Panzerkampfwagen Porsche Typ 101, Michael Fröhlich, Motorbuch Verlag, 2019
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/lichinka-tigra-ot-porshe-6179afc439067e0c5887dd7d