Юрий Пашолок. Легкий американец в роли эрзац-крейсерского танка
Применение легких танков General Stuart I английской армией в 1941-42 годах
Во время Первой мировой войны Англия и Франция активно закупали в США вооружение и военную технику. США стали своеобразным арсеналом, за счет которого восполнялись недостатки собственного производства. При этом еще тогда сложилась ситуация, когда американцы могли предоставить более удачные образцы военной техники. Не каждый знает, что самым массовым французским броневиком был White AM, который базировался на американском шасси. Вот с чем тогда была еще беда, так это с танками. Здесь американцы не стали мучиться и либо закупили лицензию у французов, либо организовали совместное производство с англичанами. За счет этого американцы получили те образцы танков, которые служили у них вплоть до 30-х годов. А 6-тонные M1917 еще умудрились послужить канадцам во время Второй мировой войны.
Примерно такие же мысли об «арсенале демократии» были у английских военных в 1940 году. Да и не только у них: французы также думали об организации производства своих танков в США. Речь идет о SOMUA S 35. Вот только еще на стадии поставок грузовиков французам стало очевидно, что так, как раньше, не будет. По ряду направлений американцы уже давно обошли Европу, поэтому французская армия закупала американскую технику, а не заказывала производство там своих образцов. Особенно показательной была ситуация с авиацией, где едва ли не лучшими образцами французских ВВС оказались Hawk 75 (экспортный индекс Curtiss P 36) и DB-7 (Douglas A-20). На этом фоне с танками ситуация повторилась примерно тем же образом. Вместо организации производства своих танков англичане были вынуждены ждать американские боевые машины. Так что вместо Infantry Tank Mk.IIA американского выпуска они получали Lee, Grant, а затем Sherman. Суммарно эти танки намного превысили объемы выпуска английских средних танков.
Первоначально основным приоритетом в программе поставок американских танков в английскую армию стали боевые машины среднего класса. Наиболее критичная ситуация у англичан была с крейсерскими танками, именно в этой категории проходили Medium Tank M3. Позже американская версия машины стала именоваться как General Lee (или просто Grant), а версия с английской башней — как General Grant (или просто Grant). Вместе с тем, первыми американским танком, воевавшим в английской армии, стал не Medium Tank M3. Сложившаяся ситуация в Северной Африке заставила англичан срочно обращаться за тем, что есть в наличии. Случилось это в мае 1941 года, а уже месяц спустя англичанам срочно отправили 36 Light Tank M2A4. Также с июня по конец июля 1941 года поступили первые 84 Light Tank M3. Именно эти машины, позже получившие обозначение General Stuart (позже просто Stuart), оказались первыми воевавшими американскими танками.
Помимо срочной необходимости в поставках танков имелся один момент, который англичане обычно стараются обходить стороной. Дело в том, что крейсерские танки были не самым запущенным сегментом. Гораздо хуже, если уж честно говорить, то безнадежно выглядела ситуация с легкими танками. Этот факт выглядит по меньшей мере нелепо, с учетом того, что именно легкие танки были наиболее массовыми в английской армии. Тем не менее, ставка на 3-местных «тараканов» с пулеметным вооружением и заваленная программа создания легкого танка нового поколения (Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch) сделала своё дело. К 1941 году английские легкие танки иначе, как быстрыми мишенями, назвать было нельзя. Причем даже если бы ходовые испытания Light Tank Mk.VII прошли успешно, ничего хорошего от них ждать не приходилось. Броневая защита у машины оказалась отвратительной, а боевое отделение откровенно тесным. На этом фоне последующая критика американских танков выглядит примерно как «чья бы корова мычала».
«Стюартом» в английской армии Light Tank M3 стал не сразу. Больше того, исходя из английских документов, получается, что Light Tank M3 изначально записали в крейсерские танки. Выглядит это немного забавно, если не знать, что из себя представляли тогда английские крейсерские танки. По броневой защите только Crusader превосходил американскую машину, по вооружению «крейсера» даже чуть уступали. По подвижности также первенство оставалось за американским легким танком. А разница в боевой массе оказалась минимальной. Вот поэтому в 1-й бронетанковой дивизии из 141 крейсерского танка, по состоянию на август 1941 года, 21 были легкими M3. Что тогда говорили англичане, неизвестно, но скорее можно предположить, что больше хорошего. Ибо половиной их «крейсеров» (74 штуки) были Covenanter, на фоне которого любой другой танк-одноклассник был лучше.
Во всё том же августе 1941 года первые танки этого типа прибыли в Египет. Попали туда и Light Tank M2A4, но в боевых действиях они не участвовали. При этом с первой партией в Англии оказались также Light Tank M3 с клепаными башнями D37182. Их оказалось совсем немного и мелькают они на снимках, посвященных обучению английских танкистов. Кроме того, они мелькают в «континентальной» окраске и безо всякого специфичного обвеса. Вероятнее всего, попало их всего несколько десятков. Основу же первой партии, которая включала в себя танки с английскими WD-номерами T.27977-T.28140 (всего 164 машины), составили Light Tank M3 со сварными башнями D38976. Осенью 1941 года начались поставки по «большой» программе. Она подразумевала 2000 танков с WD-номерами T.37231-T.39230.
Встретили в Северной Африке американскую новинку, скажем так, неоднозначно. Для понимания, английские крейсерские танки — это боевые машины с кормовым расположением трансмиссии, трехместной башней, имеющей полик, несколькими перископами MK-IV, а также гидравлическим приводом поворота башни. И ладно бы у Light Tank M3 была двухместная башня, там всё остальное выглядело «веселым». Сидений у расчета башни не имелось, как и перископов, вместо них по периметру башни имелись смотровые лючки. Смотровая башенка была отнюдь не командирской, а роль самого командира оказалась весьма специфичной. Хотя если вспомнить того же Valentine, там тоже командир скорее являлся заряжающим с расширенными полномочиями, да и в Tetrarch то же самое. Хотя там не было такого извращения, как наведение по горизонтали башни силами командира. А еще там не требовалось прыгать через высокий тоннель для вала, идущего от мотора к коробке передач.
По итогам американский танк удостоился массы нареканий по поводу удобства работы экипажа. Сами американцы были в курсе происходящего и без англичан, но на них сильно давили сроки. Башня D39273 с переделанными смотровыми приборами и гнутой формой изначально предполагалась с перископическим прибором по типу MK-IV. Но по факту эта башня, производство которой началось с сентября 1941 года, перископов так и не получила. Можно сказать, что американцы на Light Tank M3 учились, как минимум раз в квартал вносились какие-то изменения. Вносили изменения и сами англичане. Первое из них датировано 22 сентября 1941 года. Как раз в это самое время сменилась система обозначений английских танков. Можно сказать, что американцы стали жертвой тонкого английского юмора. Для американских танков придумали «генеральскую» системы, другой вопрос, что индекс Light Tank M3 выглядел скорее издевкой. Назвали машину в честь генерал-майора Джеймса Юэлла Брауна Стюарта, известного военачальника времен Гражданской войны в США. Вот только воевал он на стороне Конфедерации. Так Light Tank M3 стал General Stuart I.
Такое обозначение продержалось довольно долго — где-то до лета 1942 года. Тогда его сократили до Stuart I. Между тем, в конце октября 1941 года появился еще и второй танк — General Stuart II. Так стали обозначать танк, оснащенный дизельным мотором Guiberson T-1020. Как и американцы, по башням англичане разделения не делали, только по моторам. При этом за всё время дизельных Stuart II прибыло всего 50 штук, мотор Guiberson T-1020 англичане тоже не оценили. Ну и насчет разделения — почти не делали. То есть вроде как все M3 проходили как Stuart I, но машины с башнями D58101 всё же выделили отдельно. О них разговор пойдет позже.
Одним только переименованием дело не ограничилось. Осенью 1941 года был разработан специальный «тропический» комплект обвеса для General Stuart I. Вероятнее всего, занимались этим силами 4-й бронетанковой бригады и их мастерских. Танк получил противопылевые экраны, дополнительные ящики ЗИП, а также крепления для английских канистр. Для крепления башенного люка в походном положении появились специальные кронштейны. Всё вышеперечисленное уже с сентября 1941 года запустили в работу. Так что к моменту боевого дебюта танк уже имел характерный внешний вид. Да и не только внешний: радиостанция заменялась на английскую No.19 Wireless Set. Наконец, танк получил типовой камуфляж, известный как схема Каунтера. Называлась она в честь полковника Джона Каунтера, который некоторое время командовал 4-й бронетанковой бригадой 7-й бронетанковой дивизии.
На этом метаморфозы внешнего вида не прекратились. Пока на местах оперативно разрабатывали пустынный комплект, похожую работу проводили в метрополии, силами DTD. В течение сентября-октября 1941 года там разработали второй, «каноничный» вариант тропического обвеса для General Stuart. Он был подготовлен по результатам более детального изучения машины, а также опыта эксплуатации других танков с похожими комплектами.
Для начала, утвержденный DTD вариант обвеса предполагал установку противопылевых экранов более развитой конструкции. Они чем-то напоминали те, что применялись на Valentine. Борта надгусеничных полок теперь тоже не пустовали: на них повесили шпоры, которые были совсем не лишними. Появились новые ящики ЗИП, как сзади, так и спереди. Наконец, на кормовом листе закрепили дополнительный топливный бак. Учитывая прожорливость мотора и требования большой дальности действия в условиях пустыни, бак был совсем не лишним. Имелись изменения и по боевому отделению. Для начала, снаружи башни, с левой стороны, стали крепить пару дымовых мортирок. Делали их из старых винтовок Lee-Enfield, еще тот обрез, но зато рабочий. Чтобы выстрелить, требовалось потянуть из башни за шнур. Такие же мортирки появились позже и на более раннем варианте обвеса. Внутри башни разместили укладки под ручные гранаты, а также сигнальный пистолет. В отличие от американцев, радиостанцию разместили не в правой надгусеничной полке, а в корме боевого отделения. Всё равно неудобно пользоваться, но хотя бы не надо вынимать правый пулемет и укладки.
На этом эволюция внешнего вида отнюдь не закончилась. В 1942 году появился третий вариант обвеса, причем он стал развитием первой версии. По ряду причин экраны второго типа, а также запасной топливный бак, не прижились. Третий вариант обвеса был похож на первый, но крылья переделали, а сбоку появились крепления для ранцев. Эта версия стала окончательной. Второй же вариант обвеса встречается, но довольно редко.
К концу октября 1941 года на Ближнем Востоке имелось уже около 300 General Stuart I. Из них наибольший объем (165 танков) приходился на уже упомянутую 4-ю бронетанковую бригаду. Боевым дебютом американских танков стала операция «Крестоносец», начавшаяся 18 ноября 1941 года. Итоги ее скорее стали удачными для 8-й английской армии, другой вопрос, какой ценой. В ходе боя против 5-го танкового полка 21-й танковой дивизии безвозвратные потери бригады составили 23 General Stuart I. Немецкие потери составили 2 сгоревших танка и 6 поврежденных. Казалось бы, полный провал, но не так всё просто. Для начала, немного наивно ожидать иного результата, когда легкие танки используются в качестве эрзац-средних. Но самое интересное начинается в тот момент, когда вы оцениваете танк не отдельно, а вместе с другими машинами.
Так сложилось, что операция «Крестоносец» стала дебютом не только General Stuart I, но крейсерского танка Crusader I. На самом-то деле английскую новинку впервые применили раньше, но полноценный дебют случился в ноябре 1941 года. Этот танк был лучшим из «крейсеров», теоретически он превосходил General Stuart I по всем параметрам, кроме максимальной скорости и вооружения. Но это в теории, а на практике бригадный генерал Джон Ллойд в начале декабря 1941 года хорошо так прошелся по новинке английского танкопрома. По его словам, броня Crusader и General Stuart оказалась равнозначной, а что важнее, английский танк обладал массой проблем с надежностью. А еще он жестко прошелся по английской идее стрелять одними болванками из пушек. Генерал-лейтенант Жиффар Мартель, крестный отец крейсерских танков, также нашел много неприятных слов про Crusader. При этом в адрес американского легкого танка, который записали в эрзац-средний, у него нашлись, наоборот, хвалебные слова. Особенно это касалось надежности и, внезапно, удобства работы экипажа. В данном случае скорее речь шла о механической части. Сам Мартель всё же считал, вполне справедливо, что Crusader всё же был более эффективен, но сначала требовалось привести машину к надлежащему уровню.
В ходе операции «Крестоносец» выявились дополнительные недостатки General Stuart I. Как орудийная платформа он был хуже Crusader, особенно что касалось стрельбы с хода. Да, не только у нас про это думали. Скорее всего, именно это стало причиной появления стабилизатора орудия. Лишний раз ругнулись на небольшой радиус действия, это как раз новостью не было. Тем не менее, игнорировать явные достоинства американского танка было глупо. Другой вопрос, что более правильной идеей являлось использование General Stuart I как легкий танк, то есть для чего он и создавался. Но для начала требовалось насытить войска полноценными средними танками. Таковым стал General Grant, они стали поступать в английскую армию с начала 1942 года.
Нельзя не упомянуть и немцев, которые иногда становились еще одними операторами Light Tank M3. Впервые рабочий General Stuart I к ним попал в декабре 1941 года. Более осознанное применение американских трофейных танков началось с весны 1942 года. Проблема с определением машин данного типа заключалась в том, что немцы часто их именовали как Mark III, или Mk.III. Вот и пойми, что они имели в виду — Valentine, или General Stuart.
Официально танк именовался как Pz.Kpfw. M3 747 (a), но это не точно. Данное обозначение ведет свою родословную от руководства D50/12, оно же определитель зарубежной военной техники. Но оно противоречит не только войсковым индексам, а тому, что немцы выпускали сами. Например, в июле 1942 года вышло краткое руководство D-658-91 на… Leichter Panzerkampfwagen M2 (a). На самом деле оно на Light Tank M3, но тем не менее. Следует отметить, что немецкие танки могли быть и в родном камуфляже, но с крестами, и полностью перекрашенными.
Несмотря на первоначальную критику, американский легкий танк нашел своё место в английской армии. И не только в ней. General Stuart I шли в австралийскую армию, став первыми танками, которые австралийцы применили в боевых условиях. Они пережили африканскую кампанию, а некоторые дожили аж до боев во Франции. А всего-то надо было перестать использовать легкий танк не по назначению.
Список источников:
- US NARA
- IWM Collection
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- A15 Cuiser Mk.VI Crusader Tank A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publication, 2015
- beutepanzer.ru
- Архив автора