Юрий Пашолок. Корпусная производная литой башни КВ-1
Технологии производства танковых корпусов и башен в разных странах развивались по-своему. Поначалу типичным способом сборки являлись заклепки и болты, которыми, на рейках, собирали катаные детали. Но уже в годы Первой мировой войны появились первые литые башни. Они получались тяжелее и дороже в производстве, но ряд преимуществ, например, возможность делать из единой детали сложную форму, постепенно делали литьё всё более популярным. Особенно на этом поприще отметилась Франция, где литьё постепенно становилось всё более приоритетным в изготовлении не только башен, но и корпусов.
В Советском Союзе литьё при производстве корпусов и башен танков межвоенного периода использовалось очень редко. Помимо того, что литые детали получались тяжелее, их стойкость оказывалась ниже. Кроме того, толщины брони 15-30 мм позволяли ее гнуть и штамповать, не прибегая к литью. Ситуация стала меняться в 1940 году. Постепенный рост толщины брони, а также сложные формы, навели на мысль, что башни будет проще лить. Первыми в крупную серию пошли литые башни Т-34. Занимались и литыми башнями КВ-1, но поначалу дело не продвигалось дальше экспериментов. Причем эксперименты были не только по башням, но и по корпусам.
Инициатором литья башен и корпусов КВ стал Ижорский завод. Первые наработки по данной теме начались еще в первой половине 1939 года. Прорабатывал вопрос Броневой институт, позже превратившийся в НИИ-48. Причины появления подобных идей надо искать в производственных проблемах. Корпуса новых тяжелых танков отличались далеко не самой простой формой. Особенно это касалось башен, имевших коническую форму. Одно дело гнуть 15-30 мм, а другое — 75 мм. Впрочем, и корпуса тоже были не подарок. Что лобовые, что кормовые детали гнулись, а это означало повышенную нагрузку на прессы. Литьё подобную проблему снимало. Кроме того, исчезали стыковые соединения, которые являлись критичными местами.
Согласно переписке по Ижорскому заводу, официально работы по данной теме инициировали постановлением Комитета Обороны при СНК Союза ССР №452с от 27 декабря 1939 года. По результатам изучения вопроса выяснилось, что равноценной 75-мм катаной броне является броня толщиной 85-87 мм. Поначалу речь шла и о литых деталях корпуса, но по неизвестной причине сделали только башню. Далее последовало еще три литых башни, но про литые корпуса ни слова. Про них Ижорский завод как будто забыл.
Следующий заход по данной теме случился уже по инициативе Кировского завода. Там также поднимали вопрос упрощения производства. Но путь, который выбрало специальное техническое бюро (СТБ НКТМ) на Кировском заводе (руководил им Н.А. Рудаков), выглядел необычно. Там решили изготовлять цельнолитые корпуса. Кировский завод для подобных операций не годился, поскольку его возможности позволяли лить детали массой до 4,5-5 тонн. Поэтому было решено загрузить данной работой Ижорский завод, по крайней мере частично.
К сожалению, переписка именно по этой тематике крайне ограничена. В основном она сводится к жалобам в ГАБТУ КА, НКТМ и НКСП. Итак, за сентябрь-ноябрь 1940 года Кировский завод всё же смог отлить опытный образец цельнолитого корпуса. Исходя из предыдущего опыта, толщина стенок выросла до 85 мм. Далее корпус направили на Ижорский завод, где должна была пройти термическая обработка. Но 6 января 1941 года И.И.Носенко, нарком судостроительной промышленности, дал команду работы остановить. На этом история литого корпуса закончилась. К слову, и про литые башни Ижорский завод забыл. Видимо, тоже по указанию Носенко.
Осенью 1941 года работы по литью башен возобновились, уже на УЗТМ. В дальнейшем литые башни составляли существенный процент от «голов», которые получали челябинские КВ-1. А вот к литым корпусам КВ не возвращались, поскольку идея цельнолитых корпусов оказалась преждевременной. Если бы речь шла про литые носовые детали, как это было на КВ-13 и ИС, один разговор. А лить целиком — тогда это выглядело слишком смело и сложно.
Список источников:
-
-
- ЦГА СПб
- ЦАМО РФ
-
источник: https://dzen.ru/b/ZdS8btroaF5PBPmk