Юрий Пашолок. Королева пустыни на родине кенгуру

17
Юрий Пашолок. Королева пустыни на родине кенгуру

Юрий Пашолок. Королева пустыни на родине кенгуру

Несмотря на ореол славы, который окружает пехотный танк Matilda, судьба у машины была очень сложной. Нет, англичанам есть чем гордится, на начало это был единственный приличный танк, который имелся в производстве. В 1940-41 годах данные боевые машины находились в апогее славы, а декабрь 1940 года и вовсе стал временем, когда в Северной Африке данные боевые машины действовали почти безнаказанно. Но было это не очень долго. Немцы еще во Франции нашли надежный способ бороться с английскими толстобронными боевыми машинами. Поэтому слава «королевы поля боя» оказалась не очень долгой. Уже к началу 1942 года Matilda имела совсем иной статус, нежели за год до того.

Главной проблемой танка стало то, что при толстой броне его подвижность оставляла желать лучшего. Пока у противников не было надежных противотанковых средств, это не являлось проблемой. Но уже под Аррасом стало понятно, что будет, если такой танк пойте в атаку на открытой местности. В Северной Африке ситуация только усугубилась. Совершенно внезапно пустыня — это как раз сплошные открытые пространства, и там пехотный танк являлся мишенью. Ну а невозможность поставить ничего крупнее 2-фунтовой пушки, либо 3-дюймовой гаубицы, и вовсе ставило крест на дальнейшем будущем Matilda. Несмотря на то, что последний танк данного типа был сдан в августе 1943 года, а всего выпустили 2987 машин семейства Matilda, еще в первой половине 1942 года всё было и так понятно. Окончательно из первых линий английской армии Matilda исчезла весной 1943 года.

Вместе с тем, имелись места, где данные танки надолго задержались. В Красную Армию попало 916 танков данного типа, пик их боевого применения пришелся на 1942 год. Тем не менее, на 1 января 1944 года еще числилось 315 машин, а за первое полугодие 1944 года безвозвратные потери составили 53 танка. Еще дольше применяли эти танки австралийцы. У них Matilda воевали до самого конца, больше того, это единственный средний танк австралийской армии, который именно воевал.

Надо сказать, что особо австралийцам выбирать было не из чего. На начало войны у них было аж 14 танков, причем таких, от которых смеялись даже японцы. Лишь в сентябре 1941 года начали поступать хоть какие-то современные танки, которые, впрочем, не решали проблему. Именно поэтому австралийцы занимались собственным танком — AC I Sentinel, который, впрочем, задержался с точки зрения разработки. Так что начало поставок Matilda было воспринято с энтузиазмом. Случилось это в середине 1942 года. Англичане по сути начали спихивать танки, которые им были не очень-то нужны. Помимо снижающейся эффективности на поле боя, началось их замещение американскими танками, которые поставлялись по программе ленд-лиза. Собственно говоря, где-то к середине 1943 года английские танковые части более чем наполовину стали ездить на американской мастасти.

Английские танки на обслуживании, ноябрь 1943 года

Английские танки на обслуживании, ноябрь 1943 года

Австралийцы, по итогу, также в основном использовали американскую матчасть. Наиболее массовыми стали Light Tank M3 (400 штук), а с декабря 1942 года начались поставки Lee I, Grant I, Grant II и Lee V. Всего австралийская армия получила 737 американских танков. Этого с лихвой хватило для комплектования австралийских частей. Вместе с тем, от английских поставок никто не отказывался. В середине 1942 года стали приходить машины из партии в 140 машин, а всего прибыло 200 танков данного типа. Основой поставок стали Matilda IV, которые легко можно отличить по пониженной командирской башенке. Казалось бы, что американские средние танки выглядят лучше английских, но вот правда жизни оказалась в том, что Lee I, Grant I, Grant II и Lee V так и остались в резерве. А вот королева поля боя стала королевой джунглей. Уже в августе 1943 года 1-й танковый батальон, вооруженный Matilda, оказался на Новой Гвинее.

Английские танки на обслуживании, ноябрь 1943 года

Английские танки на обслуживании, ноябрь 1943 года

В общей сложности командировка на Новую Гвинею продлилась 2 года. Совершенно внезапно выяснилось, что машина, устаревшая на африканском ТВД, очень даже неплоха в условиях Новой Гвинеи. Дело в том, что у японцев ассортимент противотанковых средств оказался крайне скуден, а 75 мм брони — это 75 мм брони. При этом высокой подвижности и не требовалось. ТВД крайне специфичный, а машина, рассчитанная на боевые действия на «лунной поверхности», там была очень кстати. Естественно, возникала проблема в виде чисто бронебойных снарядов, но австралийцы ее решили. Пишут, что наладили производство своих осколочно-фугасных снарядов, но не исключено, что под производством имели в виду переделку 40-мм выстрелов от зенитки Bofors. У нас так экспериментировали, но в серию не пустили. Кроме того, постепенно танки дорабатывались. Уже в первый год боевого применения они получили «воротники», защищавшие от заклинивания башен, а позже появились еще и специальные литые передние «брызговики».

Обслуживание дизельной спарки Leyland

Обслуживание дизельной спарки Leyland

Пример использования Matilda австралийцами оказался показательным. На второстепенном ТВД, тем более таком специфичном, данные танки оказались снова вершиной пищевой цепочки. Самое интересное, что именно австралийские танки данного типа ныне самые массовые. Даже в России есть гость из Австралии. Ибо их потом применяли в народном хозяйстве, а позже побросали. Так что было чего восстанавливать.

Статья по Matilda:

https://warspot.ru/14277-avstraliyskiy-chasovoy

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12943112.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account