История грузовых машин Knox Motor Truck Company, созданной Гарри Ноксом, позже главным визави танков Кристи
Автомобилестроение было одним из главных источников появления первых конструкторов, занимавшихся созданием танков. Да и не только первых. За примерами далеко ходить не надо. Даже если забыть про самые первые танки, то тут же всплывает фигура Генриха Книпкампа. «Серый кардинал» немецкого танкостроения имел к строительству автомобилей самое прямое назначение. Причем его полугусеничные тягачи получились едва ли не лучше танков, по крайней мере, создавались они в куда менее драматичной обстановке. В Англии сразу же вспоминаются Джон Карден и Вививан Лойд, тоже изначально автомобилестроители. Да и Лесли Литтл, который после смерти Кардена занял пост главного конструктора по танкостроению, также имел прямое отношение к автомобилям. Про Фердинанда Порше и его команду вообще можно не говорить. Ну а в Первую мировую войну ситуация была ничуть не менее интересной. Йозеф Фольмер, глава разработки немецких танков в Первую мировую войну, начинал как глава разработки грузовиков NAG. И таких примеров более чем достаточно.
Всё то же самое можно легко обнаружить и в американском танкостроении. Особенно это касалось его раннего периода. Мало того, что автомобильные компании принимали самое активное участие в строительстве танков, так и часть конструкторов — перековавшиеся автомобилисты. Самым известным среди них был, безусловно, Джон Уолтер Кристи. Обессмертили его имя, безусловно, танки, но они же стали причиной, почему талантливый конструктор оказался в западне. Танки еще в период с 1917 по 1924 годы создали Кристи массу проблем. Они же стали причиной, почему он отказался от вполне процветавшего бизнеса — строительства мотоблоков. Тут Кристи сложно назвать неудачником: объемы выпуска его техники исчислялись сотнями, это был стабильный бизнес. Самое интересное, что в то время Кристи конкурировал с тем, кто потом станет его главным визави на ниве танкостроения.
Имя Гарри Остина Нокса редко вспоминается по отношению к американским танкам. Правда, если вы начнете разбираться, то выяснится, что там уровень влияния оказался ничуть не ниже, чем у Книпкампа в Германии. А вот с более ранним творчеством Гарри Нокса ситуация выглядит более интересно. Подобно Кристи, он занимался автомобилями, причем начал он это дело раньше, а успехи оказались куда выше. Автомобили марки Knox появились в 1899 году, причем дела шли в гору. Нокс за то время, что занимался автомобилестроением, успел основать три фирмы. Первой была Knox Automobile Company, из которой он ушел в 1904 году. В том же году появилась Knox Motor Truck Company, а в 1907 — Atlas Motor Company. В нашем случае наибольший интерес вызывает продукция Knox Motor Truck Company. Именно с нее началось сотрудничество Гарри Нокса и американских военных, да и тягачи этой компании весьма так повоевали.
Причиной появления Knox Motor Truck Company, которая обосновалась во всё том же Спрингфилде, штат Массачусетс, стали разногласия Нокса и его деловых партнеров. Нокс считал, что надо развивать коммерческий транспорт, а его партнеры хотели выпускать легковые машины представительского класса. Как показали дальнейшие события, более верной дорогой двигался Нокс. Попытка продать машины подороже тогда стала навязчивой идеей для ряда компаний, в результате предложение заметно превысило спрос. Но случилось это потом, а поначалу казалось, что правильный путь выбрали партнеры. Поэтому даже сам Нокс основал специальную «легковую» марку Atlas, попытавшись выпускать такие престижные машины. Впрочем, в первой половине 10-х годов случилось массовое вымирание престижных марок. Knox не стало в 1914 году, Atlas закрылась еще раньше. А вот у грузовой марки дела обстояли совсем иначе.
В отличие от своей первой компании, где изначально ставка была на моторы воздушного охлаждения, грузовики Нокса перешли на водяное охлаждение. Такую систему имел и первый из пожарных автомобилей. Построили его в 1905 году, и достаточно быстро пожарная техника стала одной из ключевых позиций в линейке продукции Knox Motor Truck Company. Поначалу мотор располагался за рабочим местом водителя, но к началу 10-х годов машины Гарри Нокса тоже стали носатыми. При этом с ними имелась одна сложность: Knox Automobile Company тоже выпускала грузовики, поэтому ху из ху, понять не так уж и просто. Так или иначе, но пожарные машины Ноксом выпускались долго. А далее появилось то, что явно спутать сложно. А именно тяжелые тягачи.
Появление этой продукции оказалось напрямую связано с Чарльзом Мартином, который начинал работать с Ноксом еще в самом начале. Изначально его нанимали как менеджера по продажам, но у Мартина имелись хорошие инженерные задатки. Так он стал еще и инженером-конструктором, причем как раз с его именем и связан переход на моторы водяного охлаждения. После ухода Нокса некоторое время Мартин продолжал работать в Knox Automobile Company, но дальше пути разошлись. Тем не менее, контакты с Ноксом остались, при этом шло сотрудничество с Morgan Truck. Именно для этой марки изначально был разработан тяжелый седельный тягач. Morgan Truck им не заинтересовалась, зато интерес проявил Нокс. Так на свет появился крайне интересный аппарат — Knox-Martin Tractor Model 31. Случилось это в 1911 году. Машина, как и первые автомобили Нокса, была трехколесной, причем переднее колесо вынесли далеко вперед. Такое решение появилось не случайно: за счет подобной системы тягач мог повернуть переднее колесо почти до 90 градусов.
Машина получила 4-цилиндровый мотор, имевший мощность 40 лошадиных сил. Немного, вот только получались они с 7 литров рабочего объема. В результате скорость около 48 км/ч для тягача выглядела не столь и удивительной. Правда, носился Knox-Martin Tractor с такой скоростью редко. Это был не рысак, а конь-тяжеловес, предназначенный для тяжелой работы. Такое сравнение не случайно: создавался Knox-Martin Tractor Model 31 в качестве сменщика лошадей на тяжелой работе. То есть это был самый что ни на есть прямой конкурент Front Drive Motor Company, которой владел Джон Уолтер Кристи. Причем тут получался не мотоблок, а полноценная машина. Трактор Нокса, выпускавшийся по лицензии Мартина, точно так же впрягали в пожарные прицепы. Это было не только быстрее, но и выгоднее. Лошади обходились в 36 долларов за месяц, обслуживание тягача Knox-Martin — всего в 2. Неудивительно, что у 3-колесных тракторов был успех.
Главная проблема заключалась в том, что Мартин, на волне успеха своих тягачей, всё дальше отдалялся от Нокса. В 1915 году появилась Martin Rocking Fifth Wheel Co, которая продвигала современный тип седла для полуприцепов. Располагалась она во всё том же Спрингфилде. Впрочем, еще до того Нокс создал самостоятельную модель тягача, которая вскоре потеснила Knox-Martin Tractor Model 31. Новая машина, получившая обозначение Knox Model 35, или просто Knox 35, имела совсем иную идеологию. Автомобиль также создавался как седельный тягач, но получился гораздо короче. Машина уже имела кабину, пока открытую, но с возможностью установки брезентовых боковин и передней части, и со стеклами из целлулоида. Мотор остался тот же, но капот стал куда короче. Первые образцы Knox Model 35 сдали в 1914 году, а годом спустя она стала единственной моделью в каталоге Knox с точки зрения тягачей.
Мотора объемом 7,1 литров и мощностью 40-60 лошадиных сил вполне хватало для основной сферы деятельности. Тем более что в ряде мест максимальная скорость для подобных машин ограничивалась 19,2 км/ч. Да и зачем так спешить сменщику лошади-тяжеловоза? 7-тонная машина ровно так же заменяла лошадей, ее впрягали в те же самые пожарные прицепы. Нередко формировался автопоезд, в который впрягали и прицепы с деревянными колесами. Для них и 15 км/ч порой было пределом, так что правила придумали не просто так. Обходился тягач в базовой комплектации в 975 фунтов стерлингов.
Изначально Knox Model 35 создавался как чисто мирный тягач, но почти сразу он привлек внимание военных. Прежде всего это касалось французов. Им были нужны тягачи для тяжелой артиллерии. Собственные тягачи имелись (Latil TAR, например), но своих сил не хватало. Поэтому, как только началась Первая мировая война, французы стали искать похожее в США. И почти сразу наткнулись на продукцию Гарри Нокса. Так тягачи из Спрингфилда впервые примерили погоны. Не стоит удивляться, что мирных снимков Knox Model 35 не так уж и много, куда больше попадается фронтовых фотографий.
Шли тягачи Гарри Нокса как средство механической тяги тяжелой французской артиллерии. Тут небольшие габариты и тяговитый мотор оказались очень кстати. Далее американским тягачам нашлась дополнительная работа. Их стали оснащать полуприцепами производства La Buire для перевозки на дальние дистанции гусеничной техники. Типовым решением была перевозка гусеничных тягачей Schneider CD, но, вполне логично, скоро на полуприцепах появились танки. Например, Renault FT. На самом деле возможности тягача были куда выше. При номинальной грузоподъемности 10 тонн он по факту мог тащить и все 40, так что работы у него хватало.
Естественно, Knox Model 35, а затем и последовавшая за ней более совершенная модель Knox Model 36, не были типовыми французскими тягачами. Да и в роли танковоза чаще можно было видеть специально сконструированный Renault FU, например. Тем не менее, продукция Гарри Нокса вполне повоевала, больше того, служили эти тягачи довольно долго. Самое главное, что успех Knox Model 35 на военной службе способствовал сближению Гарри Нокса и американских военных.
Развития успеха Knox Model 35 не последовало. В 1918 году Гарри Нокс, судя по всему, стал подозревать, что после окончания войны его компанию ждут проблемы. Денег больше не стало, военные заказы постепенно срезались, идеальная среда для очередного витка массового вымирания автомобильных производителей. Поэтому в 1918 году, в возрасте 43 лет, он поступил на военную службу. Одновременно он покинул Knox Motor Truck Company, хотя и некоторое время еще ей уделял внимание. Предчувствие не обмануло: его последнее детище закрылось в 1924 году, первая фирма прожила на 3 года дольше. Ну а американское танкостроение получило своего Книпкампа. Почти незаметного, но имевшего ничуть не меньшее, а по факту куда большее влияние. Увы, Knox Model 35 до наших дней не сохранились, зато несколько Knox-Martin Tractor Model 31 всё еще живо.
Список источников:
- Knox Automobile Company (MA) (Images of America), Arcadia Publishing, 2000
- justacarguy.blogspot.com
- IWM Collection
- Guerre, blindés & matériel (GBM) № 85