Юрий Пашолок. Командирский бронеящик по-французски
История Renault YS, изначально созданных как бронетранспортеры, но превращенных в штабные машины
Самые интересные метаморфозы бронетанковой техники в 20-е и начале 30-х годов происходили там, где на них обычно не обращают внимание. Взоры обычно обращают на легкие и средние танки, как наиболее массовые и боеспособные машины того периода. На самом деле деле наиболее интересное происходило в самой младшей категории — танкетках. Появились танкетки еще в годы Первой мировой войны, чуть на нее опоздав. Изначальная концепции машины предельно простая — самоходная пулеметная точка, средство усиления пехоты. Дальше были разные эксперименты, включая и колесно-гусеничные Вместе с тем, настоящую известность танкетки получили благодаря двум людям — Джону Кардену и Вивиану Лойду. После нескольких лет экспериментов у них появилась танкетка Carde-Loyd Mk.VI. Это была настоящая удача, правда, обычно танкетку воспринимают только как пулеметовоз. На самом же деле Карден и Лойд видели Carden-Loyd Mk.VI как многоцелевую машину. Это и самоходный миномет, и артиллерийский тягач, и даже инженерная машина. Причем эту самую многофункциональность заметили в ряде стран.
Среди тех стран, которые оценили идею Carden-Loyd, оказалась и Франция. В начале января 1931 года там утвердили программу моторизации пехоты и кавалерии. Согласно плану, предполагалось получить 10 типов боевых машин, от бронетранспортера и артиллерийского тягача до зенитной самоходной артиллерийской установки. Каждый тип машины имел индекс Type X, с буквами от K (БТР) до T (машина связистов). В выборе шасси создатели машин не ограничивались, поэтому были и колесные, и полугусеничные, и гусеничные машины. Лучше всех стрельнула машина снабжения пехоты (Type N), причем к Carden-Loyd она имела прямое отношение. Изначально речь шла о Latil N, по факту лицензионный Carden-Loyd Mk.VI, но тут ворвалась Renault. Занимаясь откровенным плагиатом, там создали машину снабжения Renault UE, которая и выиграла конкурс. Ну а дальше пошло-поехало. Следующей удачей стал «броневик» Renault VM, созданный по программе AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина).
Появление «броневика» AMR 33 VM стало сигналом для реализации тех проектов по программе моторизации французской армии, которые изначально забросили. Шасси Renault VM хоть и получилось не без проблем, но к концу 1932 года начало постепенно сформировываться в перспективную боевую машину. По сути получился «патрульный» танк, французы явно смотрели в сторону разработок Vickers-Carden-Loyd. Естественно, видели они и то, что Карден с Лойдом создали многоцелевую машину. 18 декабря 1932 года состоялся разговор между Луи Рено и генералом Максимом Вейганом, начальником Генерального штаба французской армии. Он стал отправной точкой к созданию дополнительных боевых машин на базе шасси легкой кавалерийской машины. Так на свет появилась Renault YS, создававшаяся для одних задач, а пригодившаяся для других.
К концу 1932 года был уже снят вопрос о выпуске машин Type N, поскольку Renault UE уже пошла в серию. А вот с остальными машинами дела обстояли совсем не гладко. Работы шли по полугусеничной схеме, но Citroën P 104, который присутствовал в трех категориях (K, M и Q), не вызывал особого оптимизма. Неудивительно, что Вейган оптимистично стал смотреть на шасси Renault VM. В общей сложности Renault получила задание на 3 машины, из них одна (истребитель танков Renault VE по программе Type P) достойна отдельного рассказа. Второй был быстроходный 2-тонный артиллерийский тягач по программе Type O. Фактически это французский аналог Vickers Utlity Tractor, с передним расположением силовой установки. Предназначался он для перевозки 75-мм полевых пушек обр.1897 года. Впрочем, машина явно не получилась, а закончилась вся эта история со скоростным тягачом для 75-мм орудий появлением полугусеничного UNIC P 107. Машины вполне удачной и массовой.
Более интересной оказалась история другой машины, создававшейся по заданию на Type K. Оно подразумевало создание бронетранспортера, способного перевозить 6-7 человек. К моменту, когда генерал Вейган выдал задание Renault, уже существовал эскизный проект такой машины. Дополнительный оптимизм генералу придавал тот факт, что машина была 6-местной, в отличие от 4-местного Citroën P 26 A. Последний даже попал в серию, но как колониальная машина, что многое объясняет. Что же касается разработки Renault, то она получила обозначение Renault YS. На нее однозначно повлияла работа по Renault YI: изначально компоновочно машины были идентичными, в обоих случаях мотор и трансмиссия размещались в носовой части. Впрочем, уже далее машину перекомпоновали, поскольку ездить с мотором под боком — так себе удовольствие. Финальная версия Renault YS получила довольно длинный капот, куда поставили 4-литровый мотор Renault 19 CV. В результате сзади появилось более-менее просторное, для машины таких габаритов, боевое отделение. Судя по всему, переделка не осталась незамеченной, поскольку 20 марта 1933 года последовало изменение задания. Вместо двух БТР Renault строила один, а вторая машина изготовлялась как штабная Type M. На это явно повлияли результаты испытаний штабного Citroën P 26 A. Слишком маленькая машина не подходила для подобных функций.
В сентябре 1933 года второй опытный образец Renault YS прибыл на испытания в лагерь Майи. Машина была изготовлена из конструкционной стали, но на тот момент это оказалось не самым важным параметром. В ходе тактических учений выяснилось, что Renault YS является оптимальной платформой для создания штабной бронемашины. Транспортер произвел хорошее впечатление на бригадного генерала Поля Блоха. Брат знаменитого авиаконструктора Марселя Блоха (как раз в его честь он позже сменил фамилию на Дассо, это был псевдоним Поля во время войны) заведовал у генерала Вейгана технической частью. С его подачи в январе 1934 года было принято решение о закупке 10 Renault YS. Правда, с рядом оговорок. Дело в том, что к началу 1934 года вовсю шли работы по Renault ZT, модернизированной версии Renault VM. Поэтому даже базовое шасси, не говоря уже о внутреннем оборудовании, предполагалось уже другим.
Официально договор №218 D/P на выпуск 10 Renault YS был заключен 14 апреля 1934 года. Машина официально именовалась как Voiture de reconnaissance tous terrains blindée (бронированный вездеход-разведчик). Общие компоновочные решения сохранялись, но даже внешне корпус машины существенно поменялся. Про начинку и говорить не приходится. Ходовая часть перекочевала с AMR 35 ZT, то же самое касалось и 85-сильного мотора Renault 22 CV type 447. С ним машина стала более резвой, максимальная скорость выросла до 55 км/ч, а средняя — до 35-40 км/ч. Впрочем, главным достижением стало то, что получилась более-менее просторная и резвая платформа для штабной машины. В этом свете не стоит удивляться, что за машину началась настоящая драка. Причем происходила она уже между тремя родами войск — кавалерией, пехотой и артиллерией.
По итогам было решено поделить выпуск установочной партии на 3 куска. Первый кусок, 4 машины, уходили кавалерии. Они получали комплект радиооборудования тип С, которое включал в себя радиостанции ER 26 и ER 29. Еще 4 машины получали радийное оборудование тип E, включавшее в себя радиостанции ER 26 и R 15. По 2 штуки ушло в артиллерию и егерские батальоны (17-й и 5-й). Наконец, 2 машины получали радийное оборудование типа G, оно включало в себя радиостанции ER 51 и R 15. Их отправили в танковые части (точнее, по 1 в 507-й и 510-й танковые полки). Это можно было рассматривать как пробный шар, вот только Renault откровенно завалила работу. Первые машины, получившие регистрационные номера в пределах 84252-84261, стали сдавать только в 1937 году. А окончательная сдача произошла и вовсе в 1938 году. Вот что бывает, когда пытаешься проглотить кусок, который не можешь переварить.
В этой истории есть еще одна машина, про которую наверху не забыли. Речь идет о первом образце Renault YS, который создавался именно как БТР. Машина чуть отличалась от второго образца: если у второй машины глушитель находился слева, то у первой справа. После того, как было решено строить серию из 10 штабных машин, вопрос о бронетранспортере повис в воздухе. А позже и просто отвалился, но опытной машине нашлась работа. Летом 1936 года артиллерия, видимо, под впечатлением от базовой модели Renault YS, захотела на той же базе машину артиллерийских наблюдателей. Помимо радиостанций ER 26 и R 14, требовался стереоскопический дальномер.
12 октября 1936 года был подписан договор №61730 D/P на изготовление опытного образца Renault YS 2. Чтобы не сильно мучиться и сэкономить деньги, машину строили не с нуля, а на базе первого опытного образца БТР. Машина претерпела ровно те же метаморфозы, что и серийные Renault YS. Иногда пишется, что машина получила деревянный макет наблюдательной башни, но если это и макет, то только на начальной стадии. Поскольку далее на ARL изготовили полностью функциональную наблюдательную башню.
Сама по себе конфигурация Renault YS 2 выглядела крайне интересно. В башне располагался стереоскопический дальномер, а также стереотруба. Всё, что надо для работы артиллерийских наблюдателей. Плюс в их распоряжении было вполне просторное, для таких габаритов, боевое отделение. В общем-то артиллеристы были довольны, хорошая получилась машина. Одно «но» — целая одна штука. Причем Renault уже забыла про AMR 35 ZT и машины на его базе как страшный сон. Так что эксперимент вроде и удался, но полноценного результата французская армия не получила. Что же касается судьбы командирских машин, то она оказалась типичной для машин семейства AMR. Боевой путь закончился в 1940 году.
Сама по себе история Renault YS весьма показательна. С одной стороны, получилась вполне удачная машина. А с другой, ни БТР, ни серии штабных машин не случилось. Также есть неудобные вопросы к заказчикам. В 1935 году они зарубили Renault VE, потому что машина получилась слишком неудобной и маленькой для своего орудия. А вот что мешало сделать то же самое, но на переднемоторном шасси с вполне просторным боевым отделением, осталось загадкой. Все возможности для этого были, но слона французские военные не заметили. Впрочем, ничего нового.
Список источников:
-
-
- Centre des archives de l’Armement et du personnel civil
- Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 1, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2005
- Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
-