Юрий Пашолок. Колесные монстры W.Foster & Co
Английские танки перешли в практическую стадию после того, как в феврале 1915 года Уинстон Черчилль санкционировал создание Комитета по сухопутному флоту (Landships Committee, а полностью он звучал еще брутальнее — Комитет сухопутных кораблей Королевской морской авиации). Собственно, получившиеся по итогам танки тоже назывались сухопутными кораблями (точнее, Его Величества сухопутными кораблями), другой вопрос, что к «ромбам» пришли совсем не сразу. Больше того, поначалу Комитет создавал именно «сухопутный флот», причем речь шла о тех самых землекрейсерах, которые в 1903 году описал Герберт Уэллст в рассказе «Наземные Броненосцы». То есть речь шла об огромных боевых машинах массой зачастую в несколько сотен тонн.
Следует отметить, что именно гусеничный ход тоже далеко не сразу стал основополагающим. Система Pedrail, разработанная инженером Диплоком и применявшаяся на тракторах (а также на «броненосцах Уэллса»), также рассматривалась как вполне подходящий вариант. Да и в принципе колесный ход на тот момент был основополагающим. Зря многие смеются над танком Лебеденко, у него было немало аналогов, порой более брутальных. В их числе были и проекты W.Foster & Co, которая выпускала брутальные колесные трактора. Так вот, английский «сухопутный флот» мог быть и колесным. Причем габариты танков W.Foster & Co более чем тянут на определение «сухопутный флот».
Как и другие такие проекты, родился William Foster Trench Tractor в 1915 году. Колесным он был неспроста: силами W.Foster & Co выпускался аппарат под названием Foster Daimler 105-hp petrol tractor. Причем Уильям Триттон, один из отцов английских танков, экспериментировал с этой платформой. Например, создал и испытал Tritton Trench Crosser.
Согласно задумке, получался здоровенный (самый большой из проектов имел длину 15 метров и высоту 4,5 метра) «чистильщик окопов». Имелось пулеметное вооружение, но «землекрейсера» W.Foster & Co были не совсем чтобы танками. Скорее это были разные машины вспомогательного назначения. Среди них имелись бронетранспортеры, тягачи и даже прокладчики кабелей.
Самым большим среди них как раз и был 15-метровый монстр, известный также как Big Wheel Machine. Машина была 4-колесной и сочлененной. В передней части находился «силовой блок», по сути это 2-колесный локомотив. К нему был зацеплен «прицеп», внутри которого могло размещаться до 70 бойцов.
Всё это разрабатывалось Триттоном, который и работал на W.Foster & Co., причем часть машин даже изготовили в виде полноразмерных макетов. В общем, дальше дело как-то не продвинулось, ибо было понятно — танки классического вида (на тот момент «ромбы») выглядят более разумно.
Несмотря на провал разработки колесных «землекрейсеров», W.Foster & Co. не ушла обиженной. Как раз они и были причастны к «ромбам». Не получилось с колесами — получилось с гусеницами.
https://www.facebook.com/groups/642105165972398/permalink/642605825922332/
Статья по землекрейсерам:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12868137.html