Юрий Пашолок. Казематный американец для англичан

12

История среднего танка Grant I, выпускавшегося для английской армии в США

Содержание:

История танкостроения порой развивается довольно забавно, особенно если сравнивать разные страны в один временной период. Разные личности любят строить всякие графики, считая танки по головам. На самом деле это занятие любопытное, но не благодарное. Потому как с таким подходом часто и появляется заблуждение о крайне запущенной ситуации в американском танкостроении. На самом деле это слегка не так, особенно если посмотреть на англичан. По головам вроде как у англичан всё хорошо, а на самом деле там дела обстояли очень плохо. Фактически костяком английских бронетанковых сил были легкие танки семейства Light Tank Mk.VI, подходившие разве что для колониальной службы. Это наглядно показали бои во Франции, где они помирали, как мухи. У американцев аналогами были Light Tank M2A2/M2A3, которые, с точки зрения эффективности, были повыше. Куда важнее, что английский танк не имел ресурсов для развития, а из M2A2/M2A3 вырос вполне удачный M2A4, а затем он стал Light Tank M3. Который потом шел в английскую армию как General Stuart, или просто Stuart.

Grant I, адаптация Medium Tank M3 для английской армии

Grant I, адаптация Medium Tank M3 для английской армии

Со средними танками у англичан вроде как ситуация была лучше, но не совсем. Во-первых, если перестать потешаться и трезво взглянуть на Medium Tank M2, то выяснится, что он как минимум не хуже английских «крейсеров». Во-вторых, столь низкие заказы этих танков объяснялись крайне скудным бюджетом. Американские военные очень хотели много средних танков, но банально не имелось денег. И вот когда жареный петух клюнул, сразу появился заказ на 1000 Medium Tank M2A1. Впрочем, уже вскоре вместо него заказали другой танк — Medium Tank M3. В это время англичане лихорадочно искали способы восполнить потери после погрома во Франции. В итоге они решили воспользоваться старым методом — заказать выпуск танков в США. Но дальше всё пошло не так, как они планировали.

Машину часто оценивают довольно низко, что в корне неверно. С точки зрения боевой эффективности это был едва ли не лучший танк английской армии летом-осенью 1942 года

Машину часто оценивают довольно низко, что в корне неверно. С точки зрения боевой эффективности это был едва ли не лучший танк английской армии летом-осенью 1942 года

В июле 1940 года начались переговоры между американским правительством и британским Военным Министерством о возможности производства в США английских танков. Британскую миссию возглавил Майкл Девар, глава British Timken Ltd. Согласно планам, предполагалось организовать выпуск Infantry Tank Mk.IIA, самого совершенного английского танка того периода. Для ознакомления прибыл один такой танк, который вызвал у американцев разочарование. Позже выяснилось, что американцы были правы: боевые действия в Северной Африке показали, что ставка только на броню себя не оправдала. Еще одним танком, который рассматривался, был крейсерский танк A15 (будущий Crusader), но с ним ситуация оказалась еще хуже. Поэтому еще в августе 1940 года единственной кандидатурой стал Medium Tank M3, который как раз в это время разрабатывался Департаментом Вооружений. 25 октября 1940 года был заключен контракт на выпуск 501 танка для англичан. Так началась история машины, известной как Grant.

Адаптация американского среднего по-английски

Несмотря на то, что дела в английском танкостроении обстояли весьма скверно, не стоит считать, что англичане совсем разучились стоить танки. Высококлассных специалистов там хватало, другой вопрос, что частенько правильные технические решения упирались в производственные возможности, а порой и в консерватизм заказчика. Впору вспомнить Valentine, создатели которого упорно отбивались от английских военных, стремившихся его «улучшить». Американцам же с их легкими и средними танками отчасти повезло. Платформы Light Tank T2E1 и Medium Tank T5 получились, в некотором смысле, случайно. При этом по ряду элементов, включая прибора наблюдения, у них наблюдалось откровенное отставание. Даже элементарные стеклоблоки массово появились на американских танках нового поколения уже после начала Второй мировой войны. И тут английский опыт очень даже пригодился. Ряд вещей, которые появились на американских танках в 1941-42 годах, имели явно английский след. В таких условиях появление английской адаптации американского среднего танка выглядело логичным.

Макет башни Grant I, установленный на корпус Medium Tank M2A1

Макет башни Grant I, установленный на корпус Medium Tank M2A1

В британскую миссию входили не только переговорщики, но и специалисты, подкованные с точки зрения разработки танков. В их числе был и Л. Карр, специалист по танковым разработкам из Департамента Механизации. Личность не самая заметная, но роль Карра оказалась очень важная. Достаточно сказать, что спаренный дизельный мотор GM 6046 появился благодаря ему. Ключевую роль он сыграл и в истории создания Ram, канадского варианта Medium Tank M3. Он же стал тем, благодаря кому версия Medium Tank M3 для английской армии весьма отличалась от американской.

Башня получила развитую кормовую нишу, куда перекочевала радиостанция

Башня получила развитую кормовую нишу, куда перекочевала радиостанция

Главной претензией англичан к Medium Tank M3 стала башня. То, что она трехместная, англичан устраивало, как и вооружение, но всё остальное — нет. Расчет в башне помещался, но скомпонована она была по-дурацки. По сути расчет сидел в «стакане» подбашенной корзины, то есть командир ездил отчасти балластом. Радист вообще был отдельным членом экипажа. Поэтому англичане сделали свою башню. Она стала крупнее, вместо пулеметной башенки сделали двухстворчастый люк с перископическим смотровым прибором. У башни появилась кормовая ниша, куда поставили радиостанцию №19.

Эта же башня в финальном варианте. Установлены два антенных порта радиостанции №19

Эта же башня в финальном варианте. Установлены два антенных порта радиостанции №19

Разработанная при участии Карра башня оказалась явно лучше американской, даже странно, что американские военные не обратили на нее внимание. За счет перекомпоновки удобство работы в башне существенно повысилась. Касалось это не только переноса радиостанции в кормовую нишу, но и обзора с места командира. Двухстворчатый люк с перископическим прибором MK-IV обеспечивал больший обзор. Кроме того, он не выступал над башней, так что шансов попаданий в него было куда меньше. До американских военных прозрение насчет башенки Medium Tank M3 дошло только в сентябре 1941 года, да и то в случае с Medium Tank T6.

Внутри башни Grant I

Внутри башни Grant I

С точки зрения шасси изменений почти не было, хотя и тут имелся английский след. Резинометаллический трак показался англичанам недостаточно совершенным. Особенно это касалось сцепных свойств. Поэтому появился трак с каталожным номером детали WE210. По сути тот же трак T41, но с увеличенной подушкой, на которой появились грунтозацепы. Этот трак стал характерной деталью танков по английскому заказу.

Трак WE210, имевший резиновые подушки с грунтозацепами. Сцепные свойства такого трака были выше, чем у T41

Трак WE210, имевший резиновые подушки с грунтозацепами. Сцепные свойства такого трака были выше, чем у T41

Изначально контракт был подписан с Pressed Steel Car Co. Согласно контракту A-1795, завод в Чикаго сдавал 501 танк. Еще один контракт, A-1381, подписали с Pullman Standard Car Co. Завод в Хаммонде сдавал 500 танков. Оба завода завода официально начали сдавать танки с августа 1941 года, но официальная презентация Medium Tank M3 для английской армии состоялась 13 июля 1941 года. Эта дата официально считается началом выпуска будущих Grant I, но на самом деле ситуация выглядела несколько иначе.

Самый первый Medium Tank M3 английского заказа, он был изготовлен Pressed Steel в июле 1941 года. Сдан он месяцем позже

Самый первый Medium Tank M3 английского заказа, он был изготовлен Pressed Steel в июле 1941 года. Сдан он месяцем позже

Показанный в июле 1941 года танк выпуска Pressed Steel еще требовалось закончить с точки зрения вооружения и внутреннего оборудования. Немудрено, что по факту танк приняли только в августе. Больше того, это единственная августовская машина, которую сдали на Pressed Steel. Показуха — она и в Америке показуха. Pullman Standard за август сдал 9 машин. Танки Pressed Steel получили английские регистрационные номера T.24689-T.25589, а машины Pullman Standard — T.24189-T.24688.

По факту что-то похожее на полномасштабный выпуск Grant I стало наблюдаться ближе к концу осени 1941 года

По факту что-то похожее на полномасштабный выпуск Grant I стало наблюдаться ближе к концу осени 1941 года

Третьим производителем танков для англичан стал Baldwin Locomotive Works. Изначальный контракт A-1960 подразумевал 685 танков, сдавать их начали с октября 1941 года. К тому моменту английская машина получила собственное обозначение. 28 октября 1941 года, чтобы разделить танки для США и для Англии, индекс General Lee I, введенный с 22 сентября, дополнили. Английская машина стала именоваться как General Grant I.

General Grant I, построенный Pullman Standard в октябре 1941 года

General Grant I, построенный Pullman Standard в октябре 1941 года

Англичане были еще те затейники: танк по американскому заказу именовался в честь главнокомандующего армией Конфедерации в годы Гражданской войны, а «англичанин» — в честь его визави, командующего армией Севера. Выпуск на Baldwin Locomotive Works был вообще «веселый». Фактически с октября 1941 по март 1942 года сдали 211 General Grant I, а контракт A-1960 включил в себя 10 M3A2, 83 M3A3 и 381 M3A5. По регистрационным номерам именно General Grant I был где-то в пределах T.23504-T.23741. В этих номерах затесались машины других версий.

Такой была типовая конфигурация танка

Такой была типовая конфигурация танка

Если исключать танки Baldwin Locomotive Works, где шел круговорот моторов в природе, выпуск Grant I выглядел довольно спокойно. Больше того, развитие английской машины несколько отличалось от того, что творилось с Medium Tank M3. Например, бортовые люки в корпусе, которые в начале 1942 года стали заваривать на M3 (а под конец выпуска совсем убрали), на Grant I не трогали.

Дополнительный топливный бак появился в марте 1942 года

Дополнительный топливный бак появился в марте 1942 года

Иначе ситуация выглядела с вооружением. В отличие от бортовых люков, которые не играли особой погоды, вооружение являлось одним из важнейших элементов. Поначалу речь шла о введении вертикального стабилизатора наводки для 75-мм орудия M2, а также появления 37-мм орудия M6 (оно также оснащалось вертикальным стабилизатором наводки). Отличить эти орудия можно по противовесам (особенно это касается 75-мм орудия M2). Появление стабилизатора являлось важным моментом, поскольку повышалась точность при стрельбе. Другой вопрос, что вплоть до весны 1942 года никаких стабилизаторов не наблюдалось. В лучшем случае речь шла о танках выпуска с марта-апреля 1942 года. То есть большинство Grant I, воевавших в Северной Африке, было безо всяких стабилизаторов. Под конец выпуска появилось и 75-мм орудие M3, но встречается оно крайне редко.

Стабилизаторы вертикальной наводки стали ставить с весны 1942 года, но у англичан они были нечастым явлением

Стабилизаторы вертикальной наводки стали ставить с весны 1942 года, но у англичан они были нечастым явлением

Надо сказать, что поначалу объемы выпуска Grant I явно не впечатляли. Pressed Steel за 1941 год сдал всего 104 Grant I, еще 121 танк сдал Pullman Standard, плюс 84 штуки сдал Baldwin Locomotive Work. Итого 309 танков, из которых 136 сдали за декабрь 1941 года. По факту основной выпуск Grant I велся в 1942 году. Последние машины данного типа сдали в июле 1942 года. Можно говорить минимум о 1212 танках данной версии.

Что же касается версии с 75-мм орудием M3, то их фото единичны, и если они куда-то ушли, то разве что австралийцам

Что же касается версии с 75-мм орудием M3, то их фото единичны, и если они куда-то ушли, то разве что австралийцам

Основные видоизменения, которые претерпевали данные танки в ходе выпуска, оказались связаны с приоритетным ТВД. На тот момент таковым являлась Северная Африка. Поначалу (еще осенью 1941 года) танки получали комплекты бортовых экранов, которые снижали уровень поднимаемой пыли. Весной 1942 года в комплект стали входить и дополнительные топливные баки, которые крепились на надмоторной плите. Впрочем, в боевых условиях баки встречались редко.

Лучший английский танк до появления «Шермана»

В товарных количествах Grant I стали отгружаться ближе к концу 1941 года, поэтому их боевой дебют существенно задержался. Уже к началу 1942 года ситуация с производством английских танков была не такой критичной. И если место Light Tank Mk.VI прочно заняли General Stuart, то со средними (крейсерскими) танками англичане излучали оптимизм.

Эшелон с Grant I отправляется заказчику

Эшелон с Grant I отправляется заказчику

В начале 1942 года вовсю шли работы по Crusader III, который выглядел перспективно. Предполагалось, что именно этот танк станет основным в английской армии. Такое мнение высказывал генерал-майор сэр Александер Галловэй, на тот момент заместитель начальника генерального штаба в Северной Африке. Правда, как часто это бывает, реальность разошлась с планами.

Радиальные моторы воздушного охлаждения поначалу доставили немало проблем

Радиальные моторы воздушного охлаждения поначалу доставили немало проблем

Поначалу General Grant I, прибывшие в Каир к концу января 1942 года, доставляли массу неприятностей. Имелись случаи возгорания моторов, связанные с плохой работой воздушного фильтра, отмечался износ траков в условиях езды по песку. Отмечались несчастные случаи в связи с использованием старых снарядов. Не нравились англичанам и прицелы, и есть от чего. Также пришлось проводить импровизацию для того, чтобы увеличить пробивную способность снарядов.

Несмотря на все проблемы, Grant I быстро показал себя хоть и специфичным, но вполне удачным танком

Несмотря на все проблемы, Grant I быстро показал себя хоть и специфичным, но вполне удачным танком

Тут помогла смекалка: в начале 1942 года среди захваченных немецких снарядов были обнаружены 7.5 cm Pz.Gr. Их изучение натолкнуло на мысль о том, чтобы сделать трофейную конверсию — своя гильза и немецкий снаряд. Всего сделали 17 тысяч таких снарядов, а также создали американский аналог — M61. В этом деле активное участие принимали американские специалисты, включая майора Джарретта из Департамента Вооружений. Найденные недочеты быстро фиксировались и вносились исправления. Примерно то же самое происходило позже и в Советском Союзе.

Как это часто бывает, боевой дебют Grant I оказался не самым удачным. Тем не менее, английские танки показали себя не лучше

Как это часто бывает, боевой дебют Grant I оказался не самым удачным. Тем не менее, английские танки показали себя не лучше

По итогам Grant I, к моменту боевого применения, отчасти избавился от болячек. А дальше стали выясняться любопытные подробности. Во-первых, подвижность Crusader оказалась не сильно выше, а вот с надежностью дела обстояли немного иначе. Более высокой оказалась и броневая защита американского танка. Изначально она создавалась в расчете на 3,7 cm Pak, а на самом деле далеко не всегда поражалась, со средних дистанций, и 50-мм снарядами KwK 38 L/42. В-третьих, Grant I оказался универсальным танком, с 75-мм осколочно-фугасными снарядами. То есть с тем, чего у англичан на обычных танках не было совсем. В результате на май 1942 года, когда состоялся боевой дебют, американская машина оказалась лучшим танком, которым располагали англичане.

Постепенно танк стал завоевывать уважение английских танкистов. А дальше появились "Шерманы"

Постепенно танк стал завоевывать уважение английских танкистов. А дальше появились «Шерманы»

Безусловно, у машины хватало проблем, но так получилось, что именно Grant стали во многом костяком английских бронетанковых сил во второй половине 1942 года. К осени 1942 года стали поступать первые Sherman II (английское обозначение Meidum Tank M4A1), которые вскоре стали основными английскими боевыми машинами. По причине их появления Grant и Lee уже к весне 1943 года стали постепенно выводиться из состава частей первой линии. Дольше прослужили дизельные танки, как командирские. Кроме того, эти танки активно воевали в Бирме, причем аж до самого конца войны. А вот Crusader III, на который ставили в начале 1942 года, как танк перестал воевать в 1943 году.

После боев в Тунисе Grant I постепенно стали выводить из первой линии

После боев в Тунисе Grant I постепенно стали выводить из первой линии

Помимо англичане, Grant I массово поставлялся в австралийскую армию. В общей сложности туда уехало 266 танков данного типа. Правда, воевать им было не суждено. Так сложилось, что использовались они как машины резерва, а в бой пошли Matilda. Зато им повезло в другом. Большинство ныне сохранившихся Grant I имеют австралийское происхождение. Причиной тому стало то, что после войны танки часто использовались для мирных профессий. Сохранился и самый первый Grant I, тот самый, что с помпой представили в июле 1941 года. Эта машина ныне находится в Бовингтоне.

В Бирме эти танки задержались до конца войны

В Бирме эти танки задержались до конца войны

В заключение стоит отметить, что американцы оказались правы, когда настояли на своём танке. Что Matilda, что Crusader вышли из игры куда раньше, чем Grant I. Американец же показал себя молодцом. Не стоит судить по внешнему виду, многие шутки насчет этого танка — признак недалекого ума. Во многом вынужденная мера, Grant I на практике показал себя лучше большинства «полноценных» английских танков. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Список источников

      1. US NARA
      2. Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
      3. the.shadock.free.fr/sherman_minutia
      4. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kazematnyi-amerikanec-dlia-anglichan-621e5c338da1855a9646d728?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account