Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк

13

В 1919 году танк Medium Mark D с подвеской Джонсона был выпущен маленькой серией, но так и не был принят на вооружение

Первое Компьенское перемирие (Armistice de Rethondes), заключённое 11 ноября 1918, поставило крест на большинстве конструкций, которые должны были обеспечить победу какой-либо из сторон в 1919-м году. Полковник Фуллер в своём «Плане 1919» призывал не концентрироваться на уничтожении живой силы прямо здесь и сейчас, а обеспечить победу быстрым продвижением и занятием ключевых точек. Игра в Го по Фуллера требовала быстрых и маневренных танков, со скоростью минимум 30 миль в час. Ни Medium Mark B Уолтера Вилсона, ни лучший «ромб» Первой мировой Medium Mark С Уильяма Триттона и близко не могли обеспечить такой скорости по шоссе. А вот Филипп Джонсон, один из команды конструкторов Департамента Механических вооружений (Mechanical Warfare Department) на полигоне в Доллис Хилл (Dollis Hill), до войны работавший на ведущем производителе паровых машин John Fowler из Лидса, а во время войны в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции, предложил новый танк с подрессоренным гусеничным движителем со змейковой гусеницей, который должен был подойти военным. Первый макет был построен в ноябре 1918, после замечаний второй макет, уже крайне близкий с промышленной машине, был показан в начале весны 1919-го.

Доработанный деревянный макет, на макете хорошо видно, что задняя часть бронекорпуса практически пустая.

Доработанный деревянный макет, на макете хорошо видно, что задняя часть бронекорпуса практически пустая.

Medium Mark D/Средний танк Марк Д

Страна: Британия

Производитель: John Fowler & Co. (3), Wolseley Motors Limited (Vickers) (2), Ruston & Hornsby Ltd (0)

Год выпуска: 1919

Кол-во выпущенных: 5

Боевая масса: 13 000 кг

Экипаж: 3 чел

Размеры: 9144х2210х2807 мм

Бронирование: 8-10 мм

Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909

Двигатель: Siddeley Puma, 6L, 18.832 см3, 250 л.с.

Скорость по шоссе: 37 км/час

Преодолеваемый ров: 3 м

Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк

Первоначальный заказ на танки Medium Mark D подразумевал выпуск 500 боевых машин. На этот раз не предусматривалось загружать работой молодых «выскочек» — заводы Фостерс из Линкольна и Метрополитан из Бирмингема, в проекте должны были участвовать только приближенные к военным кругам фирмы — производители паровых машин — Фоулер и Рустон, а так же близкие к Виккерс фирмы Вулсели и Сидели, обделенные при размещении заказов на тяжелые танки. Но неожиданная сдача германской армии сорвала все планы и было заказано всего одиннадцать машин — четыре у John Fowler & Co. и шесть у Виккерс в лице его дочки Wolseley Motors. Ruston & Hornsby так же попробовали заняться производством, но дело не дошло даже до прототипа. Весь первый заказ должен был производится из конструкционного железа, а не броневой стали и служить для отработки технологий и проверки технических решений. Впрочем позднее заказ у Виккерс был сокращен до 4-х машин, причем два последних танка доделывались по новым спецификациям.
Добавьте описание

У предсерийного макета был доработан гусеничный движитель. Высказанные сомнения в возможности преодоления препятствий в виде стенон с горизонтальной верхней ветвью гусеницы и относительно невысоко расположенными ведущим колесом и ленивцем привели к необычному решению. Не желая ухудшать обзор механику-водителю вперёд, ведь это была одна из ключевых задумок в конструкции танка, Джонсон поднял заднее ведущее колесо вверх. Для того что бы не переделывать уже подготовленное решение гусеничного корпуса наклон вверх получил цепной привод заднего катка. Джонсон предполагал, что танк будет высокие препятствия преодолевать задним ходом, по крайней мере так считается. В итоге гусеничный обвод получил характерную только для танков Джонсона форму близкую скорее к треугольнику с высокой задней стороной. Принципиально решение заезжать на препятствие с стороны ведущего колеса не лишено смысла.
Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк
При изготовлении серийной машины отказались от мощного авиационного двигателя Роллс-Ройс Игл V12, который хотел поставить Джонсон. С одной стороны совершенно не подходил тепловой режим для длительного использования, в во вторых высокооборотистый двигатель не сопрягался ни с одной танковой трансмиссией. Это уже не говоря о незначительном ресурсе. Тем не менее и в случае двигателя военные не пошли к «новым танкостроителям» с их двигателем Рикардо, а подобрали более простой, но тяговитый мотор от Сидли, так же авиационный, но шестицилиндровый рядный — Siddeley Puma с объемом 18.832 см3 и мощностью 250 л.с. Трансмиссию использовали от Вилсона — трехступенчатая коробка передач и бортовые эпициклические коробки.
Siddeley Puma

Siddeley Puma

Двигатель мощность в 250 л.с. обеспечивал 14-ти тонному танку отличную тяговооружённость. И хотя первые четыре танки Medium Mark D были заказаны у John Fowler & Co. из Лидса еще 17 августа 1918 года, а у Wolseley первые два 10 сентября 1918 года и еще четыре 27 сентября первый ходовой образец на испытания вышел только в 1920-м. Причем Ruston & Hornsby Ltd, которой была заказа одна машина не справилась даже с выпуском одного танка. Тем не менее первый танк у John Fowler & Co вышел комом, точнее с дымом. Он сгорел и поэтому фактически заводом было выпущено официально две, а не три машины. Испытания в основном подтвердили заданные параметры — танк Medium Mark D разгонялся по ровной дороге до разгонялся до 36,8 км/ч. Но так же неплохо разгонялись и «пришпоренный» Уиппет и даже Mark V с новыми гусеницами, но ездить на них было невозможно. Соотношение длины танка к ширине было больше 4 и танк крайне плохо управлялся на высоких скоростях, такой же проблемой страдали и танки с удлинение Tadpole, и Mark V* и **, и даже Mark VIII, но то, что не было критичным для скорости в 6 км/час становилось важным на скоростях в три раза больших. Тросовая подвеска и тросовые гусеницы выглядели хорошо только до того момента пока они были целыми. Любое повреждение, а в бою от этого застраховаться невозможно, от мины или снаряда, или даже неудачно попавшей пули останавливали танк навсегда. Если отдельный трак можно было попробовать заменить, то тросовый гусеничный движитель в походных условиях не стоили и пробовать. Так как никаких глобальных войн не предусматривалось в ближайшем будущем, боевые машины решили испытать там, где вероятность войны всегда была ненулевая — в колониях.
Medium Mark D подготовленный для Индии

Medium Mark D подготовленный для Индии

Отличить машины первого проекта от следующих можно по боевой рубке отнесённой ближе к центру машину, у танков D* и D** рубка была выдвинута вперёд.

Инициатор создания быстроходного танка Фуллер отправил две боевые машины вместе с их конструктором в Индию (в некоторых источниках говорится об одной машине). Задачей было изучение возможностей применения танков в условиях жаркого климата и гористой местности. При подготовке к отправке в Индию борта танков были предварительно обшиты асбестовыми плитами для защиты от перегрева и начали задумываться о возможности опрыскивания танка водой, правда ничего таки и не внедрили. По отчетам Джонсона следовало, что танки его типа вполне могут применяться и в колониях, одновременно с этим Джонсон высказал идею создания комплекса из восьми машин на едином шасси, которые должны были быть сведены в одно подразделение.

Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк
В 1920-м году фактически танк Medium Mark D, вместе с его инновационным движителем был списан, тем не менее на этом история танка Джонсона не закончилась, было продолжено развитие амфибийных танков на базе решений Джонсона и средних танков на другой стороне океана с использованием его движителя. Французы так же попробовали создать первое послевоенное поколение танков поля боя с использованием гусениц Джонсона. Несмотря на высокую активность в направлении увеличения скорости движения идея движителя Джонсона проиграла соревнование подвескам Кристи, которые стали основой для создания лучших средних и крейсерских танков Второй мировой. В музее в Бовингтоне осталась только модель танка.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account