Юрий Пашолок. Карманный истребитель танков по-итальянски

13
Юрий Пашолок. Карманный истребитель танков по-итальянски

Юрий Пашолок. Карманный истребитель танков по-итальянски

Semovente da 47/32 su scafo L 3, попытка создать истребитель танков на шасси малого танка Carro Armato L 3

Ситуация с танкостроением в Италии во второй половине 30-х годов всё еще оставалась сложной. С одной стороны, после долгой стадии топтания на месте началось, наконец, производство танков, причем довольно массовое. С другой стороны, это самое производство касалось самого слабого класса танков. Вообще они именуются танкетками, но итальянцам это слово не нравилось, поэтому Carro Veloce CV 33 (с 1938 года Carro Armato L 3) официально был малым, а затем легким танком. В принципе, имели на это право, поскольку, в отличие от большинства танкеток, L 3 всё же обладала полноценным противопульным бронированием. Даже Praga AH-IV, самая из совершенных танкеток того периода, обладала более скромной броневой защитой. В принципе, по боевым возможностям Carro Armato L 3 оказалась весьма близка к Pz.Kpfw.I Ausf.A, уступая только в маневренности огня. В общем, вполне себе танк, но маленький, а также с рубкой вместо башни.

Semovente da 47/32 su scafo L 3 в походном положении

Semovente da 47/32 su scafo L 3 в походном положении

То, что Carro Armato L 3 постепенно перестает соответствовать реалиям современного поля боя, стало понятно после того, как в конце 1936 года случились первые столкновения с республиканскими Т-26. Достаточно быстро выяснилось, что итальянская машина уступает советскому легкому танку. Не стоит думать, что для итальянцев это стало полной неожиданностью. Еще в 1935 году начались работы по легкому танку, который должен был сменить в производстве L 3. При этом сами итальянцы колебались, делать его с башней, или с рубочным расположением главного калибра. Пока они выбирали, производство L 3 продолжалось, причем начались эксперименты по усилению его вооружения. Некоторые из этих экспериментов стали вполне серийными, но имелись и более радикальные варианты использования шасси L 3.

Макетный щит в исходной конфигурации

Макетный щит в исходной конфигурации

В 30-е годы между Италией и Австрией, не так давно непримиримыми противниками, активно шло военное сотрудничество. Для обеих стран оно оказалось взаимовыгодным. С одной стороны, австрийцы получили танкетки L 3, а с другой, итальянцы получили 47-мм противотанковые пушки Böhler M35. Их производство освоили силами компании Brada под обозначением 47 mm Cannone Da 47/32 Mod.35, несколько переделав ее конструкцию. Для своего времени вполне удачное орудие, которому, конечно, чуть не хватало бронепробития, но тогда и танки имели противопульную броню. Быстро встал вопрос механизации данных орудий, для этого использовали даже трициклы. Не стоит удивляться, что появилась и идея об установке 47 mm Cannone Da 47/32 Mod.35 на шасси L 3. Правда, появилась она поздновато — в 1939 году, когда выпуск малого танка подходил к концу.

С установленным орудийным щитом, и без него

С установленным орудийным щитом, и без него

Задача, полученная C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, центральное место разработки итальянской бронетехники), выглядела довольно просто. Фактически создавался самоходный лафет с максимальным использованием шасси Carro Armato L 3. Концептуально данная боевая машина здорово напоминала немецкий истребитель танков Krupp L.S.K., разработанный во второй половине 30-х годов. Разница заключалась в том, что между этими машинами была разница более чем в 10 лет. За прошедшее время многое изменилось, в том числе и видение теми же самыми немцами истребителей танков. Казалось бы, итальянцы наступают на те же самые грабли, но не всё так просто. Во-первых, главной проблемой L.S.K. являлось шасси, изначально создававшееся с нуля. В случае с новым проектом использовалось уже отработанное шасси, причем оно получилось в 3 раза легче немецкого аналога. Во-вторых, несмотря на некоторый примитивизм идеи, такие же самоходные лафеты прорабатывал целый ряд стран. Да и немецкий Panzerjäger I ушел не сильно далеко.

При установленном щите механик-водитель что-то видел впереди через небольшую щель. Так себе обзор

При установленном щите механик-водитель что-то видел впереди через небольшую щель. Так себе обзор

Согласно эскизному проекту, быстро проработанному в стенах C.S.M., получалась очень легкая боевая машина. Ее масса составляла всего 3300 кг, что было даже меньше, чем у базовой танкетки L 3-35. Объяснялось это очень просто. Во-первых, само орудие 47 mm Cannone Da 47/32 Mod.35 отличалось небольшой массой, тем более что использовалась только его качающаяся часть. Во-вторых, шасси лишалось рубки, а также пулеметов и боезапаса к ним. Орудие ставилось в носовой части машины, установка подразумевала возможность наводки влево и вправо по 15 градусов, для столь плотной компоновки вполне достаточно. Также предполагалось иметь боезапас в 53 унитарных патрона к орудию, размещались они, судя по всему, в носовой части корпуса. Максимальная скорость оценивалась в 40 км/ч.

Для сравнения, вид спереди без щита

Для сравнения, вид спереди без щита

Законченный вид САУ, получившая обозначение Semovente da 47/32 su scafo L 3, или Cannone Semovente da 47/32, обрела в августе 1939 года. Боевая масса оказалась даже ниже проектной — 3196 кг. Тем не менее, шасси всё же пришлось немного переделать. В связи с повышенными нагрузками при стрельбе подвеску L 3. переделали. Вместо листовых рессор установили пружинную подвеску. Кроме того, в носовой части корпуса появился развитый орудийный щит со смотровым лючком для механика-водителя. Щит состоял из 4 секций, в случае необходимости он снимался и крепился по бортам корпуса. Данная идея выглядела вполне здраво: в случае демонтажа щита Semovente da 47/32 su scafo L 3 получала крайне низкий силуэт. Высота составляла всего 1,31 метр, что очень хорошо для засадной тактики.

Муссолини в ходе демонстрации Semovente da 47/32 su scafo L 3

Муссолини в ходе демонстрации Semovente da 47/32 su scafo L 3

Опытный образец машины был готов во всё том же 1939 году. Теоретически машина выглядела перспективно, но на практике всё оказалось не столь гладко. Как показали испытания, которые шли до октября 1940 года, даже в ходе модернизации ходовая часть всё равно была слабовата для данного орудия. Впрочем, главной проблемой являлось то, что само орудие получилось слишком большим для шасси. Основная нагрузка пришлась на носовую часть машины, что, разумеется, привело к перегрузу, а это влияло на надежность. Не менее важно то, что сама по себе база Carro Armato L 3 получилась маловата для 47 mm Cannone Da 47/32 Mod.35. Наконец, как раз в 1940 году на финал вышли работы по шасси нового танка — Carro Armato L 6. Он был крупнее и заметно просторнее предшественника. На этом фоне дальнейшие работы по Semovente da 47/32 su scafo L 3 не имели смысла.

Как можно заметить, особым комфортом машина не отличалась

Как можно заметить, особым комфортом машина не отличалась

В 1940 году начались работы по Semovente da 47/32 с использованием шасси L 6, а работы по истребителю танков на базе L 3 прекратили. Можно было бы на этом и поставить точку, но напоследок стоит сказать пару слов в защиту итальянцев. Дело в том, что очень похожие на Semovente da 47/32 su scafo L 3 вполне серийно строились рядом стран. Англичане, канадцы, немцы, австралийцы — они использовали схожие по габаритам шасси. Некоторые из этих САУ, зачастую импровизированные, вполне себе применялись в боях. То есть мысли у всех были одинаковые. И нельзя сказать, что концепция Semovente da 47/32 su scafo L 3 выглядела наименее удачной. В любом случае, итальянцы довольно быстро сделали правильные выводы и сделали не самую плохую САУ на шасси Carro Armato L 6. Правда, такие машины были нужны где-то на год раньше, чем они попали в войска, но тут у итальянцев отставание, примерно на такой же срок, по всем фронтам.

Список источников:

      1. Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.1 (Dalle origini fino al 1939), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/karmannyi-istrebitel-tankov-poitalianski-60d1a45641aedb12d493c20b

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account