Юрий Пашолок. Карманный истребитель танков из Воткинска
Проект истребителя танков С.И.Г., предложенный в декабре 1942 года инженером С.И. Гальпериным с завода №235 НКВ
Изобретательская деятельность в Советском Союзе была поставлена на широкую ногу. Она поощрялась, в том числе, и материально. Кроме того, изобретательство старались не просто поставить на широкую ногу, но и направить его в правильное русло. Для этого существовали тематические планы по научным работам, часть из которых вполне выполнялись. За удачные работы авторы изобретений получали премии, порой весьма немаленькие. Например, в конце 1942 года денежные премии получили 14 человек. Нижний потолок премии составил 1500 рублей, а верхний — 3000 рублей. Впрочем, на полтора-два десятка таких изобретений приходились тысячи идей, которые отбраковывались, по тем или иным причинам.
Во время Великой Отечественной войны самоходные артиллерийские установки создавались как «танковыми», так и «артиллерийскими» КБ. Существовали и инициативные проекты, как на гусеничных, так и на колесных шасси. Появлялись такие истребители танков и среди рацпредложений, которые шли в отдел изобретений ГАБТУ КА. Одной из таких идей стал истребитель танков С.И.Г., который предложил инженер С.И. Гальперин в декабре 1942 года. Его разработка выглядит крайне необычно, достаточно сказать, что предлагал он шаротанк. Одновременно с разработкой самой боевой машины автор предлагал и то, каким образом ее надо применять.
За годы войны только в центральный отдел изобретений ГАБТУ КА поступило более полусотни проектов шаротанков самых разных типов. Шли они, можно сказать, от широких слоёв населения, часто далеких от конструирования. При этом были и разработки, которые создавались вполне подкованными, с технической точки зрения, людьми. Как раз к этой категории относился Гальперин. Конструированием бронетанковой техники он не занимался, но место, где Гальперин трудился, было вполне профильным. За п/я №3, Воткинск, с которого Гальперин вел переписку, скрывался завод №235 НКВ, занимавшийся разработкой и выпуском артиллерийских систем. Здесь же находился филиал ОКБ-172, который занимался, в том числе, разработкой 45-мм танковой пушки ВТ-42. Сам Гальперин работал в отделе главного технолога, то есть являлся не последним человеком на заводе.
Выбор схемы интроцикла оказался связан с тем, что Гальперин хотел придать своему детищу максимальную подвижность. При боевой массе 2,5 тонны «истребитель танков С.И.Г.» (скромностью автор явно не отличался, ибо это его инициалы) он должен был иметь мотор мощностью 200 лошадиных сил. При этом максимальная скорость оценивалась в 120 км/ч, а оперативная — 75 км/ч. Большая половина объяснительной записки посвящена расчетам, из них как раз и следовало, почему Гальперин ставил на своё детище 200-сильный мотор. Уделил он внимание и вопросам проходимости.
Среди подобных боевых машин проект шаротанка-истребителя Гальперина выделялся не только большим объемом расчетов. Обычно интроциклы отличаются довольно большими габаритами, например, реально построенный в Ашхабаде шаротанк имел диаметр 3 метра. Гальперин же прекрасно понимал, что одним из важных качеств истребителя танков является низкий силуэт. В результате высота истребителя танков С.И.Г. составляла всего 1760 мм, то есть всего на 35 мм выше Т-60. Для интроцикла такой массы скромный показатель. Ширина машины составляла 1500 мм, для интроцикла такого диаметра это много. Обычно они были очень узкими. Наконец, общая длина машины, не считая орудия, составляла 2400 мм.
Объяснялись столь странные для интроцикла габариты выбранной компоновочной схемой. Вместо сферической формы корпус машины имел плоские борта, довольно сильно выступавшие за габариты колеса. Чтобы сохранять равновесие, слева и справа крепились малые колеса с торсионной подвеской. Позади основного колеса находилась пара колес малого диаметра, при помощи которых истребитель танков С.И.Г. поворачивал. Что-то похожее можно увидеть у немецкого опытного шаротанка, но там эти самые колеса выполняли роль якоря, зарываясь в грунт. У Гальперина же малые колеса имели привод и активно участвовали в преодолении препятствий. Малые колеса были вынесены максимально назад и прикрыты с боков выступами корпуса.
Весьма оригинально автор подошел и к вопросу размещения внутреннего оборудования. Мотор размещался в правой кормовой нише корпуса, а коробку передач Гальперин разместил по центру корпуса, по хитрой схеме далее мощность передавалась на колеса. Привод, при этом, размещался с левой стороны. Тем самым оптимизировалось внутреннее пространство. Экипаж из 2 человек размещался с левой и правой сторон от колеса, тем самым решался вопрос обзорности и маневренности огня. Естественно, о круговом секторе обстрела речь не шла, влево-вправо орудие наводилось корпусом машины (как на Char B1). Внутрь истребителя танков экипаж попадал через люки в бортах корпуса. В корпусе предусматривались смотровые щели и пистолетные порты, правда, вперед обзорность явно была недостаточной.
В качестве вооружения Гальперин предлагал пушку калибра 20/28 мм с коническим стволом. Как альтернатива предлагалось орудие схожего калибра. Начальная скорость снаряда оценивалась в 1400 м/с, при этом на дистанции 100 метров снаряд такого орудия должен был пробивать до 75 мм брони, а на дистанции 400 метров — 40 мм брони. Именно такие данные были получены у нас для немецкого тяжелого противотанкового ружья 2,8 cm s.Pz.B.41, то есть автор был слегка так в курсе происходящего. Более того, в конце 1942 года была разработана очень похожая по характеристикам 25-мм противотанковая пушка ЛПП-25 (она же пушка 110). Боевая масса орудия составляла всего 240 кг, а качающаяся часть весила и того меньше. Одним словом, пушку на свой проект Гальерин примерял не совсем чтобы фантастическую. В тот момент малокалиберные пушки с высокой начальной скоростью весьма активно прорабатывались. ЛПП-25, к слову, была лишена главного недостатка 2,8 cm s.Pz.B.41 — резкого снижения бронепробития на средних дистанциях.
Не менее интересно выглядело и вспомогательное вооружение, которым пользовался механик-водитель. В шаровой установке находился пулемет ДТ, который совмещался в огнеметом. В качестве альтернативы прорабатывался вопрос установки пистолета-пулемета ППШ, перед которым размещался гранатомет. По принципу работы это был ружейный гранатомет, причем граната очень напоминала ВГПС-41. Это вооружение было явно не плюсом, поскольку механик-водитель оказывался перегружен задачами.
Оригинальной оказалась предложенная Гальпериным тактика применения истребителей танков С.И.Г. Понимая, что в лобовую атаку ходить на них бесполезно, автор предлагал действовать из засад. В идеале требовалось дождаться, когда вражеские танки пойдут в атаку, а далее их обойти и расстреливать сзади. Насчет расстрела сзади, конечно, вопрос спорный, но зайти с фланга СИГ, при его высоте, вполне мог. Тем более что к лету 1943 года немецкие танки стали хуже видеть по сторонам, поскольку боковых смотровых приборов стало меньше.
Реализовывать данную идею, естественно, не стали. В ГАБТУ КА крайне скептически относились к идее шаротанков, кроме того, необходимого мотора для истребителя танков С.И.Г. не существовало. Тем не менее, сам по себе проект весьма интересен. Прорабатывал его инженер-конструктор, который довольно серьёзно подошел к вопросу. Естественно, проект имел ряд недостатков, но следует отметить ряд оригинальных решений, которые лишали истребитель танков ряда недостатков, присущих подобной схеме.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- vk.com/oldbooyaka
-
источник: https://dzen.ru/a/Y6sFNSIWKgUZh7mz