Юрий Пашолок. Как выбрать не тот легкий танк и проиграть
Рассказ о том, как французская пехота заказала себе легкий танк, и что из этого получилось
Окончание Первой мировой войны пришлось на пик развития целого ряда образцов военной техники, часть из которых Великая Война и породила. Главным ее детищем стали танки, боевые машины, существенно изменившие характер боевых действий. С помощью танков появилась возможность прорывать эшелонированные линии обороны, а затем и проводить операции в глубине вражеских позиций. Конечно, первые танки оказались технически несовершенными, тем не менее, в 1917-1918 годах они стали играть одну из ключевых ролей. Не каждому было суждено развернуть их производство: помимо англичан, создателей танков как массового явления, собственные танки создали и французы. Больше того, им удалось построить больше всех танков, одновременно они создали самый удачный из них — Renault FT. Существенно уступая средним и тяжелым танкам в огневой мощи, Renault FT выигрывали в массовости. Эти боевые машины стали самыми массовыми танками Первой мировой войны, одновременно они выполнили еще одну важную миссию. Renault FT оказался тем танком, благодаря которому подобными боевыми машинами разжился целый ряд стран. Танк стал общемировым явлением.
Правда жизни состояла в том, что такое развитие событий произошло не от хорошей жизни. Генерал Эстьен, один из главных идеологов танков и крестный отец Renault FT, разочаровался в нем еще к концу Первой мировой войны. Эта боевая машина имела крайне ограниченную огневую мощь и броневую защиту, да и с подвижностью наблюдалась беда. Для Первой мировой войны такая ситуация норма. Другой вопрос, что танк — это отнюдь не самолет, особенно в тогдашних реалиях. Он требовал большего напряжения промышленности, не говоря уж о том, что сначала требуемый танк надо было разработать. А вот с этим случилась беда. Char B, который, по мнению Эстьена, должен был стать главным танком французской армии, как-то не рождался, точнее, получалось какое-то недоразумение. Между тем, Renault FT никуда не делись, поскольку они всё еще не устарели окончательно. К тому же их всё еще было много, и это стало большой проблемой. Особенно с точки зрения выбивания бюджетов на постройку танков.
Начало 30-х годов французское танкостроение встретило в сложной ситуации. С одной стороны, какое-то развитие имело место, с другой же, совсем не такое, как это предполагал генерал Эстьен. Char B, его главное детище, стремительно набирало массу, постепенно превращаясь в тяжелый танк. К тому же он всё еще не пошел в серию. Более удачным путем стало развитие Renault FT, но и он стремительно набирал массу, превратившись сначала с Char D1, а затем в Char D2. В отличие от их предшественника, Renault NC, эти танки приняли на вооружение, но если D1 еще как-то можно было назвать легким, то 20-тонный D2 получился средним. Самое же главное, что они так и не смогли сменить Renault FT. Устаревшая машина оставалась самым танком французской армии. В результате родилась идея создать полный аналог данного танка, но уже с современным уровнем броневой защиты. О том, как это случилось, и к чему привело, и поговорим в пятничном материале.
Можно сказать, что появился прямой аналог Renault FT случайно. Изначально Генри Эйнсворт, генеральный директор Hotchkiss, предполагал создать что-то типа танкетки Carden-Loyd, но на качественно новом уровне. Согласно проекту, который был подготовлен весной 1933 года, предполагалось получить двухместную боевую машину массой 5-6 тонн, с толщиной брони 30 мм и пулеметным вооружением. Впрочем, самым интересным было то, как именно Эйнсворт планировал собирать такую танкетку. В то время танки собирали на заклепках и рейках, а у французов часто роль заклепок выполняли болты с пулестойкими головками. В 20-е годы впервые применили сварку, но это было крайне редким явлением даже на начало 30-х годов. Генеральный директор Hotchkiss предложил еще один способ. Корпус машины из нескольких крупных деталей, имевших литую конструкцию. Собирались они между собой на болтах, в случае чего это упрощало ремонт машины. Самое главное, что такая конструкция получалась лучше клепаной, заодно упрощалась сборка.
Консультативный совет по вооружениям, главный на тот момент надзорный орган по танкостроению, данный проект одобрил. Но — не как танкетку. С учетом скверной ситуации по перевооружению французской пехоты возникла идея прямого наследника Renault FT, причем с очень близкими характеристиками по массе и вооружению, да и по подвижности тоже. Конечно, с Hotrchkiss контракт заключили, случилось это 30 июня 1933 года. Предполагал он выпуск 3 опытных образцов. Но уже 2 августа 1933 года появились новые требования. Теперь ожидался двухместный танк боевой массой 6 тонн, толщиной брони 30 мм, а также средней скоростью 8-10 км/ч. Существенной разницей стало то, что вооружение, состоявшее либо из двух пулеметов, либо 37-мм пушки SA 18, находилось в башне. То есть тот же Renault FT, но с броней. Самое главное, что теперь речь шла о конкурсе. Hotchkiss оказалась в наименее выгодной ситуации, поскольку она подписывалась на одно, а спустя более чем месяц появились требование на совсем другое. Не стоит удивляться, что наихудшую машину изначально создали в Сен-Дени.
Всего на спецификацию Консультативного совета по вооружениям откликнулось 14 фирм, это не считая уже имеющегося контракта с Hotchkiss. Другой вопрос, что готовые решения были всего у одной фирмы, причем есть вероятность, что именно она и стала инициатором конкурса. Речь идет о Renault, в то время безраздельно доминировавшей во французском танкостроении. Как раз в это время в работе находился Rernault VM, кавалерийский танк-разведчик, его общая концепция и пошла в работу. Остальным еще предстояло разработать свои танки. Больше того, французское пехотное командование, заказчик данных машин, не мог потянуть такое количество прототипов. Поэтому выбрали проекты всего 7 производителей, а позже и вовсе сократили до 4. Помимо Renault, в пул вошли Delaunay Belleville, Compagnie générale de Construction de locomotives (Batignolles-Châtillon) и Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM). Причем Delaunay Belleville очень быстро «отвалилась» от конкурса, так и не построив танк.
Имелась еще и шестая компания, которая решила попытать счастье. Речь идет о Ateliers de Puteaux (APX), французском оружейном гиганте, который уже участвовал в программе Char B в качестве смежника. Аналогично Renault, там решили воспользоваться идеями Hotchkiss, разработав 6-тонный танк с литой конструкцией корпуса и башни. Char 6-t APX выглядел вполне приличной боевой машиной. При боевой массе 6,85 тонн его удельная мощность составляла 9,5 л.с.. С учетом того, что машина создавалась для поддержки пехоты, этого вполне достаточно. Вполне подходящей была и ходовая часть, состоявшая из 11 опорных катков, из которых 10 сблокировали в 5 тележек. Кроме того, машина получала вполне привычную классическую компоновку безо всяких ухищрений вроде переднего размещения трансмиссии или пихания мотора сбоку от башни. А еще APX разработала удачную башню со смотровой башенкой, она получила обозначение APX R (APX Rueil). По Char 6-t APX сохранилось всего несколько эскизов, но известно, что танк построили к октябрю 1935 года.
Быстрее всех, разумеется, с заданием справилась Renault. Там работали сразу над двумя танками — кавалерийским разведчиком Renault ZT, а также над легким пехотным танком, получившим обозначение Renault ZM. Несмотря на то, что формально Renault ZT начали разрабатывать позже, на самом деле именно он и послужил агрегатной базой для пехотного собрата. Это касалось и 4-цилиндрового мотора Renault 22 CV, и ходовую часть. Renault ZM получил литой корпус, собиравшийся на болтах, а также 2 варианта башни. Он стал единственным из конкурсантов, который построили с башней по исходной спецификации, то есть с 2 пулеметами. Боевая масса танка приближалась к 7 тоннам, но за счет 82-сильного мотора удельная мощность ожидалась выше 10 л.с. на тонну. Если закрыть глаза на исходное вооружение, получался крайне интересный танк, который с лихвой перекрывал требования на сменщика Renault FT. Вот только французские военные сами себе подложили свинью, 22 мая 1934 года ужесточив спецификацию. Теперь пехотное командование хотело скорость передвижения на уровне 15-20 км/ч, это как раз не проблема. Проблема заключалась в том, что толщина брони увеличивалась до 40 мм. На всякий пожарный, с момента получения исходной спецификации прошел почти год. Все без исключения участники конкурса уже сформировали свои танки, посему никто не собирался радикально их переделывать.
Результатом стало то, что Renault ZM, первый из построенных по новым спецификациям танков, имел боевую массу 7,5 тонн. И это только начало: вышедшая на испытания машина имела толщину брони 30 мм, а усилили только башню. Впрочем, у конкурентов дела обстояли не сильно лучше. Hotchkiss, как и требовал контракт, построил два образца в исходном виде, то есть как гипертрофированную танкетку. Она получилась даже тяжелее Renault ZM, несмотря на то, что скорость машина была более чем на 10 км/ч выше конкурента, французская пехота данный танк вычеркнула едва ли не первым. В апреле 1935 года на испытания вышел опытный образец легкого танка Batignolles-Châtillon. Паровозостроители не стали искать сложных путей и сделали корпус с башней клепаной конструкции, им так было проще. При этом машина имела рациональные углы наклона листов и дизельный мотор. Проблемой танка стала слабая ходовая часть, которая во многом его погубила. Таким образом, конкуренты Renault ZM самоустранились.
Фактически единственным серьёзным конкурентом остался танк, который разработали на FCM. В апреле 1935 года на испытания вышел Tracteur RN3, который поначалу выглядел крайне сомнительно. Плюсами машины являлись полностью сварной корпус с башней и дизельный мотор, отличавшийся высокой экономичностью, плюс рациональные углы наклона брони. А вот минусов оказалось гораздо больше. Tracteur RN3 получился значительно тяжелее исходной спецификации, первым пройдя отметку в 10 тонн. Мотор Berliet ACRO страдал от низкой надежности, имелись проблемы с ходовой частью. Посему французские военные быстро назначили победителем Renault. 29 апреля 1935 года Renault ZM приняли на вооружение под индексом Char léger Modèle 1935 R. Впрочем, более известен этот танк как Renault R 35. Казалось бы, вопрос закрыт, но FCM продолжала работать над своим танком. 10 сентября 1935 года на повторные испытания вышел второй опытный образец Tracteur RN3, который существенно доработали. После обнаружения ряда проблем машину снова доработали, 14 мая 1936 года состоялся третий этап испытаний. На сей раз танк полностью устроил, кроме брони, которая всё еще имела толщину 30 мм. 26 мая 1935 года FCM получила заказ на 100 машин Char léger Modèle 1936 FCM, при этом толщина брони возрастала до 40 мм.
Может показаться странным, что вместо одного танка французская пехота выбрала два. На самом деле ничего странного как раз и нет, поскольку наверху начали о чем-то догадываться. Исходная идея состояла в том, чтобы сделать массовый, да еще и дешевый легкий танк, который быстро заменял Renault FT. Но что-то пошло не так. Во-первых, Renault R 35 запустили в серию с башней APX-R, поскольку своя башня у Renault откровенно не получилась. Во-вторых, по итогам доработки боевая масса танка достигла 11 тонн. Мотор при этом мощнее не стал. В-третьих, насчет массовости поначалу можно было только гомерически хохотать. На самом деле официально Renault R 35 окончательно приняли на вооружение 25 июня 1936 года, то есть даже позже FCM 36. Случилось это после приемки первых танков данного типа, а дальше началась беда. Нахватав заказов, Renault чуть было не пошла ко дну, оказавшись в состоянии банкротства. Пришлось компанию Луи Рено срочно спасать, а танковое производство в Исси-Ле-Мулино национализировали. После этого бывший актив Renault переименовали в AMX (Atelier de Construction d’Issy-les-Moulineaux). Чуть не пошел ко дну и APX, его танковое производство также национализировали, переименовав в ARL (Ateliers de construction de Rueil). По итогам всего происходящего к цифре 1000 танков Renault подошла только в 1939 году. На 2 сентября 1939 года имелось 975 танков, из которых 765 штук находилось в 17 батальонах. Renault FT теоретически было уже меньше (630 штук в 10 батальонах), но на самом деле общее их число составляло 2850 штук. То есть замены не состоялось, по крайней мере в полном смысле этого слова.
Именно это и привело к тому, что FCM 36 стал вторым пехотным танком. А немного позже случился еще и третий пехотный танк. Дело в том, что Hotchkiss тоже не опустила руки. В августе 1935 года на свет появился третий опытный образец танка, уже с башней. Испытания показали, что он явно не уступает детищу Renault, а по скорости еще и превосходит. Пехоту, правда, танк не заинтересовал, зато осенью 1935 года бригадный генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, стал задумываться о том, чтобы получить нечто среднее между очень дорогим SOMUA AC3 и крайне неспешно выпускавшимся Renault ZT. Золотой серединой стал танк Hotchkiss. В ноябре 1935 года был подписан контракт на изготовление 200 экземпляров Char léger Modèle 1935 H, DIT. Довольно быстро танк, известный как Hotchkiss H 35, занял нишу Renault ZT, он же AMR 35 ZT. Причина прозаична — слишком неспешный выпуск этих танков. Посему заказ на Hotchkiss H 35 вырос до 300 танков, а потом случилось внезапное. Французская пехота заказала 100 таких танков. И это те самые люди, которые до того сначала прокатили Hotchkiss с одним заданием, а потом забраковали их же танк. Причины всё те же — медленный выпуск Renault R 35, да и FCM 36 получился не совсем чтобы идеальным. Он был существенно дороже, да и FCM тоже не могла похвастаться скоростью производства, поскольку занималась выпуском Char B1 bis. А еще у Renault R 35 возникли проблемы с ходовой частью на мягких грунтах. Ну и правда, если ходовую часть проектировали под массу 6-7 тонн, а получилось 11, откуда могут появится проблемы?
Итого, к началу войны у французов с пехотными танками творился какой-то фарс. На первом месте, с точки зрения передовых подразделений, находился Renault R 35, который французскую пехоту уже не устраивал, в том числе и по ходовой части. Поэтому AMX работала над модернизированным танком, известным как Renault R 40. На втором месте по массовости оставался Renault FT, а в абсолюте на первом. Имелось 2 батальона на FCM 36, плюс еще 2 батальона на Hotchkiss H 35. Оба танка уже не производились. Наконец, с 1939 года началось производство Hotchkiss H 39, изначально предназначавшегося для кавалерии, но на самом деле ко 2 сентября 1939 года в пехоте числилось 200 таких танков, из них 180 в 4 батальонах. Постепенно шло перевооружение с Renault FT на более совершенные танки, но реальность была далека от радужных картин о тысячах дешевых танков. На 1 апреля 1940 года в пехоте имелось 5 батальонов на Hotchiss H 39 и 20 батальонов на Renault R 35. Почему так мало «Гочкисов» — так ведь они кавалерийские, пехота по остаточному принципу. Также с мая 1940 года начались поставки Renault R 40, но к окончанию боевых действий их сдали всего около 155 штук.
Отдельно стоит упомянуть попытки французского танкопрома провести работу над ошибками. В 1937 году на AMX, под руководством инженера Жозефа Молинье, начались работы по новому танку. Он появился по результатам обстрела одного из Renault FT. Выяснилось, что противоснарядная защита танка весьма условная, на дистанции 300 метров и ближе 3,7 cm Pak, основная немецкая противотанковая пушка, уверенно пробивала броню французского танка. Посему возникла идея боевой машины вроде FCM 36, но немного более крупной. Так на свет появился AMX 38, единственный образец которого изготовили весной 1939 года. Танк получил сварные корпус и башню, а также длинноствольную 37-мм пушку SA 38. В принципе, неплохой танк, но довольно быстро появилось понимание, что вооружение недостаточно мощное. Так на свет появился проект второго танка, боевая масса которого выросла с 13,5 до 16,5 тонн. Теперь в башне стояла 47-мм пушка SA 35. За счет установки более мощного дизельного мотора Aster удельная мощность осталась примерно на уровне 10 л.с. на тонну. Кроме того, толщина лобовой части выросла до 60 мм. Потенциально получался неплохой танк, но… 14 марта 1940 года состоялось совещание, в ходе которого танк фактически «зарубили». Дальше предполагалось делать 16-тонный танк Renault DAC 1, с экипажем, сниженным до 2 человек. Одним словом, дурдом никуда не делся, причем ситуация становилась всё более запущенной.
По результатам всего происходящего поражение Франции было запрограммированным. Даже если бы прорыв через Арденны удалось остановить (даже интересно, чем), далее французов могло спасти только чудо. В то время, как немцы поставили на средние танки, которые, с большим трудом, но все же запустили в крупную серию, французская пехота продолжала играться в двухместные «коробочки», одновременно надеясь на Chr B1 bis и его развитие. При этом говорить о том, что только французы поставили на неспешные танки поддержки пехоты, в корне неверно. У упомянутого AX 38 имелся прямой аналог, звался он Infantry Tank Mk.III. Разница в том, что у английских военных, как и у английских конструкторов, с мозгами дела обстояли слегка так получше. Поэтому у них получился вполне адекватный пехотный танк. А у французов такого бы не получилось при всём желании. Безусловно, у Valentine тоже хватало недостатков, но всё познается в сравнении. И если у англичан получился вполне адекватный танк поддержки пехоты, который еще и имел запас по развитию, у французов получилось какое-то недоразумение. Причем, в первую очередь, виноваты не создатели танков, а заказчик, который с самого начала продвигал крайне сомнительную концепцию. Что заказали, то и получили.
Список источников:
- Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- FCM 36, Pascal Danjou, TRACKSTORY №7, 2007
- Hotchkiss H 35/H 39, Pascal Danjou, TRACKSTORY №6, 2006
- Massin L’automobile sous l’uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992
- Фотоархив автора