Юрий Пашолок. Итальянские страдания на тему легкого танка

13
Юрий Пашолок. Итальянские страдания на тему легкого танка

Юрий Пашолок. Итальянские страдания на тему легкого танка

История легкого танка Ansaldo 5 T (Carro d’Assalto Mod.36), прямого предшественника Carro Armato L 6

30-е годы были временем экспериментов на самую разную тему. При этом фантазии военных, а также конструкторов, очень часто сдерживала банальная вещь — деньги. Последствия мирового финансового кризиса ощущались долго, даже в середине 30-х годов часто деньги были весьма важным параметром. Например, именно деньги стали причиной того, почему американцы выбрали не колесно-гусеничный танк Combat Car T4E1, а чисто гусеничный Combat Car T5. T5 кавалерии откровенно не нравился, но он обходился в 2 раза дешевле, что и стало основополагающим при решении вопроса. И такие проблемы тогда были не у одних только американцев. Целый ряд стран искали чего подешевле, что нередко приводило к выбору, о котором позже некоторые жалели. В таких условиях танкетки, которые вроде как многим разонравились, продолжали оставаться востребованными. Полноценный легкий танк, разумеется, был лучше, но деньги считали все.

Первый вариант легкого танка Ansaldo, построенного в 1935 году

Первый вариант легкого танка Ansaldo, построенного в 1935 году

С танкетками оказался напрямую связан успех итальянской военной промышленности. К началу 30-х годов итальянский танкопром откровенно буксовал, но был найден оптимальный способ преодолеть кризис. Итальянцы обратились к англичанам. С легким танком не получилось: Carro Armato da 9 T, совместное детище William Foster and Co. Ltd и Ansaldo, было откровенно убогим. А вот по линии танкеток дела обстояли совсем иным образом. Вслед за лицензионной CV 29 (копия Carden-Loyd Mk.VI) появилась CV 33, собственная разработка, на порядок превосходившая прародитель. Фактически Ansaldo сделала полноценный легкий танк, но без башни. По вооружению, броневой защите и подвижности CV 33 (позже Carro L 3) был вполне сопоставим с легкими танками того периода. Неудивительно, что вскоре к итальянцам потянулись клиенты. В общей сложности танкетки семейства L 3 попали на вооружения десятка стран. По иронии судьбы, их закупали Австрия и Венгрия, осколки Австро-Венгерской Империи, главного противника Италии долгие годы.

Получался CV 33 с башней и новой ходовой частью

Получался CV 33 с башней и новой ходовой частью

Несмотря на успех танкетки CV 33 и ее более поздних версий, итальянские военные не собирались останавливаться на достигнутом. О том, что у танкеток (позже их стали называть малыми танками) имеется ряд недостатков, в Италии догадывались. При этом там продолжали посматривать на англичан. Vickers-Armstrongs в первой половине 30-х годов стала продвигать «коммерческие» легкие танки боевой массой 4 тонны. Эти боевые машины обладали высокой подвижностью, а также оснащались башней кругового вращения. По итогам итальянцы захотели нечто подобное, но при этом не строя машину с нуля, а развивая концепцию CV 33. Так в 1934 году начиналась разработка танка, известного также как Ansaldo 5 T, или Carro d’Assalto Mod.36. Изначально этот танк создавался на экспорт, но позже его наработки легли в основу Carro Armato L 6.

Исходный вариант 5-тонного танка, отличия от CV 33 уже более существенные

Исходный вариант 5-тонного танка, отличия от CV 33 уже более существенные

Изначальная концепция танка однозначно показывала, кто является образцом для подражания. Джузеппе Россини, возглавлявший танковую разработку Ansaldo, не стал изобретать велосипед и начал развитие своей предыдущей разработки — CV 33. По итогу получилось нечто, представлявшее собой CV 33 с ходовой частью по типу Vickers-Carden-Lloyd. На борт получалось по два катка большого диаметра, блокированных в тележки с листовыми рессорами как упругие элементы. Кроме того, на крыше подбашенной коробки появилась башня, куда установили пулемет FIAT Mod.1928. В случае необходимости пулемет можно было переставить для использования в качестве зенитного.

Подвеска танка, это была вторая по счету боевая машина с торсионами как упругие элементы

Подвеска танка, это была вторая по счету боевая машина с торсионами как упругие элементы

Опытный образец машины, с использованием шасси CV 33, построили и провели испытания, но в таком виде танк прожил очень недолго. Сами англичане были не особо довольны подвеской разработки Джона Кардена: как раз к тому моменту, когда итальянцы решили ее скопировать, на «патрульных танках» появилась подвеска конструкции Сидни Хорстманна. Итальянцы же обратили внимание на новинку — торсионную подвеску. Насколько хорошо они были осведомлены по поводу экспериментов Landsverk, вопрос, по крайней мере, со шведами какой-то контакт имелся. Впрочем, еще до Porsche K.G., которая создала первую торсионную подвеску для танков, была Citroën. Ее Traction Avant появился уже в 1934 году, да и в принципе торсионы, к середине 30-х годов, были весьма в ходу. По крайней мере, эксперименты с ними уже велись.

То, что часто именуют как Carro d’Assalto Mod.36. Подбашенная коробка уже переделана

То, что часто именуют как Carro d’Assalto Mod.36. Подбашенная коробка уже переделана

В результате танк, известный также как Carro d’Assalto Mod.36 (на самом деле это обозначение появилось позже), получил весьма оригинальную ходовую часть. Как и более ранний образец, танк получал по 4 опорных катка на борт, которые блокировались в 2 тележки. Но теперь вместо пластинчатых рессор использовался торсион. Идея довольно спорная, поскольку подвеска получалась более громоздкой, а индивидуальная подвеска еще и лучше работала. Но итальянцы, тем не менее, остановились именно на такой схеме. Кроме того, ревизии подверглось вооружение и башня. Одного ручного пулемета было явно маловато, поэтому появилась новая, увеличенная в размерах башня. Помимо пулемета, теперь там разместилась 37-мм пушка Cannone da 37/26.

В ходе демонстрационных заездов

В ходе демонстрационных заездов

В таком виде танк весной 1936 года вышел на первые испытания. Достаточно быстро выявились проблемы, связанные с боевым отделением. Дело в том, что танк сохранил компоновочную схему CV 33, по которой командир/наводчик/заряжающий и механик-водитель сидели плечом к плечу. Когда речь шла про неподвижную орудийную установку, проблема не выглядела столь очевидной, а переделка в «полноценный» танк привела к явной тесноте. Кроме того, идея с лобовым листом подбашенной коробки, установленным под углом 90 градусов, оказалась не самой удачной. В результате танк довольно быстро переделали. Теперь лоб корпуса был немного под наклоном, что выкроило немного больше места.

Слишком сильно торчащая вперед орудийная установка стала причиной проблем

Слишком сильно торчащая вперед орудийная установка стала причиной проблем

Идея конструкторов Ansaldo была хорошей, а вот с ее исполнением дела обстояли далеко не лучшим образом. Стремление воткнуть в башню и пушку, и спаренный с ней пулемет привели к неоднозначному результату. Дело в том, что ограниченные габариты подбашенной коробки не позволяли сделать башню достаточно крупной. При этом еще имелся и лимит по массе. Боевая масса Carro d’Assalto Mod.36 достигла 5 тонн, а при текущих габаритах дальнейший рост массы грозил большими проблемами. Касалось это и подвижности машины, и надежности. Поэтому C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, главный надзорный орган итальянской армии по механизации) в ноябре 1935 года утвердил довольно странную башню. Она была небольшой по габаритам, но за счет вынесенной далеко вперед орудийной установки влезла и пушка, и пулемет. Но ведь никто же не спрашивал, как всё это вращается, не так ли?

Переработанный танк с новой башней

Переработанный танк с новой башней

Подробностей испытаний, которые начались весной 1936 года, нет, но результат получился явно не тот, какой ожидали. Спаренная установка 37-мм пушки Cannone da 37/26 и пулемета Scotti получилась неудобной, кроме того, явно перегруженная в носовой части башня не очень-то хорошо вращалась. C.S.M. явно о чем-то догадывалась, поскольку вскоре появилась идея немного иной конструкции. В башне поставили два пулемета Scotti, а пушку перенесли в корпус. При этом экипаж остался тот же — 2 человека.

Получилось, откровенно говоря, не лучше

Получилось, откровенно говоря, не лучше

Именно этот танк в спецификации и нес обозначение Carro d’Assalto Mod.36. О выдающейся подвижности говорить было как-то неловко, поскольку мотор оставался тот же, что и у CV 33. Поэтому максимальная скорость не превышала 28 км/ч. Кроме того, сама по себе концепция танка, который имел два яруса вооружения на одного человека, выглядела странно. Видимо, в C.S.M. решили, что раз будущий Carro Armato M 11-39 имеет два яруса вооружения, то пусть и более легкий танк получится таким же.

Предложение C.S.M. лета 1936 года. Внизу будущий Carro Armato M 11-39

Предложение C.S.M. лета 1936 года. Внизу будущий Carro Armato M 11-39

По итогам же получилась еще более странная конструкция. Про ее испытания тоже как-то не особо распространяются, но еще в июне 1936 года C.S.M. предусмотрела гениальную идею. Звучала она просто: а давайте вообще уберем башню. При этом машина получилась легче, а максимальная скорость возрастала до 28,5 км/ч. Немного помучившись с башенной версией Carro d’Assalto Mod.36, «голову» таки убрали.

Финальная конфигурация машины

Финальная конфигурация машины

По результатам финальная версия танка, которая и именовалась, к 1938 году, как Ansaldo 5 T, превратилась в большой знак вопроса. Начав с улучшения CV 33, создатели машины пришли обратно к CV 33. Только теперь вооружение было чисто пушечным, а также появилась более совершенная ходовая часть. Пока итальянцы занимались не совсем понятно чем, чехи создали семейство танкеток Praga AH-IV. Выглядели они явно лучше, чем перспективная разработка Ansaldo. Больше того, даже «базовая» танкетка, к тому моменту Carro Armato L 3, имела куда больше перспектив. Это и стало причиной закрытия программы Ansaldo 5 T в конце 1938 года.

Весь плюс разработки танка оказался в новой ходовой части

Весь плюс разработки танка оказался в новой ходовой части

Единственным положительным моментом всей этой печальной истории стала ходовая часть. Когда в 1937 года FIAT и Ansaldo начали совместную разработку нового танка, за основу взяли наработки по Ansaldo 5 T. А в декабре 1938 года появилась спецификация на Carro M da 7 T. С него и начались работы по будущему Carro Armato L 6. Ну а Ansaldo 5 T стал примером, как не надо модернизировать танкетку.

Список источников:

      1. Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.1 (Dalle origini fino al 1939), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
      2. Carro L6. Carri leggeri, semoventi, derivati, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2007
      3. Фотоархив автора
      4. eBay
      5. tanks-encyclopedia.com/rossini-cv-3-light-tank-prototype

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/italianskie-stradaniia-na-temu-legkogo-tanka-615ec72ed45793353b5e2d00

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account