Рассказ о хвосте танка Т-18 (МС-1), единственный оригинальный образец которого появился в коллекции Музея отечественной военной истории
С момента появления танков их конструкция постоянно совершенствовалась. Некоторые технические решения оказывались не самыми удачными и быстро уходили в небытие. Например, задние поворотные колеса на Tank Mark I довольно быстро убрали, поскольку решение оказалось не лучшим. Какие-то решения оказывались, можно сказать, мигающими, то есть они то появлялись, то исчезали, то снова возвращались. Это было связано, в том числе, и с необходимостью подобных приспособлений. Выглядели они нередко архаично, но при этом вполне работали.
Одним из ярких примеров подобных «мигающих» приспособлений стал хвост, впервые появившийся на Schneider CA 1, первом французском серийном танке. Собственно говоря, наиболее массово их применяли как раз французы, от них его позаимствовали инженеры в других странах. Исчез хвост в начале 30-х годов, но эксперименты с ним проводились и в других странах. Касалось это и Советского Союза, где хвост применялся на бронетехнике, создававшейся в ГКБ ОАТ.
В случае с самыми первыми танками несложно заметить, что они имели очень характерную ромбовидную форму. Связано это было с двумя факторами — необходимостью перелезать через высокие вертикальные препятствия, а также требованиями по длине преодолеваемых траншей и рвов. Неслучайно «Маленький Вилли» с откровенно «тракторной» ходовой частью превратился в знаменитый «ромб». Некоторые особенности конструкции «ромбов», а именно задранный вверх передний сегмент ходовой части, позже можно было видеть на ряде танков. А вот слишком длинная ходовая часть популярность потеряла довольно быстро. Управлялся данный танк как трамвай.
У французов их Schneider CA 1 имел более «тракторное» шасси, но со своими нюансами. Во-первых, спереди корпус был «заостроен», что позволяло залезать на траншею. Во-вторых, еще на опытном образце танка имелся двойной «хвост», который несколько увеличивал длину машины. За счет этого максимальная длина преодолеваемой траншеи возрастала. Впрочем, классический хвост появился позже — на Renault FT. Это шасси стало лучшим в годы Первой мировой войны. Вынесенные далеко вперед ленивцы исключали утыкание носовой части корпуса в препятствие, а хвост, легкий и весьма компактный, позволял перелезать через довольно длинные препятствия.
С учетом того факта, что Renault FT являлся одним из основных объектов подражания в 20-е годы, неудивительно распространение хвоста. И если для каких-то танков данный элемент являлся приятным дополнением, которое немного повышало проходимость, то для некоторых хвост оказался жизненной необходимостью. Например, для FIAT 3000, первого в мире серийного танка с поперечным расположением двигателя. Сделано это было в связи с необходимостью снизить боевую массу танка, поскольку Renault FT оказался тяжеловат для основной массы итальянских грузовиков. Итальянская версия французского танка получилась более легкой, но и более короткой. Так что хвост был очень кстати.
Еще более актуальным хвост оказался для танка сопровождения, который в 1924 году стали проектировать в Техническом отделе ГУВП (позже ГКБ ОАТ). Изначально его боевая масса должна была составлять 3 тонны, позже планку повысили до 4, а далее она дошла до 5 тонн. В любом случае, танк получался еще короче, чем FIAT 3000, при этом траншеи уже не стали. Поэтому у будущего Т-18 изначально хвост предполагался куда более массивным, чем у его идеологического предшественника. Для понимания важности хвоста для Т-18, достаточно знать один факт. При общей длине танка 4380 мм непосредственно на корпус приходилось 3470 мм. Остальное — это хвост.
Между тем, для серийного Т-18 хвост стал далеко не одним средство повышения проходимости. В виду того, что танк получился коротким, на нем было не так много места для размещения шанцевого инструмента. Максимум можно разместить чего-то на надмоторной плите. Между тем, танки всё больше обрастали инструментом и другими принадлежностями. Уже на Renault FT хвост начал постепенно становиться основанием для размещения каких-то вещей. Но до Т-18 ему было, конечно, далеко.
Согласно документации, на хвосте Т-18 располагалось много чего полезного. Во-первых, лопата БСЛ-110, ее установили с левой стороны. Внутри разместились крепления запасных траков, больше их девать было банально некуда. Сверху появились крепления, на которых устанавливался реечный домкрат, имевший железнодорожное происхождение (позже он стал танковым, похожая ситуация была и с реечными домкратами в ряде стран). Наконец, сверху крепился тент. Поскольку хвост был не только длиннее, но и шире, чем у Renault FT, всё это богатство спокойно на нем разместилось.
Развитый хвост стал визитной карточкой детищ ГКБ ОАТ. Как это было частым явлением для разработок Шукалова и Заславского, удачное техническое решение транслировалось, с минимальными изменениями, на другие танки, начиная с танкетки Т-17 и заканчивая маневренными танками Т-12/Т-24. И если на Т-17 хвост смотрелся вполне естественно (всё же машина короткая), то на Т-12, чья длина без хвоста составляла 5870 мм, он выглядел уже каким-то придатком, не особо чтобы необходимым. Тем более, что задний свес у танка получился минимальным, он мало чем мог задеть землю при выходе из окопа или рва.
Собственно говоря, растущая длина танков стала главной причиной тому, почему от хвоста стали отказываться по всему миру. У нас первым танком без хвоста стал Т-19, который получился длиннее, чем Т-18 с хвостом. Не был он нужен и на Т-26, хотя для его прародителя, Vickers Mk.E, прорабатывались устройства для преодоления траншей (дальше экспериментов дело не продвинулось, что намекает на отсутствие большого интереса). Последними, кто активно ставил на танки хвосты (причем они появились уже после запуска танков в серию), оказались французы. Почему, понятно из характеристик их легких танков. Длина без хвоста составляла чуть больше 4 метров, для преодоления траншей маловато.
Увы, хвосты Т-18 разделили судьбу других навесных и внутренних элементов Т-18. Когда танки стали отправлять на укрепрайоны, где их использовали как неподвижные огневые точки, хвост снимали. В результате считалось, что ни одного хвоста до наших дней не сохранилось. То, что на танке, который сейчас находится в Музее отечественной военной истории, сохранилась лобовая литая деталь корпуса, уже чудо. Как и наличие настоящего трака (он послужил образцом), частей подвески итд. Хвост пришлось делать по сохранившейся заводской документации и снимкам.
Уже дальше для этого танка удалось найти родной ствол 37-мм пушки «Гочкис», а совсем недавно случилось еще одно маленькое чудо. Обнаружился настоящий хвост Т-18 почти комплектный. Самое интересное, что новодельный хвост от родного отличается минимально, то есть сделали хорошо. После реставрации он займет место на танке. Осталось еще одно маленькое чудо — найти мотор. На фоне того, что для этого танка уже находилось, уже можно верить в чудеса.
Список источников:
- РГВА
- ЦГА СПб
источник: https://dzen.ru/a/Zw4iCTA8gSnK-uiW