Вторую мировую войну английская армия встретила в крайне сложном положении. Политика «умиротворения» позволила выиграть год мира, за который удалось наладить серийное производство нескольких видов танков. Но назвать английскую армию того периода готовой к войне очень сложно. Это хорошо видно по итогам боёв во Франции в мае 1940 года. Здесь в составе Британского экспедиционного корпуса находилось сразу четыре типа крейсерских танков. Среди них имелся и Cruiser Tank Mk.II, пожалуй, самый противоречивый танк из этой четвёрки.
Полупехотный танк
История Cruiser Tank Mk.II началась весной 1936 года. В апреле на испытания вышел опытный Tank, Experimental, Medium, A9E1, который разрабатывался в рамках программы создания машин среднего класса. Со средними танками у англичан к тому моменту была беда — работы по преемнику для Medium Tank Mk.II продолжались уже почти 10 лет. Новая машина, работа над которой велась под руководством Лесли Литтла, показала себя более надёжной, чем неудачливые предшественники. Прежде всего, это касается подвески, с которой у англичан постоянно что-то не клеилось. Кроме того, машина получилась легче и меньше, и это при равной толщине брони, а также сопоставимой огневой мощи. Вдобавок A9E1 имел вполне удовлетворительную подвижность. Наконец-то появился танк, способный сменить Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II.
Танк A9E1 стал рассматриваться и как перспективная платформа для создания машины другого типа. Дело в том, что ещё в 1934 году в Великобритании появилась спецификация на два типа пехотных танков — лёгкого и среднего. Лёгкая машина получила индекс A11, после ряда метаморфоз её приняли на вооружение как Infantry Tank Mk.I. Спецификация на другой, средний танк, предусматривала создание машины с вооружением в виде 2-фунтовой пушки и пулемёта, толщина её брони составляла 25 мм. На Vickers-Armstrongs появилась идея создать такую машину на базе A9, тем более что даже при усилении брони до 1 дюйма (25,4 мм) максимальная скорость танка всё равно превысила бы требуемые в тактико-технических требованиях 16 км/ч. Кроме того, у машины уже имелась трёхместная башня, которая фигурировала в спецификации на пехотный танк среднего класса.
Первые проблемы начались ещё в момент разработки машины, получившей обозначение A10. Дело в том, что английские военные изменили требования по защищённости танка. Теперь они хотели 60 мм брони. К такому резкому увеличению массы шасси A9 оказалось не готово. В результате появился компромиссный вариант — с бронёй 30 мм. От противотанковой пушки она защитить не могла, но огонь 20-мм автоматической пушки вполне держала.
Вряд ли английские военные были в восторге от такой идеи, но всё же Vickers-Armstrong получила добро на постройку опытного образца Experimental Tank A10E1. Эта машина, получившая WD-номер T.1479 и регистрационный номер BMM835, вышла на испытания в июле 1937 года.
Experimental Tank A10E1, 1937 год. Хорошо видно, насколько изменилась лобовая часть танка
Из-за утолщения брони немного изменилась и башня
Первоначально кормовая часть машины также немного отличалась от исходной
С технической точки зрения танк практически полностью повторял своего предшественника. Сохранился даже 120-сильный двигатель Rolls-Royce Phantom II, который на испытаниях A9E1 показал себя не лучшим образом. Главным отличием стала новая лобовая часть корпуса. Поскольку на пехотном варианте пулемётных башен не требовалось, от них отказались. Танк получил верхний лобовой лист корпуса с рациональным углом наклона. Была переделана и рубка механика-водителя. На верхнем лобовом листе корпуса появились специальные планки-отбойники, которые должны были отсекать пули и осколки снарядов. Также немного изменилась кормовая часть корпуса в районе моторного отделения. Гораздо меньше бросалась в глаза увеличившаяся толщина брони, это можно было заметить только на стыках листов. Из видимых изменений можно также отметить усиление бронировки механизмов ведущих колёс.
Демонтаж пулемётных башен позволил немного уменьшить массу, но всё равно A10E1 оказался более чем на тонну тяжелее прародителя. Такой оказалась плата за увеличение толщины брони. Проблемы с силовой установкой на данной машине оказались ещё более существенными, чем у предшественника. Между тем A10E1 перестали рассматривать в качестве пехотного танка, поскольку начались работы по A12, более известному как Matilda. У этой машины толщину брони увеличили до 75 мм, чего с лихвой хватало для соответствия требованиям военных по защите.
Тем не менее участь остаться опытной машиной A10 не грозила. Дело в том, что в английской армии отказались от такого термина, как средний танк. Вместо них появились крейсерские танки, обладавшие высокой подвижностью, но без толстой брони. Правда, к тому моменту ни одного серийного крейсерского танка ещё не существовало, так что в этот разряд записали A9. Что же касается A10, то он стал Heavy Cruiser Tank, то есть «тяжёлым крейсерским танком». Как и в случае с A9, выглядело это решение как вынужденная мера. Уж чем, а высокой подвижностью A10 явно не мог похвастаться. Конечно, 25,6 км/ч были не теми 16 км/ч, что требовались от пехотного танка, но даже на фоне 40 км/ч, которые развивал A9, это выглядело довольно скромно.
Внутреннее устройство отделения управления A10. Слева от механика-водителя топливный бак
Переквалификация в «тяжёлый крейсер» отразилась на внешнем виде A10E1. Машина отправилась на переделку, после чего её внешний вид заметно преобразился. Изменению подверглась надмоторная плита, поскольку вместо Rolls-Royce Phantom II в танк установили другой двигатель — AEC A179 мощностью 150 лошадиных сил. Концепция крейсерского танка подразумевала наличие курсового пулемёта. От идеи ставить пулемётную башенку конструкторы отказались, вместо неё танк получил сильно расширенное отделение управления. Механика-водителя сместили влево, а справа появилось место пулемётчика. С самого начала там предполагалось установить танковый пулемёт BESA (лицензионную версию чехословацкого станового пулемёта ZB.53), но к моменту испытаний его ещё не существовало в металле. По данной причине вместо пулемёта был установлен макет.
Переделанный A10E1. В танке появилось место пулемётчика. Из-за отсутствия пулемёта BESA на машине стоит макет
Испытания показали, что машина имеет вполне удовлетворительные характеристики. Был построен и второй опытный образец, получивший обозначение A10E2. Целью его постройки была отработка ходовой части для пехотного танка с кодовым обозначением Valentine. Машину догрузили до боевой массы будущего пехотного танка.
Между Cruiser Tank Mk.I и Valentine
По итогам испытаний A10E1 в конструкцию танка была внесена очередная порция изменений. Башня лишилась командирской башенки. Её переделки оказались аналогичны тем, которым подверглась серийная башня A9 Mk.I. Разница была лишь в более толстой броне. Ряд изменений претерпела и носовая часть корпуса, а также её внутреннее оборудование. В финальной версии справа от механика-водителя появился дополнительный топливный бак ёмкостью 143 литра. Это заметно увеличивало дальность действия танка, но вряд ли механики-водители положительно оценили такого «соседа». Сидеть в обнимку со 143 литрами бензина, которые плескались в самой поражаемой зоне танка — это не лучший подарок. В финальной версии танк, получивший обозначение A10 Mk.I, имел боевую массу 14 тонн, что было почти на полторы тонны больше, чем у A9 Mk.I. Разумеется, такой перегруз не прошёл бесследно.
Производство Cruiser Tank Mk.IIA. Позже его место в цехах занял Valentine
В отличие от A9 Mk.I, сама Vickers-Armstrongs от производства A10 почти самоустранилась. Помимо того, что у фирмы уже и так был контракт на выпуск A9 Mk.I, вовсю шли работы по Infantry Tank Mk.III. A10 оказался буквально третьим лишним. Завод Elswick Works изготовил всего 10 A10 Mk.I с WD-номерами T.8091 – T.8100 и регистрационными номерами PMX448 – PMX457. Гораздо больший по объёму контракт достался Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Там изготовили 75 танков с WD-номерами T.5909 – T.5983 и регистрационными номерами RMV264 – RMV338. Ещё 75 танков выпустила Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), являвшаяся одним из филиалов Vickers-Armstrongs. Выпущенные там машины имели WD-номера T.9191 – T.9265, при этом регистрационных номеров данные танки уже не получили. Наконец, самый большой контракт на выпуск 100 A10 предполагалось заключить с компанией R. W. Crabtree and Sons. Фактически же он оказался сокращён до 10 танков с WD-номерами T.15115 – 15124.
Подавляющее большинство фотографий серийных Cruiser Tank Mk.II — это снимки трофеев. Здесь хорошо видно, что на месте курсового пулемёта зияет дыра
Первые танки стали покидать заводы в конце 1939 года. В тот момент шёл переход британских танков с пулемётов Vickers на BESA, и он самым прямым образом сказался на «тяжёлых крейсерах». Дело в том, что установка курсового пулемёта рассчитывалась на BESA, а вот в башне стоял спаренный Vickers. Патроны у этих пулемётов были разного калибра. Даже англичане не могли себе позволить такого разнобоя по боеприпасам. В результате серийные A10 Mk.I ездили вообще без курсовых пулемётов, а также без пулемётчиков.
Габаритная схема Cruiser Tank Mk.IIA
Неудивительно, что A10 Mk.I надолго в серии не задержался. Всего их выпустили 45 штук, из них 12 изготовили на MCCW и 13 на BRC&W. Помимо спаренных пулемётов Vickers, эти машины отличались дополнительным бронированием лобовой части башни. Аналогичную броню получали и Cruiser Tank Mk.IV. В британской армии эти машины надолго не задержались: после разгрома Британского экспедиционного корпуса они почти перестали мелькать на фотографиях.
Cruiser Tank Mk.IIA, основная версия Cruiser Tank Mk.II
Примерно с весны 1940 года в серию пошла новая модификация танка, получившая обозначение A10 Mk.IIA. Её главным отличием стало появление орудийной установки №3, такая же использовалась на части Cruiser Tank Mk.IVA. В ней с 2-фунтовой пушкой был спарен пулемёт BESA, в корпус вернулись курсовой пулемёт и пулемётчик. Эта версия танка стала самой массовой. Примерно в это же время появилась и другая модификация — A10 Mk.IA CS, оснащённая 94-мм гаубицей. Было изготовлено 30 таких танков поддержки. Их выпускала MCCW.
В ходе испытаний. Машина получилась более защищённой, чем A9, но менее подвижной
Пик производства A10 пришёлся на весну-лето 1940 года. С июня 1940 года эти машины сменили обозначение: A10 Mk.I стал Cruiser Tank Mk.II, более поздние версии стали обозначать как Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IIA CS. Результаты боевых действий во Франции показали, что у машины нет будущего. Осенью 1940 года её производство потихоньку стало сворачиваться в пользу Infantry Tank Mk.III. Последними перестали выпускать эти машины на заводе R. W. Crabtree and Sons. Постоянные задержки привели к тому, что последние танки были сданы в июле 1941 года. К тому времени их армейская карьера подошла к закату.
Неспешный и аварийный
Во многих публикациях, посвящённых английским танкам, «мальчиком для битья» выступает крейсерский танк Covenanter. Ряд просчётов при его разработке привёл к тому, что в бой эти танки так и не пошли. Но существовал ещё один танк, который довольно долго провоевал, но при этом вполне мог поспорить с Covenanter по уровню аварийности. Речь идёт о Cruiser Tank Mk.II.
Единственная фотография Cruiser Tank Mk.II во Франции, на которой машина запечатлена не в брошенном или подбитом виде
Первые Cruiser Tank Mk.II стали поступать в войска с начала 1940 года. Это были танки первой серии, оснащённые спаренными пулемётами Vickers и без курсовых пулемётов. До конца июня 1940 года в Королевский танковый корпус поступило 42 Cruiser Tank Mk.II, включая первые Cruiser Tank Mk.IIA. Первым делом машины шли на комплектование 1-й бронетанковой дивизии. Из-за того, что производство только налаживалось, поступление машин шло довольно медленно. К апрелю 1940 года в 1-й бронетанковой дивизии числилось 11 машин данного типа, к маю 19, а к началу боевых действий в соединении был 31 танк. Танкисты не успевали осваивать машины, что в сочетании с вполне ожидаемыми проблемами самих танков начального выпуска оказало влияние на результаты первого боевого применения A10.
Таким было типичное состояние Cruiser Tank Mk.II во французской кампании
Переход немцев 10 мая 1940 года от позиционной войны к наступлению застал англичан врасплох. К тому моменту 1-я бронетанковая дивизия всё ещё находилась в Англии на доукомплектовании. Начиная с 20 мая части дивизии начали высаживаться в портах Кале и Шербура. Первым в бой пошёл 3-й королевский танковый полк. Итог боёв оказался печальным: по состоянию на 25 мая из 30 крейсерских танков в строю осталось всего 3. Общие же потери дивизии к концу мая оставили 89 крейсерских танков, включая 17 Cruiser Tank Mk.II.
Теряли эти машины в основном не от вражеского огня. В немецких фронтовых альбомах полно снимков Cruiser Tank Mk.II, брошенных на обочинах и скинутых в кюветы. Причиной тому стали многочисленные технические неисправности, которые сопровождали эту машину. Ничего удивительного в этом нет: при той же технической начинке, что и у Cruiser Tank Mk.I, машина потяжелела на полторы тонны. С учётом того, что и прародитель не отличался надёжностью, подобный финал был предсказуем. Только 2 Cruiser Tank Mk.II были потеряны от вражеского огня, оставшиеся 12 танков стали жертвами технических неисправностей.
Танкисты из 342 CACC и их новая матчасть
26 мая началась операция «Динамо» — эвакуация Британского экспедиционного корпуса из Франции. Вместе с ними эвакуировались и французские части. Подразделения 1-й бронетанковой дивизии участвовали в обороне Дюнкерка и Кале, откуда шла эвакуация. Из Франции удалось эвакуировать часть личного состава дивизии, но основная часть танков, в том числе все крейсерские, осталась во Франции.
В момент эвакуации английские танки на очень короткое время оказались в составе французской армии. После эвакуации экипажей из состава 5 RTR несколько танков оказалось в распоряжении французского 342-го отдельного танкового полка, который вернулся из Норвегии, где потерял все свои Hotchkiss H 39. На сей раз французские танкисты решили сражаться до конца. В их распоряжении оказалось 10 английских крейсерских танков, включая несколько Cruiser Tank Mk.II. Увы, никакой подробной информации по применению в составе 342 CACC английских машин нет. Наверняка можно утверждать лишь одно — они приняли посильное участие в обороне Кале, откуда эвакуировались французские и английские войска.
Так Cruiser Tank Mk.II именовался в немецкой армии. Страница из немецкого руководства
В результате кампании мая-июня 1940 года все Cruiser Tank Mk.II Британского экспедиционного корпуса оказались трофеями немецкой армии. Брать на вооружение английские трофеи немцы не спешили. Брошенные то здесь, то там машины дали большую пищу для размышлений. Даже в качестве учебных танков Cruiser Tank Mk.II выглядели весьма сомнительным приобретением.
Panzerkampfwagen Mk II 742(e) в качестве учебной машины
В немецкой армии Cruiser Tank Mk.II получили обозначение Kreuzer Panzerkampfwagen Mk II 742(e). Судьба большинства машин оказалась примерно такой же, как и у Cruiser Tank Mk.I — трофейные выставки и свалки. Тем не менее как минимум пара танков попала в учебные части. Кроме того, один танк оказался на полигоне в Куммерсдорфе. В апреле 1945 года в числе других трофеев его пустили в бой против частей Красной Армии. Итог оказался вполне предсказуемым: танк сломался, и его скинули в кювет.
Прибытие Cruiser Tank Mk.IIA из 1-й бронетанковой дивизии в Каир, 1941 год
Высокая аварийность Cruiser Tank Mk.II отнюдь не привела к финалу его боевой карьеры. С июля 1940 года планировалось начать поставки этих машин в Северную Африку, где британцы сражались против итальянцев. Но фактически они стали поступать туда с осени 1940 года, причём в сравнительно небольших объёмах. Это были уже танки модификации Cruiser Tank Mk.IIA с пулемётами BESA. Как и Cruiser Tank Mk.I, эти машины получили бортовой экран с левой стороны, благодаря которому поднималось меньше пыли. Также часть танков получила дополнительный топливный бак. Он, конечно, увеличивал дальность хода танка, но зачем было ставить 135 литров бензина спереди на левом крыле — хороший вопрос. Не попасть в него было трудно, а последствия такого попадания несложно представить.
Cruiser Tank Mk.IIA CS, потерянный в Греции. Причиной потери послужили механические неисправности
По-настоящему массово Cruiser Tank Mk.II стали поступать в Северную Африку с начала 1941 года. Уже к 1 апреля здесь был 101 такой танк, включая 12 Cruiser Tank Mk.IIA CS. На тот момент эта машина оказалась самым массовым крейсерским танком в регионе.
Технические проблемы продолжали преследовать Cruiser Tank Mk.II. Дополнительной нагрузкой для танка стали пыль и высокая температура. Массово выявлялись проблемы со сцеплением. От африканского климата страдали элементы подвески, бандажи катков и траки. Воевать английским танкистам приходилось не только с противником, но и с капризной техникой.
Подобные картины на дорогах Греции весной 1941 года были обычными
Но апофеозом механических проблем обернулось применение этих танков в Греции. Ожидая немецкого наступления, англичане направили туда 3-й королевский танковый полк (RTR), на вооружении которого находились Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IVA. В ходе боёв за Грецию 3 RTR практически не имел потерь от вражеского огня. Капризная техника победила сама себя. Симптомы оказались теми же, что и в Северной Африке. Ситуацию усугубила острая нехватка запчастей. Брошенные на обочинах Cruiser Tank Mk.IIA стали символом английского участия в Греческой кампании весной 1941 года. 27 апреля личный состав 3 RTR погрузился на транспорты для отправки на Крит, почти никак не повлияв на исход сражения за Грецию.
Valentine II и Cruiser Tank Mk.IIA в качестве учебных танков. Кипр, май 1942 года
Северная Африка стала единственным местом, где Cruiser Tank Mk.II хоть как-то себя проявил. Помогала, хотя и далеко не всегда, довольно толстая броня. Эти танки сыграли весьма важную роль в боях весны-лета 1941 года. Меры по приведению матчасти в рабочее состояние постепенно дали результаты. К сентябрю 1941 года аварийность снизилась. Из 42 числившихся танков 31 был в рабочем состоянии и готов к боевым действиям. К началу ноября число работоспособных машин выросло до 52.
Тем не менее судьба танков к тому моменту уже была решена. Операция «Крестоносец» стала последней, в которой крейсерские танки ранних типов (Mk.I–IV) принимали участие как машины первой линии. Появление более совершенных машин английского и американского производства позволило убрать устаревшие танки в резерв. На Кипре Cruiser Tank Mk.IIA использовались вплоть до начала 1943 года. Также имела место попытка сделать на базе Cruiser Tank Mk.II мостоукладчик, но выяснилось, что для этих целей даже Covenanter подходят лучше.
Опытный мостоукладчик на базе Cruiser Tank Mk.II
Оставшиеся в метрополии Cruiser Tank Mk.II использовались как учебные машины. От этой роли их освободили в начале 1943 года, признав окончательно устаревшими. Одному танку повезло: Cruiser Tank Mk.IIA CS ныне находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Недавно удалось обнаружить останки ещё одного танка данного типа. Группа энтузиастов пытается восстановить эту машину.
Судьба Cruiser Tank Mk.II стала наглядной демонстрацией того, насколько запущенной оказалась ситуация в английском танкостроении на начальном этапе Второй мировой войны. После такого не стоит удивляться, что поступившие на вооружение в августе 1941 года американские Light Tank M3 английские танкисты восприняли с большим энтузиазмом. В отношении английской армии слова о том, что её спас ленд-лиз, можно произносить безо всякой тени сомнения.
Источник – https://warspot.ru/10939-hoteli-kak-luchshe