Юрий Пашолок. High Speed Tractor M5. Скоростной гусеничный тягач из Чикаго
К началу Второй мировой ситуация с гусеничными тягачами в американской армии была крайне сложной. Когда рассказывают о том, как всё плохо было с тягачами в Красной Армии, почему-то оставляют за скобками творившееся у американцев. Между тем, типичным американским гусеничным тягачом являлся самый обычный гусеничный трактор. Тот же Medium Tractor M1 — это, по сути, прямой аналог нашего С-65, то есть обычный трактор. Дальше их чуть доработали, что позволило поднять максимальную скорость, но сильно лучше от этого не стало. Так что пришлось срочно создавать линейку быстроходных артиллерийских тягачей.
В ходе Великой Отечественной войны США поставляли в СССР не только грузовики, но и гусеничные артиллерийские тягачи. Большинство из них представляло собой вариацию на тему гусеничного трактора, похожего на «Сталинца» С-65. Один из них, Caterpillar D7, позже стал советским «Сталинцем» С-80. Вместе с тем, была и модель, которая в полной мере являлась современным быстроходным артиллерийским тягачом. Речь идет о High Speed Tractor M5, весьма неординарной машине, выпускавшейся International Harvrster. Один такой тягач есть в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.
В случае с International Harverster сложилась довольно занятная ситуация. IHC (International Harvester Company), которая располагала 7 заводами, очень активно участвовала в производстве военной продукции. Другой вопрос, каким образом это происходило. Например, из конкурса на армейские грузовики IHC частично отодвинули. В результате гамма грузовых машин Intrernational производилась для флота, который был победнее, да и объемы выпуска куда пожиже. 56836 армейских грузовиков всех типов — как-то бедно, согласитесь.
Не менее занятная ситуация была и с полугусеничными машинами. Вроде бы и много сдали (13622 штук всех типов), но предназначались они, прежде всего, для зарубежных поставок. То есть по программе ленд-лиза. Туда же, кстати, уехала и значительная часть грузовиков. Советский Союз в 1942-45 годах получил 3100 грузовиков модели M-5H-6. Более существенным был выпуск гусеничных тракторов, которые производились силами завода Tractor Works в Чикаго. Основной продукцией из Чикаго были коммерческие трактора, их в 1942-45 годах сдали 39722 штуки. Выпускали и военные версии тракторов, некоторые из них (TD-14 и TD-18) поставлялись в СССР. На фоне 2106 Allis-Chalmers HD7W, самого массового трактора ленд-лиза, суммарные 740 тракторов IHC смотрятся скромно, но тем не менее.
Была, впрочем, модель, которая явно выбивалась из общего ряда тягачей IHC. Как и из общей линейки быстроходных американских тракторов, работы по которым запустили с 1940 года. Об истории разработки стоит поговорить потом и более подробно. Сейчас же стоит упомянуть ключевые точки. Для начала, Департамент Вооружений поступил в духе немецкого 6-го отдела Департамента Вооружений. То есть у производителей имелась относительная свобода, особенно что касается ходовой части. Она, в той или иной степени, всё равно создавалась под колпаком Департамента Вооружений. Поначалу там были налицо откровенно «танковые» решения, далее внесли определенные изменения, связанные со спецификой артиллерийских тягачей.
В полной мере это касалось и High Speed Tractor T20/T21, работы по которым начались в 1941 году. Из двух образцов выбрали более простой, T21. Он отличался более «танковой» ходовой частью, которую, впрочем, всё равно пришлось дорабатывать. По этой причине стандартизированный в октябре 1942 года Tractor, High Speed, 13-ton, M5, имел ряд отличий от предшественников. Они, впрочем, оказались не принципиальными. Общая концепция тягача осталась неизменной, а сама машина стала самым массовым американским гусеничным артиллерийским тягачом специальной разработки. Но не самым массовым быстроходным трактором — HST M2 выпустили значительно больше.
Создавался 13-тонный быстроходный трактор под вполне определенные задачи. Требовался скоростной тягач для 105-мм гаубицы M2A1 и 155-мм гаубицы M1. Исходя из советской системы мехтяги, M5 HST попадал примерно в ту же нишу, что и гусеничные тягачи семейства Я-11/Я-12/Я-13. Машина создавалась максимально компактной, что привнесло свою специфику. Так или иначе, но детище International получилось едва ли не самым удачным американским быстроходным тягачом. Хотя и со своей спецификой.
Несмотря на компактность, по факту M5 HST оказался примерно в тех же габаритах, что и Я-12. При этом американская машина обладала более чем в 2 раза мощным двигателем. За счет этого обеспечивалась и более высокая скорость — до 56 км/ч. Это означало, что по подвижности американский средний артиллерийский тягач был равен немецким полугусеничным тягачам. А по проходимости его превосходил. Помимо водителя и 8 человек расчета, M5 HST мог везти либо 56 выстрелов к 105-мм гаубице, либо 24 выстрела к 155-мм гаубице.
Компактность, надо сказать, вышла боком. В ходе боевой эксплуатации появились жалобы на компоновку кабины. В результате с 1945 года начался выпуск модернизированной модели, HST M5A1. Она получила кабину, похожую на High Speed Tractor M4. Новая кабина не только улучшила комфорт, но и позволила увеличить экипаж до 11 человек. Также M5A1 получил кольцевую турель для крупнокалиберного пулемета Browning M2 HB. Сам M5 HST дорабатывали. В ходе производства появилась кольцевая турель и переделанная крыша, частично жесткая. Позже появился M5A2 с модернизированной ходовой частью, а также послевоенные доработки M5 и M5A1, известные как HST M5A4 и M5A3 соответственно.
Значительная часть M5 HST, впрочем, прослужила в неизменном виде. Не то, чтобы их сохранилось очень много, но большой редкостью они не являются. Да и выпустили их приличное количество — 5290 M5, плюс 582 M5A1. Скорее тут дело в том, что американские быстроходные тягачи находятся несколько в тени. Они не так известны, как «хальфтраки», потому и интерес к ним ниже. Хотя машина интересная, да и вполне попадается как исходник для реставрации. В Музее Техники Вадима Задорожного как раз такой экземпляр. Немного подуставший, но комплектный.
172 тягача данного типа попало в Советский Союз по программе ленд-лиза. Это отдельная тема, но пару фактов упомянуть стоит. Во-первых, сначала суровые советские артиллеристы пытались запрячь в него 210-мм пушку БР-17. Но что-то пошло не так. То же самое случилось и с 203-мм гаубицей Б-4. Происходили издевательства над американской машиной в апреле 1944 года. Во-вторых, когда командование ГАУ КА поинтересовалось у Гороховецкого АНИОП, как там дела с испытаниями возкой корпусной артиллерии, из Мулино пришел невразумительный ответ. Опять про Б-4 и БР-17. В результате было приказано прекратить ломать комедию. К тому времени трактор М-5, как его обозначали, уже оказались на фронте. Они спокойно таскали 122-мм пушки А-19, а также 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. А еще за них могли впрягать аж две 85-мм зенитки 52-К. Одним словом, своё место в системе мехтяги Красной Армии американские тягачи нашли.
Нашли своё место данные тягачи и в отечественных музеях. Первый такой тягач оказался в Верхней Пышме, второй образовался в Музее Техники Вадима Задорожного. В обоих случаях машины основной серии, без послевоенных модернизаций по крыше и большинству элементов. Единственное, что бросается в глаза — это траки T36E6, металлические, с развитыми грунтозацепами и резиновыми подушками с внутренней стороны. Но про такие нюансы не знают и специалисты, плюс они вполне присутствуют на тракторах М-5, которые поставлялись в Советском Союзе.
M5 HST имеет типичную «танковую» компоновку, с мотором сзади, ведущими колесами спереди и ходовой частью, здорово напоминающей Light Tank M3/M5. Есть нюасы вроде центрального бруса, необходимого для усиления ходовой части, но в целом прародитель вполне угадывается. Собственно говоря, зачем что-то менять, если и так работает? Разработанная Гарри Ноксом система ходовой части успешно использовалась и на танках, и на быстроходных тягачах. Ну а поскольку боевая масса M5 HST не отличалась от танка, особого смысла что-то глобально менять не имело.
Для того, чтобы вытаскивать себя самостоятельно, в носовой части корпуса M5 HST установили лебедку Garwood, которая имела привод от двигателя. 90-метрового троса для таких задач вполне хватало, как и тяги почти в 7 тонн. Это, кстати, выгодно отличало M5 HST от модели M4 HST фирмы Allis-Chalmers. Там спереди лебедки не предусматривалось.
Выбранная компоновочная схема привела к тому, что машина имела необычную концепцию салона. Механик-водитель сидел спереди по центру, благодаря чему он обладал хорошей обзорностью. Само место водителя вынесли чуть вперед, на наклонный лобовой лист, в походном положении, могло опускаться лобовое стекло.
Внутри кабины места было немного, посему 8 человек расчета сидели вдоль бортов, по 4 с каждой стороны. Заходили они внутрь через дверцы в носовой части, необычно и несколько неудобно. Кроме того, на продольных сиденьях укачивало больше, чем на поперечных. Поэтому и появился HST M5A1, с кабиной, больше похожей на HST M4. Для защиты от непогоды имелся складной тент, но, судя по всему, он не очень нравился экипажам. С этим и связаны послевоенные переделки.
Если ходовая часть у HST M5 была близкой к танковой, то мотор, как и у других быстроходных тракторов, оказался оригинальным. Им стал рядный 6-цилиндровый двигатель Continental R6572 объемом 9,37 литров. Он развивал максимальную мощность 235 лошадиных сил при 2000 об/мин, для 13-тонной машины этого более чем достаточно. Силовую установку разместили довольно компактно, касалось это и системы охлаждения.
Главной причиной для такой компактности стал боезапас. Разместили его в двух больших ящиках по бокам от силовой установки. В обычном положении ящики не очевидны, но спереди и сзади есть дверки, которые открываются в боевом положении. Это позволяет оперативно пользоваться боеукладкой. Расчет мог перемещаться вдоль моторного отсека, с точки зрения работы это очень удобно.
О том, что тягач получился вполне удачным, говорит его долгая служба. В разных армиях мира M5 HST и его вариации служили несколько десятилетий. Кроме того, его можно назвать лучшим артиллерийским средним тягачом, который использовался в Красной Армии во время войны. Влияния на нашу программу разработки тягачей он, впрочем, не оказал. Тем не менее, машина интересная. Хорошо, что эту необычную машину можно видеть и в наших музеях.
Источник — https://dzen.ru/a/ZHh2eG3nOQONOsyl