Юрий Пашолок. Гусеничный дух гор из Бреслау

16

Юрий Пашолок. Гусеничный дух гор из Бреслау

Рассказ о единственном образце немецкого тракторе FAMO Rübezahl, сохранившемся до наших дней в оригинальной конфигурации

В случае с немецкой техникой времен Второй мировой войны сложилась целая масса стереотипов. Это и вера некоторых наивных людей в тотальную моторизацию вермахта, и мнимый порядок в немецкой автомобильной промышленности. На самом деле у немцев была, можно сказать, своя атмосфера. Несмотря на большое число автомобильных марок, немецкая армия постоянно ощущала острый недостаток в технике. Касалось это и такого вида техники, как артиллерийские тягачи.

FAMO Rübezahl в ходе динамического показа

FAMO Rübezahl в ходе динамического показа

Среди экспонатов, которые представлены на выставке «Моторы Войны», есть и немецкие машины. Одной из них, до недавних пор, был гусеничный трактор FAMO Rübezahl. Эта машина немного сводит посетителей с толку, поскольку все привыкли к быстроходным полугусеничным тягачам. Больше всего FAMO Rübezahl напоминает сельскохозяйственный трактор, что соответствует действительности. Тем не менее, детище Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH из Бреслау широко применялось в качестве тягача, в том числе и как средство мехтяги артиллерии.

На сегодняшний день это единственный тягач данного типа в оригинальной конфигурации

На сегодняшний день это единственный тягач данного типа в оригинальной конфигурации

История этого трактора началась в 20-е годы прошлого столетия. Веймарская республика, которая постепенно оправлялась от последствий Первой мировой войны, реорганизовывала производство. Поскольку военное производство оказалось под запретом, пошло развитие мирной продукции. Касалось это и гусеничной техники. Появлялись новые производители, среди который оказалось и объединение Linke-Hofmann-Werke, со штаб-квартирой в Бреслау. Занималось LHW, в основном, локомотивостроением. Но к 1925 году появилось и новое направление — строительство тракторов.

Выпускался он почти 20 лет, а после войны появились и его наследники

Выпускался он почти 20 лет, а после войны появились и его наследники

На LHW работы по новому направлению возглавил инженер Пауль Хумпф. Придумывать велосипед в Бреслау не стали, выбрав наиболее ходовые категории. В то время таковыми являлись трактора мощностью 40-50 лошадиных сил. В результате к 1926 году появилось две модели — более легкий LHW 40 PS, а также прародитель героя данной статьи, LHW 50 PS. Он же Linke Traktor 50 PS. Надо сказать, что Хумпф не стал копировать какие-то зарубежные тягачи, а создал оригинальную конструкцию. Трактор массой чуть больше 3 тонн оснащался бензиновым мотором объемом 6,1 литр, который развивал мощность 50 лошадиных сил.

На экспозиции

На экспозиции

Обе модели LHW оказались удачными, причем LHW 50 PS пытались использовать как базу для легкого истребителя танков. Это намекает на то, что изначально продукция Linke-Hofmann-Werke вполне себе рассматривалась командованием рейхсвера как военная продукция. Впрочем, гражданский рынок был более востребован. LHW не останавливалось на достигнутом, продолжая совершенствовать машину. Вслед за моделью Typ A быстро появилась более совершенная модель Typ F.

Такие трактора использовались и как артиллерийские тягачи

Такие трактора использовались и как артиллерийские тягачи

Обновлялся не только модельный ряд. В 1928 году LHW снова переформатировали, после чего объединение переименовали в Linke-Hofmann-Busch AG (LHB). Одновременно переименовали продукцию. Младшая модель, LHW 40 PS, стала LHB Boxer, а LHW 50 PS cтала именоваться как LHB Rübezahl. Назвали его в честь Рюбецаля (дословно «считающий репы»), духа гор Крконош в Силезии и Богемии (у чехов он поэтому также зовется Крконош). Бородатый дух стал фигурировать в рекламе продукции LHB. Сам трактор, между тем, постепенно развивался. Мощность двигателя постепенно поднялась до 55 лошадиных сил, а его масса росла.

В основном, правда, они таскали прицепы

В основном, правда, они таскали прицепы

В ноябре 1935 года производство тракторов оказалось продано концерну Junkers-Werke. В результате вывеска поменялась в очередной раз. Теперь завод именовался как Fahrzeug- und Motoren-Werke GmbH, сокращенно FAMO. К тому моменту в линейке FAMO имелись и колесные, и гусеничные тягачи. Появлялись новые модели, но Хумпф, продолжавший работать на своём месте, развивал и свои ранние детища. К моменту, когда LHB достался Junkers, шла работа по модернизированному Rübezahl. Трактор стал в полтора раза тяжелее, но при этом получил новый двигатель. Им стал 4-цилиндровый дизельный мотор объемом 8,59 литров и мощностью 65 лошадиных сил. Новая силовая установка была не только мощнее, но и заметно экономичнее.

Два типа буксирных крюков. Использовались они и для мирных грузов, и для военных

Два типа буксирных крюков. Использовались они и для мирных грузов, и для военных

Именно в таком виде Rübezahl выпускался дольше всего. Вплоть до начала Второй мировой войны данная модель воспринималась как аппарат для использования в сельском хозяйстве. На самом деле не всё так просто. Недостаток современных тягачей вынуждал брать в армию и «духа гор». Использовался он больше как вспомогательная машина, поскольку подвижность была совсем не выдающейся. Тем не менее, в армию FAMO Rübezahl вполне себе шли. Причем как в пехотные части, так и в люфтваффе.

Машина - верх минимализма, сиденье одно, под ним скрываются аккумуляторы

Машина — верх минимализма, сиденье одно, под ним скрываются аккумуляторы

О востребованности FAMO Rübezahl говорит тот факт, что выпуск тракторов данного типа не прекратился даже после начала войны. И это при том, что FAMO загрузили производством танков, а также наиболее тяжелым полугусеничным тягачом — Sd.Kfz.9. Особенно актуальными гусеничные трактора FAMO стали после того, как немцы полезли в Советский Союз. Смех по поводу того, что наиболее массовыми тягачами Красной Армии были тихоходные трактора, оказался недолгим. Они шли со скоростью 8 км/что по шоссе, что по грязи. А грязи оказалось немало. В результате и FAMO Rübezahl оказался нужен не только на второй линии.

Процесс запуска. Сначала бензиновый пускач, потом уже подхватывается основной мотор

Процесс запуска. Сначала бензиновый пускач, потом уже подхватывается основной мотор

Производство тракторов продолжалось в Бреслау вплоть до 1944 года. В 1942 году появилась газогенераторная версия Rubezahl. Она была более чем на тонну тяжелее, зато потребляла менее дефицитные деревянные чурбачки. Такие тягачи использовались не только в тылу. Не так давно был обнаружен газогенераторый трактор, потерянный на фронте, судя по темно-желтой окраске, вполне себе армейская машина. Таскали FAMO Rübezahl различные прицепы, но зацепить могли и орудие. Тем более что тащить он мог груз массой до 6 тонн.

Под маркой FAMO трактор выпускался с 1935 по 1944 годы

Под маркой FAMO трактор выпускался с 1935 по 1944 годы

В январе 1945 года производство тягачей перенесли из Бреслау в Шёнебек, что к юго-востоку от Магдебурга. После окончания войны Бреслау не стало, теперь это польский Вроцлав. Да и завод, появившийся на старом месте, выпускал уже не тягачи. Эвакуированное производство забрали, по репарациям, в Советский Союз. Тем не менее, Rübezahl возродился, но уже в другом месте. На заводе Brandenburger Traktorenwerke, в 50-е годы, выпускали модель KS07 (или KS 7/60). Она немного отличалась, но прародитель вполне узнается. Потом появилась модель KS30, одним словом, дух гор никуда не делся.

Выхлопных трубы у трактора две - слева основного мотора, справа пускового

Выхлопных трубы у трактора две — слева основного мотора, справа пускового

Из примерно 3,5 тысяч тракторов FAMO Rübezahl до наших дней дожило минимум 3 штуки (это не считая машин более раннего периода). Правда, со своими нюансами. Единственный экземпляр, который дожил до наших дней в виде оригинального Rübezahl, находился на выставке «Моторы Войны». Остальные подверглись «тюнингу», например, заменили гусеничные ленты. Причем одному из тракторов замену сделали совсем недавно, зачем — непонятно.

Дизельный мотор появился на тракторе одновременно с переименованием завода в FAMO

Дизельный мотор появился на тракторе одновременно с переименованием завода в FAMO

Несмотря на то, что представленный на выставке трактор был изготовлен в 1940 году, ощущается он явно постарше. Ничего удивительного, поскольку большой разницы между моделями 20-х годов нет. По сравнению с LHW 50 PS Typ F внешние отличия были незначительными. Одноместная машина с утилитарной конструкцией, а также минимумом комфорта. Закрытая кабина не предусматривалась, что иногда приводило к тому, что кабину мастерили самостоятельно. Иногда Rübezahl могли комплектовать чем-то вроде навеса, полноценной кабиной это назвать сложно. СХТЗ-НАТИ, прямой аналог советского производства, выглядел куда более совершенным.

Мотора вполне хватало для решения основных задач

Мотора вполне хватало для решения основных задач

Вместе с тем, говорить о том, что трактор из Бреслау был примитивным, нельзя. Скорее тут дело в том, что исходная конструкция получилась оптимальной для поставленных задач. Причем трактор не был лишен оригинальных решений. Касалось это и ходовой части. Пауль Хумпф ее создал с нуля, можно сказать, что это визитная карточка тракторов из Бреслау. Подвеска вроде простая, но при этом имелась подвижность всего блока. Данное решение обыгрывалось в рекламе тракторов LHW/LHB/FAMO.

Ходовая часть у трактора была оригинальной

Ходовая часть у трактора была оригинальной

По большому счету, трактору не хватало только подходящего двигателя. Таковой появился после того, как LHB стал FAMO. Тяговитый дизельный двигатель обеспечивал приличную удельную мощность — 13,8 лошадиных сил на тонну. Это, кстати, заметно выше, чем у упомянутого СХТЗ-НАТИ. Как и другие тракторные дизельные моторы, силовая установка FAMO Rübezahl запускалась в два этапа. Сначала стартовал бензиновый пусковой агрегат, а далее он запускал дизель. Процесс этот сопровождается клубами дыма.

Подвеска имела большой ход, что обеспечивало высокую проходимость

Подвеска имела большой ход, что обеспечивало высокую проходимость

Весьма приличная удельная мощность вполне ощущается на ходу. С одной стороны, скорость FAMO Rübezahl не превышает 7 км/ч. С другой стороны, разгоняется он до нее очень быстро, да и идет довольно резво. Хорошо заметно, то «дух гор» способен явно на большее, чем у него прописано в паспортных данных. Другое дело, что ему это и не надо. Задача таких тракторов заключается совсем не в том, чтобы кататься на них с ветерком. Это трудяга, предназначенный, прежде всего, для работы в полях.

"Ничего лишнего"

«Ничего лишнего»

Надо сказать, что способен этот трактор на многое. На фронте подобные гусеничные тягачи нередко использовались как средство эвакуации. Уже в наши дни этот FAMO Rübezahl вполне себе таскал легкий танк. Кроме того, его сцепные устройства (их два) позволяют таскать не только прицепы. Орудие он тоже довольно легко потащит, благо сцепное устройство позволяет. Одним словом, машина небольшая, но недооценивать ее не стоит.

Под сиденьем размещаются аккумуляторы

Под сиденьем размещаются аккумуляторы

Безусловно, полноценной военной машиной FAMO Rübezahl не был. С другой стороны, и забывать про такие аппараты не стоит. Немецкая армия вполне себе использовала тихоходные гусеничные трактора, причем не только трофейные. Так что наличие данного трактора на экспозиции — это очень хорошо. Отлично вправляет мозги адептам тотального использования немцами скоростных полугусеничных тягачей.

источник: https://dzen.ru/a/ZIgK-LB6HGcQpxjV

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account