Рассказ чехословацком грузовике Tatra T 27 B, одном из экспонатов выставки «Моторы Войны»
После развала Австро-Венгерской империи на карте мира образовалось несколько независимых государств, из которых два, Чехия и Словакия, тут же решили объединиться. Связано это оказалось с аппетитами соседей, прежде всего Венгрии. В наследство от Австро-Венгрии новому государству досталась мощная промышленность, в том числе и оборонная. К началу 1930-х годов имелось и развитое автомобилестроение, которое было представлено тремя основными марками — Praga, Škoda и Tatra. Любителям военных автомобилей чехословацкие военные машины не так известны, как немецкие или американские, но получились у них вполне достойные автомобили, особенно грузовики.
Среди экспонатов выставки «Моторы Войны» есть и техника, выпускавшаяся на территории Чехословакии. Обе машины являются продукцией фирмы Tatra. По иронии судьбы, оба автомобиля было создано во времена, когда Чехии не существовало как государства, а выпускались эти машины для немцев. Помимо легковой модели Tatra 57K, посетители выставки могут видеть грузовик Tatra T 27 B. Машина с весьма бурной судьбой, которая сохранилась в оригинальном виде и не реставрировалась с 1944 года. Сегодня о ней и пойдет речь.
История Tatra неразрывно связана с именем Ганса Ледвинки, талантливого австрийского инженера-автомобилестроителя. Многое из того, чем знамениты автомобили Tatra, создано именно им. Это и знаменитая хребтовая рама, и подвеска, и знаменитые легковые машины Tatra, опередившие своё время. А еще Ледвинка создавал добротные грузовики, также ставшие визитной карточкой чехословацкого автопроизводителя.
Одним из таких грузовиков и стала модель Tatra T 27. В гамме автопроизводителя данная машина появилась в 1930 году, она относилась к средней категории грузовиков. В то время грузоподъемность была обычно не 3, а 2,5 тонны. В некотором смысла Tatra T 27 была аналогом Autocar Dispatch SA, который выпускался в СССР под индексом АМО-2 (а затем, в локализованном виде, как АМО-3). Изначально автомобиль получал рядный 4-цилиндровый мотор объемом 4,25 литра и мощностью 52 лошадиные силы. Эту машину даже пытались поставлять военным, сделав 2 опытные 3-осные машины. Но не получилось — слабовато.
Ситуация изменилась в 1936 году, когда начался выпуск более совершенной модели, Tatra T 27 A. Она получила двигатель увеличенного до 4,71 литров объема, мощность выросла до 63 лошадиных сил. Грузоподъёмность выросла до 3 тонн, в связи с чем раму усилили. Случилась примерно та же история, что и с АМО-3/ЗИС-5, который также, по ходу эволюции, стал «трехтонкой». В этот же момент грузовик снова заинтересовал чехословацкую армию. MNO (министерство обороны) заказало 1512 Tatra T 27 A, военная версия получила другие покрышки с «зубастым» протектором. Также имелись и другие отличия по комплектации.
Работа по армейскому заказу шла неспешно, тем не менее, к осени 1938 года это был один из наиболее массовых грузовиков чехословацкой армии. Всего было получено 545 Tatra T 27 A по заказу MNO. Далее наступил март 1939 года, не стало ни чехословацкой армии, ни Чехии, появился протекторат Богемия и Моравия. Небольшое число грузовиков попало в словацкую армию, львиная доля Tatra T 27 A оказалось у немцев, причем им же шли и те грузовики, которые продолжали выпускать в Копршивнице. Последние T 27 A сдали в 1940 году, а дальше появился герой данного материала.
Одним из недостатков, выявленных в ходе армейской эксплуатации грузовика, стала недостаточная проходимость. Связана она оказалась, в том числе, с использованием односкатных задних колес. На мягком грунте, особенно при загруженном кузове, возникали проблемы. В результате на свет появилась модель Tatra 27 B, с двухскатными задними колесами, также доработали подвеску задней оси. Судя по табличке, немцы считали грузоподъемность машины еще выше — почти 3,5 тоны. В серию грузовик пошел с 1940 года, на сей раз выпуск шел куда бодрее. До 1943 года включительно сдали 3171 машину, еще около 250 штук выпустили для словацкой армии. Помимо базовой версии, выпускался вариант Tatra 27/64 A с дизельным двигателем, а также газогенераторный Tatra 27 H.
Герой данного материала появился на свет в 1941 году. Изготовили его в базовом варианте, то есть как бортовой грузовик. Вплоть до лета 1944 года служба у машины была простой и бесхитростной. Судя по наслоениям краски, в начале 1943 года грузовик перекрасили сначала в ранний вариант Dunkelgelb (темно-желтая краска), а весной 1944 года — в более поздний вариант Dunkel Gelb, с несколько розоватым оттенком. По состоянию на лето 1944 года машина служила где-то в Нормандии, где и случились самые бурные события в ее судьбе.
6 июня 1944 года состоялась высадка союзных войск в Нормандии. К середине августа образовался Фалезский котёл, куда угодил и грузовик. На машине сохранились пулевые пробоины, полученные в это время. Далее грузовик стал французским трофеем, базовый оливковый цвет и маркировки, которые на нём видны, относятся к французской армии. Вскоре машина стала новым хозяевам не нужна, ее отправили в «отстойник» рядом с городком Трен (восток от Фалеза), самую большую свалку трофейной немецкой техники. Там машина простояла несколько десятилетий, потихоньку подгнивая.
Отсюда ее, как и много чего еще, забрал французский коллекционер Андре Беккер. Основу его коллекции как раз составляли сохранившиеся артефакты из Трена. В планах Беккера было дальнейшее восстановление техники, что-то он даже начал делать, но сил на задуманное не хватило. Тем не менее, уже то, что ему удалось спасти более сотни различных машин, это великое дело. К сожалению, судьба коллекции Беккера оказалась печальной, а сам коллекционер умер несколько лет назад. Далее состоялся аукцион, в результате несколько машин из бывшей коллекции Андре Беккера прибыло в Россию. Их сейчас можно видеть на выставке «Моторы Войны».
Самое удивительное в этой истории то, насколько живучим оказался грузовик из Копршивнице. После прибытия в Россию ему только провели минимальный объем работ, залили масло Cupper, поставили аккумулятор, заправили — завелся! Причем не просто завелся, а поехал. Естественно, трубки системы охлаждения протекают, но машина вполне себе бодро ездит. Пока что решено сохранить грузовик как есть, как настоящий артефакт. Также уже удалось найти одну боковую створку капота. Потенциально сделать машину как новую можно, но она именно в таком виде и ценна. Иначе основная часть родного дерева «уйдет».
Ближайшим аналогом Tatra T 27 B можно считать даже не ЗИС-5, а Opel Blitz 3,6-36, изначально коммерческий грузовик, который также стал военным. Машина из Копршивнице выглядит чуть более старомодной, поскольку на ней не фальшрадиаторная решетка, а вполне себе обычный радиатор. Хотя это скорее плюс, чем минус, если исходить из военного назначения. Если вам пробило пулей радиатор, просто снимаете поврежденную секцию и меняете, а не заменяете радиатор целиком.
В ходе перехода с Tatra T 27 на Tatra T 27 A переделке подвергся не только мотор, но и кабина. Она стала более обтекаемой, хотя общая ее концепция не изменилась. Тогда типичной идеей было использование деревянного каркаса, который снаружи обшивался жестью. Ровно то же самое можно видеть и у чехословацкого грузовика. Более того, задняя стенка кабины так и осталась деревянной, безо всякой жести. Такое также не являлось редкостью.
Как и у большинства грузовиков, интерьер у Tatra T 27 B простой и бесхитростный. Внутри кабины, при желании, может сесть до трех человек, но реально лучше ехать вдвоем, поскольку третий будет мешать водителю. Весьма спорным решением является расположение бензобака. В то время часто топлива шла самотеком, поэтому топливный бак размещали за моторным щитом. Вот и у грузовика от Tatra он прямо в кабине, перед пассажиром. Причем заливать топливо можно только изнутри. Можно сказать, что машине повезло, пули пролетели недалеко от бака.
Шасси у грузовика вполне типовое для творений Ганса Ледвинки. В роли рамы выступает труба, на которой крепятся поперечины. Силовым элементом является и задний мост, на нем крепится часть поперечин кузова. Также используется традиционная подвеска с поперечным размещением рессор. Тут же вспоминается Генри Форд, но у Ледвинки подвеска выглядит более продвинуто.
Бортовой кузов у машины получился таким же добротным, как и шасси. Проектировался он под военное назначение, это заметно по мелким деталям. Например, сбоку есть выступ под стопу, что позволяет забираться (либо слезать сбоку). На заднем борту также имеются упоры, которые полезны в открытом положении. Штатно кузов комплектовался брезентовым верхом и съемными дугами, увы, они не сохранились.
Следует отметить, что выпуск грузовика продолжился уже после окончания Второй мировой войны. До 1948 года сдали еще 1994 Tatra T 27 B, причем шли они на вооружение возрожденной чехословацкой армии. Такая машина находится в коллекции военно-технического музея Лешаны, Чехия. А далее появилась модель Tatra 114 и ее длиннобазная версия 115, выпускались они с 1947 по 1949 годы. Почти то же самое, но с носатым капотом по типу Tatra 111.
Стоит отметить, что на выставке «Моторы Войны» находится несколько машин, а также прицепов и телег, которые имеют схожую с Tatra T 27 B судьбу. То есть воевали в Нормандии и дожили до наших дней в первозданном виде. Выставка работает ежедневно, с 10-00 до 21-00, без выходных. Касса работает до 20:30. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Телефон администратора музея: +7(919)784-06-96.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Динамический показ на выставке «Моторы Войны»
источники:
- текст и фото — https://dzen.ru/a/ZMd5GOXIenqptOjw
- видео с ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=upC_A-HnZ0I
- видео с ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=N25Jb1jAosI