Рассказ о малом танке Т-60 из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного, одном из экспонатов «Музея под открытым небом» на Красной площади
Так порой бывает, что танки, которые были по-настоящему массовыми, до наших дней доживают в единичных экземплярах. Именно это случилось с Т-60. Вроде бы и выпустили их очень много, а начнешь разбираться, и выясняется, что осталось их всего несколько штук. Да-да, не удивляйтесь. Действительно, всего три таких танка сохранились в своей оригинальной конфигурации — в парке «Патриот», в поселке Глубокий Ростовской области и в Пароле (Финляндия). Остальные, так или иначе, собраны из фрагментов, либо из разных корпусов и башен.
В такой ситуации единственным вариантом возвращения танка из небытия становится восстановление его из фрагментов. Какие-то Т-60 собраны из целых корпусов, на которых установлена башня с другого танка, другие имеют только целую башню, остальное собрано из найденных листов. На самом деле тут хороши все способы. Главное то, что по итогу получается новый экспонат, который может быть еще и ходовым. Именно по такому принципу восстановлены Т-60 из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного. Пара таких танков недавно побывало на Красной площади, об одном из них и поговорим.
Вообще для Т-60 Красная площадь — это особое место. Дело в том, что впервые Т-60 публично показали на том самом историческом параде 7 ноября 1941 года. Эти танки находились в составе 33-й танковой бригады, которая с парада ушла сразу на фронт. Для Т-60 это стал едва ли не единственный крупный парад, дальше эти танки уже ушли в тень. Поэтому мероприятия на Красной площади, посвященные знаменитому параду, не обходятся без этих «малышей». Тем более что их уже, благодаря частникам, набралось немало. Как правило, на Красной площади появляются танки, восстановленные в Музея Техники Вадима Задорожного. И на них очень часто смотрят «заклепочники», с пристрастием.
Выскажу не самую приятную для «заклепочников» мысль, но вообще эти самые заклёпки как-то волнуют процента два людей. Прежде чем задавать вопросы вроде «а родной ли двигатель» или «весь ли обвес оригинальный», задумайтесь, вы сами видели этот самый обвес, или видели/слышали оригинальный двигатель. В большинстве случаев ответ будет отрицательный. Не поймите меня неправильно, как человеку, который, в том числе, нередко ведет проекты по реставрации, мне заклепки очень близки. Но при этом всегда держу в голове, что подобных заклепочников — полторы калеки.
Зато гораздо (на порядок) больше тех, кто оценит танк, даже собранный из кусков. Особенно если он еще может ездить самостоятельно. В этом смысле можно только приветствовать те Т-60, которые частные коллекционеры и музеи восстанавливают из кусков. Как правило, стартуют подобные проекты от башни, потому как она, в большинстве случаев, единственное, что остается от Т-60 целым. Ну а дальше начинается сбор «супового набора». Кстати говоря, уже довольно давно нарезаются комплекты листов, из которых можно сделать, с нуля, корпус и башню.
Собственно говоря, именно по такому принципу отреставрирован тот танк, про который идет речь. Самый первый Т-60, который попал в музей, делался сторонней мастерской. Причем там исходно была одна башня, но в финальном исполнении установили башню завода №37, который по корпусу весьма так отличается. Поэтому аутентичность листов тут была уже нивелирована набором LEGO, который допустили реставраторы. В этом смысле те танки, который музей делал сам, получились вполне неплохо.
Как уже говорилось выше, всё начинается с башни. В данном случае базой послужила башня 1942 года выпуска, определенный завод с ней ассоциировать непросто. Точнее, можно сразу отбросить продукцию завода «Красный Октябрь» (он выпускал башни и корпуса для завода №264), а также завод №37. Эти ни с чем не спутаешь. Но именно такая башня, с экранировкой, могла стоять на продукции аж трех заводов — №38, №264 и ГАЗ. Помимо собственных корпусов и башен, эти заводы получали еще и продукцию корпусных заводов, ералаш еще тот.
Следующий пункт — это корпус. В общем и целом, можно говорить о том, что это танк выпуска Горьковского Автомобильного Завода. Так сказать, собирательный образ. Причина та же — разнообразие корпусов и башен. Самое печальное в том, что довольно четко можно вычислить только завод №37 и «Красный Октябрь». Остальные заводы четко не определяются. То есть для любителей заклепок Т-60, на самом деле, еще тот ребус. Причем страдания по заклепкам всё равно никто не оценит.
Фактически единственное отступление, которое видно очень хорошо — это катки. Изначально на Т-60 они штампованно-сварные, далее, осенью 1941 года, завод №37 разработал литые опорные катки и ленивцы. Базой послужили катки танка Т-38. Изначально их разработали для Т-30, но дальше их выпускали на нескольких заводах. Вот как раз ГАЗ, как правило, имел штампованно-сварные катки, но иногда туда заносило партии литых катков. Как раз такие катки были у танка, на котором испытывали пушку ЗИС-19 (и он ГАЗ-овский).
Так вот, правда жизни такова, что основная масса Т-60, которые восстанавливаются из кусков, комплектуются именно литыми катками. Причина предельно прозаичная — их изготовить гораздо проще. Ровно так же изготовляются траки, нередко заново делают балансиры итд. Безусловно, можно собирать и «археологию», но вы сами прикиньте, как будут работать траки, которые 80 лет пролежали в земле. Рвутся они на раз-два, для танка, который просто стоит, это нормально, но если у вас ездящая машина, такое уже не пойдет.
Когда в музее шла работа по восстановлению Т-60, с самого начала предполагалось, что они будут ездить. Восстановлено несколько танков, они немного отличаются по конфигурации, но общая комплектация шла унифицированной. Это касается внутреннего наполнения, ходовой части, обвеса и других деталей. Самое главное, что эти танки с самого начала предполагалось использовать для самых различных мероприятий. То есть главной задачей было получить ходовую машину, которая не сломается в ответственный момент.
С этой точки зрения данный Т-60 получился очень даже ничего. Да, лучше, конечно, поставить шатампованно-сварные катки, с ними облик ГАЗ-овской машины будет законченным. Но такие мелочи обычный человек вообще не увидит. Хотя, если кто-то музею безвозмездно презентует аутентичные катки с «живыми» бандажами, он, безусловно, их поставит. Увы, меценатов нет, зато советчиков хоть отбавляй. Сколько этот танк уже откатал мероприятий и в скольких фильмах участвовал, уже вряд ли кто вспомнит. Но много, да.
Безусловно, хотелось бы верить в идеальный мир, где просторы Красной площади бороздят Т-60, полностью соответствующие танкам выпуска октября 1941 года. Но лучше быть честными перед собой, такой вариант развития событий выглядит крайне маловероятным. Самое главное, что для мероприятий вроде того, что проходило на Красной площади, хватает и таких танков. Тем более что плохими их точно не назвать. Облику Т-60 они вполне соответствуют.
источник: https://dzen.ru/a/Z1SNVSpFnnzKYvCq