История создания Infantry Tank Mk.III, английского пехотного танка, более известного как Valentine I
В 20-е и 30-е годы основная часть стран, занимавшихся танками, заразилась скоростью. Обычно по этому поводу вспоминаются Кристи, но на самом деле не стоит его танки возводить в абсолют. Колесно-гусеничными машинами занимались и англичане, больше того, самые массовые колесно-гусеничные танки 20-х годов создали именно они. Речь идет о танкетках Carden-Loyd, до появления знаменитой Carden-Loyd Mk.VI Джон Карден и Вивиан Лойд экспериментировали с колесно-гусеничной схемой. В итоге они пришли к чисто гусеничным боевым машинам, но при этом они же создали самые быстрые гусеничные танки начала 30-х. Речь идет о патрульных танках, которые носились на скорости до 50-55 км/ч. Английские военные поставили именно на эти танки, решив, что скорость важнее.
Одновременно английские военные проигнорировали Vickers Mk.E, легкий танк поддержки пехоты. Они не нашли для него место в системе вооружения, и сделали это зря. Как показали дальнейшие события, концепция этого танка оказалась оптимальной. А еще с некоторым ехидством стоит отметить, что спустя 5 лет английские военные всё же захотели что-то подобное. Правда, по непонятной причине они выбрали как ориентир французский Renault NC. В начале весны 1934 года появилась спецификация на 2 типа пехотных танков. Они должны были иметь броню толщиной 25 мм и скорость порядка 16 км/ч по шоссе, а также 8 км/ч по проселку. Работы по 4-местному танку с пушечно-пулеметным вооружением привели к созданию танка A10. Второй, 2-местный танк с одним пулеметом, получил индекс A11. В обоих случаях работы по проектированию возглавил Джон Карден, но ключевую роль в разработке A10 и A11 играл Лесли Литтл. Этот талантливый инженер участвовал в большинстве разработок Carden-Loyd.
К 1937 году изначальную спецификацию на пехотные танки A10 и A11 переиграли. Толщина брони выросла с 25 мм до 60, в результате A10 перевели из пехотных танков в «тяжелые крейсерские». Между тем, Генеральный Штаб начал догадываться, что чисто пулеметный A11, который оказался тяжелее и медленнее исходной спецификации, быстро устаревает. Поэтому появилась идея создания еще одного пехотного танка, на базе A10. Работы по нему Лесли Литтл, к тому моменту главный конструктор Vickers-Armstrongs по танкостроению, начал еще в 1937 году. Проект, получивший кодовое обозначение Valentine, впервые был представлен 10 февраля 1938 года. Получился трехместный танк с ходовой частью A10, броней толщиной 60 мм по периметру, а также корпусом и башней, чем-то напоминавших увеличенный A11. Изначально в двухместной башне стояла 40-мм автоматическая пушка Vickers. Этот танк создавался как потенциальная замена A11, но в дальнейшем его облик несколько поменялся. Valentine, позже Infantry Tank Mk.III, стал не только самым массовым английским танком военного периода, но и результатом битвы его создателей с английскими военными.
Основная идея Valentine состояла в том, чтобы создать максимально технологичный танк. Подобно A11, корпус нового танка собирался из плоских листов на каркасе, при помощи болтов и заклепок. Башня была литой, с элементами, которые также крепились на болтах и заклепках. При этом Литтл ограничил боевую массу 16 тоннами. Главный конструктор Vickers-Armstrongs по танкостроению прекрасно понимал, что будет, если ее превысить. Живым примером были A10 и A11, которым от превышения массы явно лучше не стало. Поэтому не стоит удивляться, почему за Valentine шла такая ожесточенная борьба.
Автоматическая пушка Vickers, которая использовала те же боеприпасы, что и 2-фунтовая (40-мм) противотанковая пушка, появилась неслучайно. О том, что английские военные хотят 3-местную башню, Литтл был в курсе, поэтому такое вооружение частично решало вопрос с заряжающим. Минус заряжающий — меньше башня, заодно и меньше ширина танка. В Генеральном Штабе с этим не согласились: там хотели и отдельного командира, и 2-фунтовую пушку. Как альтернатива рассматривался крупнокалиберный пулемет ZB 60, который был по габаритам и массе сравним с автоматической пушкой. А еще военные начали намекать, что надо бы и броню как у A12, то есть 75 мм.
Битва за массу приняла ожесточенный характер. Литтл подготовил эскиз 3-местной башни с 40-мм орудием, но толщина бортов снижалась до 50 мм. В противном случае боевая масса возрастала до 17 тонн. Также военные хотели командирскую башенку и дизельный мотор. Литтл продолжал гнуть свою позицию. 24 марта 1938 года был представлен макет танка с толщиной бортов 50 мм, 2-местной башней, 2-фунтовой пушкой и перископическим прибором MK-IV. Генеральный Штаб оказался недоволен, поскольку они хотели 3-местную башню. На тот момент ситуация оказалась тупиковой, поэтому дальше работы застопорились. Но правда была на стороне Литтла и его команды. Если бы не его упорство, английские военные, лишенные тормозов, могли наломать дров. Сначала башенка, потом 75 мм брони, и здравствуй, 20 тонн боевой массы. Про массовый танк ценой 10000 фунтов за штуку можно было бы забыть.
Спустя год Генеральный Штаб был вынужден снова вернуться к проекту пехотного танка Vickers. А всё потому, что с пехотными танками наблюдались явные проблемы. A12, который изначально имел боевую массу 15 тонн, дошел до 26 тонн, причем его серийное производство еще не началось. A11, к тому моменту уже Infantry Tank Mk.I, в серию пошел, но его недостатки выглядели очевидными. Поэтому в марте 1939 года обсуждение продолжилось. Снова всплыла 3-местная башня, но Литтл повторил требование — не более 50 мм брони по бортам. Отверг он и идею переделать ходовую часть танка, и идею отбора мощности для трала Fowler Coulter Plough. Наглости и упорству главного конструктора Vickers-Armstrongs по танкостроению можно только позавидовать. В иной ситуации за такое уже давно бы выкинули проект танка в помойку, но Генеральному Штабу было не до жиру. Программа танкостроения просела, война на пороге, а Литтл оперировал цифрами. Его танк получался существенно дешевле и проще A12 (Infantry Tank MK.II). Кроме того, по расчетам танк мог развивать вполне достаточную скорость 24 км/ч. В конце концов, Генеральный Штаб был вынужден сдаться.
4 (14) апреля, в день, когда Vickers показала макет своего танка, его судьба, наконец, решилась. Литтл смог отбиться и от трехместной башни, и от бортовых экранов (фальшбортов), и от минного трала. Обозначение AXX, которое обычно давалось английским танкам, детище Литтла не получило. Зато получило индекс Infantry Tank Mk.III. Обозначение Valentine на некоторое время исчезло. Что оно означало, есть масса гипотез, но они обычно не выдерживают никакой критики. Наиболее правдоподобная — V означало Vickers, в дальнейшем пехотные танки Vickers-Armstongs имели индексы, которые как раз начинались с этой буквы.
29 июня 1939 года с Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) и Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) заключили контракты T2221 и T2222 по выпуску 125 и 200 танков соответственно. Выбор этих двух предприятий объяснялся очень просто. Они уже были задействованы в выпуске Cruiser Tank A10 Mk.I, так что далее переход на Infantry Tank Mk.III выглядел безболезненно. Так же логично выглядел и контракт T2220 на выпуск 275 танков, который заключили 1 июля 1939 года с Elswick Works, головным заводом Vickers, производившим танки. Там тоже занимались выпуском A10, а также производили крейсерские танки Cruiser Tank A9 Mk.I на той же базе. Опытный танк A10E1, между тем, доработали и нагрузили до 16 тонн, в таком виде его представили 8 августа 1939 года. Далее последовали совместные испытания с A12E1, которые прошли вполне успешно. После мелких измерений проекту Infantry Tank Mk.III дали зеленый свет.
Окончательно Infantry Tank Mk.III сформировался к весне 1940 года, при это все три завода были загружены выпуском A9, A10 и A11. Первый образец танка был готов в апреле 1940 года. Машину с регистрационным номером T.15946 изготовил Elswick Works. Битва Лесли Литтла с Генеральным Штабом прошла не зря: Infantry Tank Mk.III вписался в задание по массе, что было для англичан редкостью. В случае с силовой установкой получилась анекдотичная ситуация. В 1939 году Литтл настаивал на таком же автобусном дизеле AEC A190, как у Infantry Tank Mk.II. Но в Военном Министерстве решили ставить бензиновый мотор. Им оказался AEC A189 объёмом 9,64 л и мощностью в 131 л.с., также автобусный. От A10 танк унаследовал только общую концепцию моторно-трансмиссионной группы и отчасти ходовую часть. Она была похожей, но не такой же. Учитывая проблемы A10, всё же ее пришлось усиливать, а ширину траков увеличивать до 356 мм. В результате проблемы с плохой проходимостью удалось решить, хотя по тракам потом еще хватало мучений.
Для своего времени Infantry Tank Mk.III получился вполне удачной машиной. По большому счету, Литтл создал реинкарнацию Vikcers Mk.E. Задачи у машины были примерно теми же, подвижность не сильно ниже, зато появилась надежная защита от 3,7 cm Pak. Самое главное, что появился танк очень вовремя. Заигрывание со скоростными «тараканами» обошлось английским военным очень дорого. В мае 1940 года Light Tank Mk.VI исполняли роль мишеней. Да и с «тяжелыми крейсерами» как-то совсем не получилось. Эти танки больше ломались, чем воевали. Что же касалось «внепланового» танка, который создали с таким большим трудом, то он выглядел вполне приличной боевой машиной. В финальной конфигурации танк имел строенную орудийную установку. Помимо 2-фунтовой пушки и пулемета BESA, в орудийной установке прописался еще и 51-мм миномет. В корме башни, по требованиям военных, предусмотрели место для радиостанции. Там же организовали и воздуховод.
После испытаний первого образца танка, который, кстати говоря, был не опытным, а вполне себе серийным, производство Infantry Tank Mk.III, наконец, стартовало. 12 июня 1940 года началось исполнение контракта T2220, всего за второй квартал Elswick Works сдал 8 танков, включая и первый образец. Как и первая машина, эти танки комплектовались траками, представлявшими собой расширенные траки A9/A10. Конструкция этих траков была далеко не самой удачной, поскольку им не хватало сцепления на определенных типах грунта. В результате началась работа над новым траком, имевшим более развитые грунтозацепы. Впрочем, и этот трак оказался не особо удачным. Поэтому появился третий вариант и, судя по снимкам, четвертая вариация. Причем третья здорово напоминала исходный трак A10E1. Именно третий вариант трака стал основным, хотя первые два можно увидеть и на следующей версии танка. Задел никто не отменял.
Надо сказать, что с Infantry Tank Mk.III пришлось помучиться. Изначальная конструкция воздуховывода в корме башни получилась не самой удачной (вплоть до того, что через дырку можно было просунуть гранату). Переделке подверглись воздуховыводы и на крыше моторного отделения. Хватало и других переделок. Тем не менее, Лесли Литтл оказался прав. Сначала, разумеется, ценник был очень высоким (14900 фунтов стерлингов за ранние танки Elswick Works), но дальше цена пошла вниз. Главное же было то, что производство танков очень быстро возрастало. С августа подключились MCCW и BRC&W, а за третий квартал удалось сдать 101 танк. Для сравнения, к таким объемам Infantry Tank Mk.II, выпускавшийся на 6 заводах, подошел только спустя полгода после начала производства. Но моментом истины стал четвертый квартал 1940 года. За это время сдали 236 танков, перекрыв показатель выпуска Infantry Tank Mk.II в в 2 раза. А общий объем выпуска за 1940 год составил 345 танков, лишь чуть меньше Infantry Tank Mk.II. Дальше разрыв только рос.
В общей сложности Infantry Tank Mk.III, который в конце сентября 1941 года переименовали в Valentine I, сдали 308 штук. Далее в серию пошел Infantry Tank Mk.IIIA, который всё же получил дизельный мотор AEC 190. При этом оснащенные бензиновыми моторами танки использовались как учебные. Нет, они вполне могли воевать, но наверху разумно посчитали, что лучшие иметь унификацию. В результате пороху первые «Валентайны» не понюхали. При этом как минимум один танк дожил до наших дней. Находится он в военно-историческом музее Йоханнесбурга, ЮАР.
-
-
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012
- IWM
- US NARA
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/glavnyi-tank-lesli-littla-619d272c1fa409116dd656d2?&