Юрий Пашолок. Французский условно средний танк на немецкой идейной и агрегатной базе
История Char AMX 45 и исходного варианта AMX M4, первых наработках по будущему AMX 50
В мировом танкостроении случаев, когда происходила резкая смена направления развития танковой программы, более чем достаточно. Основной причиной такой смены становилось появление у противников образцов бронетанковой техники, которые явно превосходили собственные разработки. О полном копировании обычно речь не шла, всё же у разных танковых школ разная концепция. Но влияние выглядело очевидно, причем вместе с плюсами часто копировались и минусы, как очевидные, так и те, что поначалу таковыми не выглядели.
В октябре 1944 года французское командование инициировало разработку среднего танка боевой массой 35 тонн. Изначально предполагалась боевая машина, близкая по характеристикам к Medium Tank M4. Но очень быстро танк начал расти, к тому же базой предполагался Char B, который творчески перерабатывался. Это быстро привело к тому, что боевая масса начала расти, параллельно росли требования к орудию и броневой защите. Не останавливая работы по будущему ARL 44, во французском командовании решили инициировать работы по более современным танкам, разработанным с нуля. Среди них оказался и 45-тонный танк AMX, ставший первым шагом к будущему AMX 50.
К лету 1945 года французское танкостроение окончательно отошло от спячки. Помимо ARL (Ateliers de construction de Rueil), FAMH (Forges et Aciéries de la Marine et d’Homécourt) и Renault, к тому времени занимавшихся ARL 44, имелись и другие производители. Они приходили в себя после оккупации и разрушений, тем не менее, оказались совсем не прочь вернуться к выпуску танков. В их числе была и AMX (Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux), танковое производство Renault, национализированное в 1936 году. На AMX образовался мощный конструкторский коллектив, который более-менее сохранился. Кроме того, на AMX занимались ремонтом трофейной техники, прежде всего Pz.Kpfw.Panther. Уже вскоре данный опыт пригодился, поскольку стало понятно — работы по ARL 44 идут явно не по плану.
Стремление ускорить работы за счет использования видоизмененного шасси Char B оказалось большой ошибкой. Быстро выяснилось, что танк будет тихоходным, для машины среднего класса (да, 50-тонный ARL 44 считался средним танком) это было явным минусом. Не останавливая работы по ARL 44, французское командование 31 июля 1945 года инициировала конкурс по созданию нового среднего танка. Согласно исходным требованиям, его боевая масса составляла 50 тонн, удельная мощность ожидалась на уровне не менее 20 л.с. на тонну, а скорость около 50 км/ч. Для всех проектов единой была башня, ее разрабатывали силами DEFA (Direction des Études et Fabrications d’Armement). Она являлась развитием идей башни D.M.S.1, созданной Schneider для ARL 44. Единой оказалась и пушка — 90-мм SA 45, разработанная на основе немецкого 88-мм орудия KwK 43 L/71.
В конкурс вписались Schneider (SOMUA), FCM (Forges et Chantiers de la Méditerranée), Renault, Lorriane и AMX. В Исси-Ле-Мулино явно готовились к данным событиям, поскольку буквально на следующий день, 1 августа 1945 года, оказался представлен проект NOM 141, или AMX 45. Если ARL пыталась «доить» Char B, то на AMX не стали сильно мучиться и взяли за основу немецкие наработки по полной программе. 47-тонный танк больше напоминал Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, но полегче и с трансмиссией в кормовой части корпуса. Бронирование примерно соответствовало ARL 44: верхний лобовой лист корпуса 120 мм, 120 мм, нижний лобовой бронелист 50 мм, борта – 50–60 мм. Толщина лба башни составляла 110 мм, а ее бортов — 30 мм. Приводил танк в движение 1000-сильный мотор Saurer MP.65, так что скорость 50 км/ч выглядела вполне реальной.
В своём исходном виде танк пробыл совсем недолго. В конце августа на AMX пересчитали весовые характеристики машины, после чего выяснилось, что масса AMX 45 составляет 50 тонн. Большой проблемой это не стало, поскольку танк вполне вписывался в требования. Куда большей проблемой оказалась силовая установка. Двигатель Saurer MP.65 существовал только на бумаге. Но уже вскоре появилась более реальная альтернатива. В сентябре 1945 года появились первые наработки по Maybach HL 295, данную силовую установку разработали под руководством Карла Майбаха специально для французов. Этот двигатель стал прямым развитием Maybach HL 234 для E-50/E-75. При объем 29,5 литров Maybach HL 295 должен был развивать мощность 1000 лошадиных сил.
Осенью 1945 года танк, переименованный в Chat Moyen 50t M4, либо просто AMX M4, существенно переработали. Независимо друг от друга инженеры разных стран часто приходят к одним и тем же выводам. В том числе и о том, как можно сэкономить на боевой массе, не снижая броневую защиту. Если у AMX 45 носовая деталь корпуса делалась отчасти копиркой технических решений с Pz.Kpw.Tiger Ausf.B, то в ноябре 1945 года машина стала выглядеть более оригинально. Поскольку впереди трансмиссии уже не было, имелась возможность сократить объемы отделения управления. Поэтому верхний лобовой лист сделали под углом 60 градусов от вертикали, снизив его толщину до 90 мм. Такая броня обеспечивала защиту от 88-мм снарядов Pak 43 L/71 на дистанции несколько сотен метров. Примерно такое же решение можно видеть на ИС-2 со спрямленной сварной носовой деталью корпуса.
Естественно, такая переделка существенно усложнила доступ в отделение управления, тем не менее, люки на его крыше сохранились. При этом на лобовом листе корпуса появились элементы, которые французы подсмотрели у Pz.Kpfw.Panther Ausf.A. Речь идет о шаровой установке курсового пулемета и смотровом лючке механика-водителя. Да и в целом чем дальше, тем больше танк напоминал несколько увеличенную в габаритах «Пантеру». Со своей спецификой, естественно: французы решили сдвинуть башню вперед, дабы сзади поместилась трансмиссия. В этом смысле AMX M4 выглядел менее стабильной орудийной платформой. Зато французские инженеры смогли то, чего не удалось немцам, а именно поставить значительно более мощное орудие.
Надо сказать, что AMX M4 отчасти пересекался с немецкой программой E-50. Помимо того, что на танке стоял мотор, являвшийся развитием силовой установки немецкого перспективного танка, в конце 1945 года AMX прорабатывала идеи альтернативной подвески. Немецкая система с двойными торсионами была сложной и требовала большого объема мехобработки бортов корпуса. Поэтому на свет появилась идея блокированной подвески, которая не требовала размещения элементов внутри корпуса.
В декабре 1945 года инженеры Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux проработали два варианта ходовой части с блокированной подвеской. В первом случае использовалась подвеска с 7 опорными катками небольшого диаметра и полуэллиптическими рессорами. Во втором случае опорных катков было 8, их сгруппировали в 4 тележки с пружинной подвеской, похожей на систему Хортсманна. Впрочем, что первая, что вторая альтернатива выглядели откровенно ущербными, поэтому от них довольно быстро отказались.
Окончательно облик AMX M4 сформировался в январе 1946 года. В отличие от ARL 44, получившийся танк выглядел очень достойно. Конечно, 50 тонн боевой массы для среднего танка смотрелись слегка так режущими глаз. С другой стороны, основная масса других средних танков того периода (те же M46 и Centurion) тоже были совсем не 30-тонными. Причем Centurion MK.3 очень быстро дошел до 50 тонн, так что французы не выглядели белыми воронами. Параллельно с шасси дорабатывалась и башня DEFA. В отличие от немцев, французы не жадничали с перископическими приборами наблюдения. Перископы MK-IV получили все члены экипажа. Также доработанный вариант башни получил новую смотровую башенку, явно немецкого происхождения.
Главная проблема заключалась в том, что бумажная работа продвигалась явно быстрее, чем возможности промышленности. Например, первые образцы мотора Maybach HL 295 появились в 1947 году. Неспроста ARL 44, выглядевший явно хуже, чем AMX M4, отменять не стали. Можно сказать, что это сыграло крайне деструктивную роль в истории AMX M4. Дело в том, что хотелки французских военных не стояли на месте, а вместе с ними не останавливались работы по доработке танков. В результате уже к 1948 году облик AMX M4 существенно изменился. И нельзя сказать, что это пошло на пользу. Танк становился всё больше и тяжелее.
Список источников:
- Материалы CAAPC (Centre des archives de l’Armement et du personnel civil)
источник: https://dzen.ru/a/Ze_zf4MDe1SuX-4K