Короткая история использования танка Renault FT в шведской армии
Вооружение и военная техника разных армий мира отличается, как правило, разнообразием. Связано это не только с «национальной гордостью», но и совершенно разным подходом к одному и тому же вопросу. Этот самый подход в полной мере относится и к истории появления такого вида военной техники, как танки. Если углубиться в историю, то выяснится, что у англичан, французов и немцев исходной базой послужила одна и та же машина — гусеничный трактор Holt. Правда, англичане выбрали Holt 75, с рулевым колесом, в то время как немцы и французы выбрали чисто гусеничный Holt Baby. При этом у каждой из стран подход к созданию танка получился свой. У каждого из них была своя логика, собственный набор достоинств и недостатков. Хуже или лучше, это уже совсем другой разговор, но у каждой концепции имелась своя особенность.
Те же самые англичане, например, должны были стать первыми, кто построил не просто танк, а еще и с башней. У «Маленького Вилли» она предполагалась, более того, если вы посмотрите ему на крышу, то увидите закрытый башенный погон. Но по итогам было решено следовать концепции «огненного ежа», то есть размещение вооружения по периметру. Похожая концепция использовалась и другими странами, но те же французы первыми задумались о ее целесообразности. В результате на свет появилась классическая компоновка, с мотором сзади, а также вращающейся башней. Первым танком, который получил такую компоновку, стал Renault FT, но ее же прорабатывали и для других танков. Например, для танка прорыва FCM 1A, который в серию не пошел, но стал первым в мире тяжелым танком классической компоновки. Вроде бы всё логично, но классическая компоновка, даже при том, что о ней знали, не всегда была выбором создателей танков, даже в 20-е годы.
Вполне привычной ситуацией конца Первой мировой войны и 20-х годов являлась закупка, либо получение как помощь разными армиями мира французских танков Renault FT. Помимо того, что это был лучший (и едва ли не единственный на тот момент) легкий танк, у французов наблюдался переизбыток Renault FT. В результате многие армии мира обзавелись такими танками, а некоторые из них начинали своё танкостроение с копирования французской машины. Не стала исключением и Швеция, которая начала прощупывать почву по поводу возможных закупок танков еще в 1919 году. Renault FT стал еще и первым танком шведской армии, но при этом шведы стали едва ли не первыми, кто от французской машины отказался.
По поводу истории появления Renault FT у шведских историков были разночтения, которые недавно удалось устранить. Считалось, что появился танк у шведов в 1923 году, но документы показывают, что это не так. Сама по себе история приобретения французского танка началась 7 января 1921 года. К тому моменту Пехотный Комитет подготовил доклад, согласно которому танки признали крайне необходимой добавкой к системе вооружения шведской королевской армии. Танки перешли в ведение KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент Артиллерии Королевской Армии), под закупки боевых машин артиллеристы выделили бюджет в 1651900 шведских крон. Далее, 22 января 1921 года, военным атташе в Лондоне, Берлине, Риме, Вашингтоне и Париже были даны указания от KAAD по поводу возможных закупок вооружения.
Наиболее успешной оказалась активность шведов в Германии. Там уже в феврале 1921 года появились первые предпосылки к закупке танков, хотя их, сначала, требовалось построить. А вот с готовыми решениями повезло шведскому военному атташе в Париже, подполковнику Юнгбергу. Вскоре после получения задания он сообщил, что есть возможность закупки вооружения для ознакомления. В их числе оказался и Renault FT. Стоит лишний раз подчеркнуть, что ни о какой партии из десятка и более машин речь не шла. Французский легкий танк покупался для ознакомления, в этом существенное отличие от ситуации с LK-II, которых закупали сразу партию. Хотя Renault, с которой велись переговоры напрямую, изначально рассчитывала на продолжение сотрудничества.
На такое развитие событий намекает то, какой танк был показан подполковнику Юнгбергу 10 мая 1921 года. Им оказался пушечный Renault FT с номером шасси 66549, изготовленный в 1920 году, то есть танк был новый. Вполне типичный для Renault образец с граненой башней разработки самой Renault, которая собиралась на болтах и рейках. Такая башня оказалась более технологичной и легкой, чем литые башни. Renault была не одинока: и в Советском Союзе, и в Италии, и в США также выбрали граненую башню. За танк запросили 115000 франков (37000 шведский крон), цена немаленькая, мягко говоря. Это почти в 2 раза больше, чем шведам обошелся LK-II (Strv m/21). Такая ценовая политика также повлияла на дальнейшую судьбу отношений шведов и Renault. В мае 1921 года с немцами уже шли переговоры, и даже завышенная цена от Steffen & Heymann выглядела сопоставимо, при том, что танк они предлагали более крупный.
О том, когда именно прибыл французский танк, четко говорят шведские газеты. В отличие от LK-II, по которым информацию скрывали, Renault FT пришел абсолютно открыто. 19 июля 1921 года танк прибыл на борту парохода Vega, а уже 25 числе в артиллерийском полку A 9 августа сформировали подразделение, ответственное за испытания. Возглавил его капитан Вальтер Эллиот (начальник управления A9, ответственного за моторизацию артиллерии). Учения с участием французского танка начались 27 августа 1921 года и закончились на начале ноября. Главной целью стала отработка взаимодействия с пехотой. Эти учения также не были секретом, их освещала стокгольмская пресса. При этом, впрочем, пресса была не в курсе, как шведские военные реально оценили французский танк. А вот она была не самой лестной. Нет, с одной стороны, сама по себе идея получить танки никуда не делась. Но танк был слишком маленьким внутри. Если вы посмотрите история создания тех же FIAT 3000 и Т-18 (МС-1), то увидите одинаковую картину. Первым делом создатели этих танков занимались расширением боевого отделения и отделения управления. А еще они повышали подвижность танка.
По некоторым данным, французская машина получила прозвище Putte (мелкий), с намеком на размеры и внутренние габариты. Звезда Renault FT окончательно закатилась после того, как в пехотный полк I 1 (Svea Livgarde) летом 1922 года стали поступать первые LK-II (в шведской армии они изначально получили обозначение Pansarvagn fm/22). Шведские LK-II превосходили французскую машину во всём, дальнейшего смысла в закупках недешевого танка не имелось. В 1923 году с Putte сняли орудийную установку, ее поставили на Pansarvagn fm/22 №5. В таком виде машина ушла на учения осени 1923 года. В дальнейшем на Putte поставили радиостанцию, оснастив высокой мачтой для антенны. Это стало первым шведским экспериментов по установке на танк радиостанции. Впрочем, уже было понятно, что особого смысла в Renault FT не имелось. В 1926 году танк использовали как мишень в ходе испытаний вооружения, включая и гранаты. На этом жизненный путь первого шведского танка закончился.
История грустная, но с вполне ожидаемым финалом. Как показали испытания, французская машина попросту не подходила для местного ТВД. В дальнейшем французы еще раз пытались зайти на шведский рынок военной техники, результатом стала закупка Renault NC-27. Но и этот танк не пришелся ко двору. Зато после его покупки шведские военные окончательно решили, что нужно делать свой собственный танк, или, как минимум, под собственный заказ. В последний раз французы попытали счастье с AMX-13, уже после войны. Но и эта машина оказалась не у дел, поскольку не подошла к условиям местных ТВД. Одним словом, что такое не везет, и как с этим бороться.
Список источников:
-
-
- digitaltmuseum.se
- Архив Карла Бломстера
- www.sphf.se
- www.ointres.se/strv_renault.htm
-