Юрий Пашолок. Дырявый английский танк-истребитель с финским происхождением
То, что советские и американские танки, а также самоходные артиллерийские установки, после окончания Второй мировой войны служили еще несколько десятилетий, секретом не является. Как и то, что значительная масса этой техники далее отправилась на экспорт. Между тем, от «неликвида» активно избавлялись в целом ряде стран. В том числе подобным занимались и англичане, у которых наблюдался острый переизбыток бронетанковой техники.
К концу Второй мировой войны самым массовым английским крейсерским танком оставался Cromwell. Эти танки уже в 1944 году выглядели несколько устаревшими, тем не менее, служба у них оказалась долгой. В английской армии они служили до 50-х годов, в других армиях мира значительно дольше. При этом часть танков переделали, превратив их в танки-истребители FV 4101 Charioteer. Один такой танк есть в экспозиции Музея Техники Вадима Задорожного, демонстрируется он в состоянии «как есть».
Появление Charioteer было продиктовано желанием хотя бы немного продлить срок службы «Кромвелей», которые к началу 50-х годов выглядели безнадежно устаревшими. По эффективности они уступали Т-34-85, не говоря уже о тех танках, которые появились позже. Поэтому появилась идея сделать что-то вроде Sherman VC, но на новом уровне.
Основная масса Charioteer переделывалась из Cromwell с корпусами типа F, при этом шасси проходило весьма приличный объем доработок. Ходовая часть усиливалась, ставился новый, более широкий трак, по конструкции аналогичный тому, которые получали Cromwell VII. Подобно Comet IA, выхлопная система переделывалась. Неудачная система с выхлопом через верхнюю решетку заменялась на выхлопные патрубки, выведенные через кормовой лист корпуса. От места помощника механика-водителя отказывались, заваривая установку курсового пулемета. Иронично, что в своё время именно эта установка стала главным препятствием для установки ВЛД Comet под рациональным углом.
Поскольку башня Cromwell не годилась для установки ничего крупнее 75-мм орудия QF Mk.V, ее заменяли на полностью новую конструкцию. Новая башня была сварной, но уровень броневой защиты не вырос, поскольку имелся жесткий лимит по массе. Фактически FV 4101 Charioteer являлся самоходкой. Танк-истребитель получал 20-фунтовую (84-мм) танковую пушку, такую же, как на Centurion Mk.3. Это было довольно мощное орудие, правда, по мере появления Т-54 и других танков нового поколения эффективность Charioteer, как противотанкового средства, неуклонно снижалась.
Изначально Robinson & Kershaw Ltd получила заказ на 630 Charioteer, но реально изготовили меньше. Пока что с финальной цифрой не определились, то ли 200, то ли 442 штуки. Зато известно, что уже в 1954 году первые танки продали Иордании. От них постарались быстро избавиться, поскольку уже имелось необходимое число Centurion.
Из этого числа 38 Charioteer досталось Финляндии, где они служили до конца 70-х годов. Добрая половина финских танков-истребителей дожила до наших дней, причем большинство из них уже покинула территорию Финляндии. Причина проста: Charioteer является базой для переделок обратно в Cromwell. При этом часть реставраторов не парится и даже не переделывает ходовую часть. В Иорданию и вовсе продали Charioteer, на который нахлобучили башню Cromwell, без переделки погона. Так что поголовье Charioteer постепенно снижается. Их немало есть в Ливане, но оттуда доставать менее спокойно.
В России известно как минимум два Charioteer, которые сохранились, как есть. Один из них находится в Музее Техники Вадима Задорожного. Определить финское происхождение несложно: на правом борту корпуса есть приварка с регистрационным номером который четко говорит о происхождении. Машина прибыла со стрельбища, где по ней вели огонь из противотанковых гранатометов. Поэтому она больше похожа на решето. Принципиально, заделать дырки можно, но вообще сейчас и так нормально. В текущем виде машина привлекает больше внимания.
источник: https://dzen.ru/b/ZmlyM00LkAsztodX