Рассказ о танковом двигателе Bedford Twin-Six, созданном Bedford и Vauxhall для пехотного танка Churchill
Кризис, который случился в английском танкостроении задолго до начала Второй мировой войны, был комплексным. То, что танки не получились, это еще полбеды. Ничуть не менее важным моментом стало то, что кризис наблюдался по целому ряду направлений. Касалось это и моторостроения, а хороший двигатель — это если не полдела, то как минимум очень важный пункт на пути создания танка. Особенно если это не какой-то легкий танк на коммерческих агрегатах, а серьёзная боевая машина среднего, а то и тяжелого, классов. В этом смысле В-2 был для нашего моторостроения очень важной вехой. Многим танкостроительным державам на этом поприще пришлось приспосабливаться.
Так сложилось, что английская промышленность, гораздо более продвинутая на ниве моторостроения, так и не смогла создать ничего похожего на В-2. Большинство английских танковых моторов времен Второй мировой войны являлись адаптацией авиационных двигателей. Нет, специальные двигатели строили, но получились они, мягко говоря, еще теми часами с кукушкой. Самый большой успех на этом поприще принадлежит английским автомобилестроителям. Им оказался оппозитный 12-цилиндровый двигатель Bedford Twin-Six, который использовался на пехотном танке Churchill.
С английскими пехотными танками так получилось, что на них использовались автомобильные моторы, в одиночном, либо спаренном исполнении. Как правило, речь шла об автобусных моторах, сначала AEC, а затем Leyland. Кстати, и дизельный мотор General Motors (на самом деле Detroit Diesel) 6004, который в 1941 году прописался на танках Valentine, также исходно автобусный. На этом фоне двигатель, который в 1940 году разработали совместно Bedford и Vauxhall, имел существенное отличие. Он не являлся адаптацией уже имеющегося автомобильного двигателя.
Необходимость разработки мотора появилась не сразу. Дело в том, что изначально пехотный танк A20, который должны были выпускать на Harland & Wolff, ставился двигатель Henry Meadows D.A.V.. Мотор крайне примечательный — оппозитный, специальной разработки, даже плюс-минус работал. Правда, всплыли проблемы с тепловым режимом, но это скорее вопросы к создателям танка Covenanter. Также мотор ожидали от Harland & Wolff, но там его создать не смогли. А вот на Bedford, которая действовала в связке с Vauxhall, свою силовую установку создали за 89 дней. Этот мотор успел прописаться на A20 до того, как от этого танка отказались.
Существует миф относительно того, что мотор именовавшийся как Bedford Twin-Six (именно так, официально, он прописан в руководстве на Churchill), являлся спаркой грузовых двигателей. Тех, кто продолжает распространять данную теорию, хотелось бы спросить — а они покажут грузовик Bedford с таким мотором? Даже у General Motors, чьей дочерней компанией являлась Bedford, таких бензиновых 6-цилиндровых моторов (а суммарный объем у него 21,2 литр, то есть больше 10 литров на «половинку») не водилось. А еще советую, для начала, посмотреть, как выглядели грузовые моторы Bedford. Узнаете много нового.
На самом деле автомобильного в Bedford Twin-Six было не так много. Существовало задание, согласно которому требовалось создать оппозитный мотор мощностью 350 лошадиных сил. Связано это было с тем, что у A20 корпус был невысоким (в связи с огромным клиренсом, достигавшим 70 см. А уже остальное — исключительно головная боль разработчиков. В Военном Министерстве вообще хотели дизель, поскольку он был более экономичным. Но тут уже либо шашечки, либо поехать. Грузовое подразделение Vauxhall с поставленной задачей справилось, в отличие от остальных.
То, что это ни разу не грузовой двигатель, говорит очень многое. Начиная с того, что головок цилиндров тут 4 штуки, по 2 на сторону. Грузовые моторы Bedford совсем другие. Двигатель получился довольно тяжелым (сухая масса 1514 кг) и большим. Впрочем, главным была высота и мощность, тут Bedford вполне вписалась в требования. Высота мотора, который также указывался как Vauxhall-Bedford, составляла 750 мм, не рекордные показатели, но вполне достаточно, чтобы влезть в МТО A20 и A22. Мотор развивал мощность 350 л.с. при 2200 об/ми.
С автомобильными моторами Bedford Twin-Six роднило то, что он, аналогично немецким танковым двигателям, потреблял обычный автомобильный бензин. Тем самым заметно упрощался вопрос обеспечения топливом. Естественно, кушал этот двигатель очень прилично. В ходе испытаний Churchill III на НИБТ Полигоне в Кубинке выяснилось, что на 100 километров танк потреблял 325 литров бензина. На по проселку получалось 482 литра. Впрочем, всё относительно. Бензиновый мотор Chrysler A57 Multibank, который стоял на Medium Tank M4A4, кушал 309 и 530 литров бензина соответственно. При том, что между этими танками почти 10 тонн разницы по массе.
Самое главное заключалось в том, что это был, во-первых, нормально работающий двигатель, что у англичан нечастое явление. А во-вторых, этот мотор мог выпускаться в больших количествах. Причем танк, который на него ставился, в итоге также ушел Bedford/Vauxhall. Речь идет о пехотном танке A22, он же Infantry Tank Mk.IV, он же, с сентября 1941 года, Churchill. Конечно, поначалу этот танк попил у английских военных немало крови, но уже во второй половине 1942 года его довели до кондиции, после чего началась активная боевая карьера. И она оказалась вполне успешной.
Самое интересное в том, что Bedford Twin-Six оказался единственным английским мотором, который продержался в одном танке, что называется, от звонка до звонка. Естественно, мы говорим о тех танках, что активно воевали (тут грустно улыбнулся Covenanter)/ Для того, чтобы тот же Cavalier поехал, пришлось ставить в него другой мотор, результатом стало появление Cromwell. А Churchill продержался на том же моторе с 1941 по 1945 годы. Еще и пытались в Black Prince его впихнуть, но это был уже перебор.
Безусловно, разработанный инженерами Bedford и Vauxhall не был какой-то технической революцией. Но на фоне того, что обычно получалось со специальными танковыми моторами английского производства, Bedford Twin-Six оказался настоящим событием. Можно сказать, что это рабочая лошадка, примерно как и танк, на который он ставился. Не выдающийся, но вполне добротный.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Архив автора
источник: https://dzen.ru/a/Z1HyQ-iDI2g3ubRr