История 75 mm Gun Motor Carriage, американского полугусеничного истребителя танков, умудрившегося провоевать от начала и до конца Второй мировой войны
Еще во второй половине 30-х годов американская армия впервые обратилась к теме специализированных боевых машин — истребителей танков. Базировались они на танковых шасси и предполагали равную, с базовой машиной, подвижность. Во многом это оказалось связано с тем, что боевые возможности легких танков, на тот момент основы американских бронетанковых сил, были ограничены. По ряду причин эти танки имели исключительно пулеметное вооружение. По этой причине появилась идея боевой машины, которая сопровождала бы колонны легких танков и поддерживала их огнем. САУ разрабатывалось 2 типа. Первый, на базе Light Tank M2A1, создавался для пехоты, он вооружался 47-мм полуавтоматической пушкой Browning с магазинным питанием. Второй тип, на базе Combat Car M1, создавался для кавалерии. Данная машина, известная как 75 mm Howitzer Motor Carriage T3, вооружалась 75-мм гаубицей. Она предназначалась для поддержки огнем прямой наводкой. Впрочем, оба типа САУ, по разным причинам, так и не вышли за стадию опытных образцов. В том числе и потому, что имевшиеся шасси не особо подходили под требуемые задачи.
Новая волна активности по американским истребителям танков началась в 1940 году. На сей раз речь шла о механизации противотанковой артиллерии, причем теперь идея заключалась в использовании не танковой базы. Причина прозаична — подходящей базы попросту не было. Поначалу речь шла о механизации 37-мм противотанковой пушки M3, но уже первый истребитель танков, который запустили в разработку, имел гусеничную базу и гораздо более мощное орудие. Речь идет о 3-inch Gun Motor Carriage T1, разработка которого была утверждена Комитетом по Вооружениям в декабре 1940 года. Данная боевая машина получалась вооружение в виде 76-мм зенитного орудия T9, а базировалась на шасси скоростного трактора Cletrac. Получался быстрый «самоходный лафет» с вооружением, которое с лихвой перекрывало требования Истребительного Командования по мощи орудия. Правда, работы по машине начали затягиваться, а война уже шла. Пока США находились в нейтралитете, но вступление в войну являлось вопросом времени. В результате еще с начала 1941 года начались эксперименты с орудиями поменьше и другими базами.
Отсутствие подходящей гусеничной базы для американских истребителей танков заставило обратить внимание на другие шасси. Одним из вариантов решения проблемы стало использование полугусеничных бронетранспортеров семейства Half-track M3. По иронии судьбы, американцы смогли «приручить» резинотканевую гусеничную ленту по типу конструкции Адольфа Кегресса тогда, когда сами французы махнули на нее рукой. Полугусеничные машины семейства M2/M3 получились очень удачными, это и подтолкнуло к идее создания истребителя танков на данной базе. 25 июня 1941 года на Абердинском полигоне прошло совещание, которое стало отправной точкой в данной истории. Было решено создавать истребитель танков путем установки 75-мм орудия M1897A4 на шасси БТР M3. Изначально машину обозначили как 75 mm Gun Motor Carriage T12, а 21 ноября 1941 года ее стандартизировали как 75 mm Gun Motor Carriage M3. Это был первый американский истребитель танков, принявший участие в боевых действиях.
История GMC M3 сама по себе уникальна для американской военной промышленности. Обычно между принятием решения о разработке и запуском в серию проходит минимум полгода, из них минимум месяц-два проходят полигонные и войсковые испытания. Здесь же ситуация была иной. Уже 16 июля 1941 года, до финализации GMC T12, отдали команду на выпуск 36 машин установочной партии. Уже в августе первые машины данного типа отправились на маневры, а заказ увеличили до 86 машин. Параллельно шли полигонные испытания, которые выявили не только достоинства, но и недостатки. Помимо недостаточного экипажа (4 человек оказалось мало), претензии возникли к защите расчета орудия. Штатный орудийный щит защищал только локально и только спереди, с боков расчет был уязвим. По этой причине начались работы по улучшению конструкции машины.
Работы по улучшению машины начались в октябре 1941 года. К 20 октября на Абердинском полигоне подготовили улучшенную версию САУ, с большим орудийным щитом, который защищал расчет не только спереди, но и с боков. Другой вопрос, что это был даже не щит, а большая неподвижная бронировка. Получилась она слишком громоздкой, да еще и силуэт машины стал больше. Поэтому последовала команда щит переделать. К 10 ноября был готов второй вариант орудийного щита, пониженный. Но и он оказался не особо удачным, потоку что теперь расчет не был защищен спереди-сверху. В результате 29 ноября 1941 года, уже после стандартизации GMC M3, на свет появился третий, окончательный вариант орудийного щита. Его сделали подвижным, при этом он лучше всего защищал расчет от пуль и осколков. В таком виде GMC M3 и запустили в серийное производство, в дальнейшем ранее выпущенные машины модернизировали аналогичным образом.
На этом переделки, по сравнению с GMC T12, не закончились. Для начала, экипаж был увеличен до 5 человек, пятым стал командир машины. Далее, по итогам эксплуатации приняли решение убрать тумбу крупнокалиберного пулемета. Она сильно мешала работе с кормовой укладкой. Одновременно переработке подверглись кормовые снарядные укладки, их сделали более удобными для работы. Боезапас при этом остался тем же. На кормовом листе корпуса появилось два массивных ящика для принадлежностей. Одним словом, серийная машина, по сравнению с GMC T12, изменилась не сильно.
В серию GMC M3 пошли с февраля 1942 года. К тому моменту уже вовсю шли работы по «полноценному» истребителю танков GMC T35 на шасси Medium Tank M4A2. По большому счету, GMC M3 являлась скорее промежуточным решением, но Департамент Вооружений и Истребительное Командование решили не рисковать. Лучше иметь такой истребитель танков, чем вообще никакого, а война для США уже началась. Да и, будем откровенными, GMC M3 получилась далеко не самой плохой боевой машиной. Конечно, высота 2500 мм была отнюдь не преимуществом, но всё относительно. Немецкие истребители танков семейства Marder имели аналогичную высоту, уж если вспоминать прямого одноклассника, 7,62 cm F.K. (r) auf gepanzerter Selbstfahrlafette, то там высота оказалась чуть больше 3 метров. По подвижности GMC M3 превосходила всех одноклассников, да и боекомплект выглядел вполне достаточным. Конечно, 75-мм орудие M897A4 выглядело похуже той же 7,5 cm Pak 40, но для борьбы со средними танками вполне годилось. И не только для этого. Всё же полевое орудие. В июле 1942 года была также утверждена версия GMC M3A1, отличавшаяся доработанным лафетом M5. Благодаря ему углы горизонтальной наводки выросли до 42 градусов.
С орудием M1897A4 связана еще одна попытка модернизации GMC M3. Дело в том, что в начале 1943 года объемы данных систем стали подходить к концу. С нуля их не производили, да и какой смысл выпускать пушку времен еще Первой мировой войны, даже на новом лафете. Между тем, имелся прямой аналог этого орудия — 75-мм танковая пушка M3. Возникла логичная идея установить данное орудие на шасси GMC M3. Так на свет появилась практически такая же САУ, получившая обозначение GMC T73. Внешне почти то же самое, разница была очевидной только с казенной части орудия, получившего индекс T15. Испытания проходили более-менее успешно, после переделок предполагалось запустить GMC T73 в серию, но этого не случилось. Во-первых, в серии уже имелась GMC M10, явно более подходящая для нужд Истребительного Командования. Во-вторых, уже имелась информация по применению GMC M3 в Северной Африке. Поэтому в апреле 1943 года выпуск GMC M3 прекратился. Всего было изготовлено 2116 машин данного типа.
Бодрый темп, который был взят Autocar Company, позволил быстро насытить противотанковые дивизионы новыми машинами. Согласно штату противотанковых дивизионов, всего в нем находилось 36 САУ двух типов — GMC M6 на шасси Dodge T214, и GMC M3. В дивизион входило по 3 батареи, в каждой по 12 САУ, из них 4 было GMC M6 и 8 — GMC M3. В дальнейшем число GMC M6 увеличили до 16 штук, но далее случилось усиление. После того, как выяснилось, что GMC M6 мало что может сделать на поле боя, их число сократилось до 4 штук, а GMC M3 нарастили до 36 штук. Надо сказать, что штаты противотанковых дивизионов первое время сильно штормило, связано это оказалось с выводами, которые оперативно делали в ходе боевых действий.
Война для GMC M3 началась в ноябре 1942 года, когда американские войска высадились в Северной Африке. В отличие от GMC M6, чья 37-мм противотанковая пушка оказалась во многом бестолковым орудием, эффекта от 75-мм орудия M1897A4 было куда больше. С переменным успехом машины действовали с конца 1942 года против немецко-итальянской группировки. Уже тогда было понятно, что машина постепенно устаревает, но GMC M10 только начали поступать на вооружение. Кроме того, наивно было бы думать, что дивизионы истребителей танков работали только по прямой специальности. Они вполне работали как полевая артиллерия, и тут GMC M3, у которых орудия имели углы возвышения до 29 градусов, вполне неплохо себя зарекомендовали. Как раз поэтому в начале 1943 года и появились разговоры о GMC T73. Несмотря на все недостатки, Истребительное Командование было вполне довольно машиной.
Судьба GMC M3 решилась 23 марта 1943 года в ходе боев за Эль-Геттар. Ключевую роль в этом сражении сыграли 601-й и 899-й дивизионы истребителей танков. У первого на вооружении находились GMC M6 и GMC M3, у второго — новейшие GMC M10. По итогам сражения, которое стало боевым дебютом GMC M10, дивизион потерял всего 2 машины, при этом 76-мм орудия M7 показали себя эффективным средством борьбы даже с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Что же касается 601-го дивизиона, то его потери составили 21 GMC M3, из них 13 безвозвратно. На фоне GMC M10 полугусеничная машина явно пасовала, и дело не только в менее мощном орудии. Маневренность огня была несравнимо ниже. Фактически этот бой стал для GMC M3 началом конца. Началось стремительное перевооружение на GMC M10, в дальнейшем GMC M3 еще успела повоевать в Сицилии, но далее их убрали с первой линии. Больше того, 1360 ранее выпущенных GMC M3 переделали в бронетранспортеры.
В марте 1944 года GMC M3 перевели в условно стандартизированные машины, а в августе указали как устаревшие. Казалось бы, на этом можно ставить точку, но… На самом деле всё совсем не так просто, как может это показать. Для начала, 170 машин данного типа оказалась в английской армии. Конечно, M10 была явно лучше, но за неимением ничего другого продолжали воевать на том, что есть. Причем в Италии английские GMC M3 продолжали воевать до конца войны. Причин на то несколько. Во-первых, в Италии ТВД был более «щадящим», во-вторых, возможность использовать GMC M3 как самоходную полевую пушку англичане использовали в полной мере. Для гористой Италии не самый плохой угол возвышения орудия был актуален. Некоторое количество машин использовалось французами. Но, самое главное, американцы продолжали использовать GMC M3 до конца войны. Правда, уже не в Европе.
Неожиданно устаревшая САУ оказалась востребована на тихоокеанском ТВД. Казалось бы, зачем там машина, уступающая GMC M10 во всём. Оказывается, не во всём. По мощи осколочно-фугасного снаряда 75-мм орудие было выше, чем 76-мм зенитка, на базе которой сделали систему GMC M10. Кроме того, опять же, углы возвышения. В результате устаревшая машина оказывалась едва ли не более полезной, чем сменивший ее истребитель танков. Да и «Тигров» с «Пантерами» у японцев не наблюдалось.
Итогом стало то, что GMC M3, устаревшая на одном ТВД, оказалась полезной на другом краю света. Она поучаствовала в целом ряде операций. Касалось это и освобождения Филиппин, где одновременно воевали, уже за японцев, трофейные GMC T12. Последней боевой операцией полугусеничного самохода стало сражение за Окинаву. Для машины, которую собрали за несколько недель, почти на коленке, более чем достойный результат. GMC M3 стала не только самой массовым, но и самым удачным полугусеничным истребителем танков. Одним словом, первый блин стал совсем не комом.
Список источников:
- US NARA
- Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presition Press, 2001
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора