Рассказ о самоходной артиллерийской установке ИСУ-122, неоднократной участнице слёта «Моторы Войны»
У техники времен Второй мировой войны после ее окончания была самая разная судьба. Какие-то экземпляры (большинство) быстро сдали в металлолом, поскольку устаревшие боевые машины были не особо интересны. Те же образцы, которые выгладели более-менее современными, продолжали службу. Причем не обязательно, что в своём исходном виде. После войны люди стали более практичными, выжимая из устаревшей техники всё, что можно. Таким образом у нее повышались шансы на выживаемость.
Одним из образцов отечественной военной техники, который имел долгую службу, оказалась самоходная артиллерийская установка ИСУ-122. Тонкость момента в том, что в исходном виде сохранилось всего 8 САУ данного типа, плюс 1 ИСУ-122с. Остальные дожили до наших дней в виде различных спецмашин. Удивляться такому повороту судьбы не стоит. ИСУ-122 стали использовать для подобных целей первой. Теперь же идет обратный процесс, то есть возвращение в исходную конфигурацию. В России уже две таких машины. Одну из них неоднократно можно было видеть на слёте «Моторы Войны».
Впервые о тяжелом истребителе танков заговорили еще в 1941 году. Тогда разговор был о том, чтобы построить такую боевую машину на шасси «истребителя ДОТ-ов» 212. Как вооружение предполагались пушки калибра либо 107, либо 130 мм. Впрочем, тогда дальше разговоров дело не дошло, поскольку базовую машину так и не построили. В дальнейшем о тяжелом истребителе не вспоминали, поскольку было явно не до него. Снова данная тема всплыла весной 1943 года, после появления немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Срочно понадобилась боевая машина, способная бороться с новым немецким зверем.
Единственным имевшимся на тот момент тяжелым орудием, которое подходило на роль «истребителя Тигров», стала 122-мм корпусная пушка А-19. Она была, можно сказать, бедным родственником 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, с которой выпускалась на одном лафете. Для артиллерии РГК более подходящим выбором была МЛ-20, а в случае с А-19 объем выпуска был куда ниже. Ситуация нормальная, в других странах орудия калибра в районе 6 дюймов оказались более востребованными. Но в случае с А-19 сложилась ситуация, когда иного средства поражения тяжелых немецких танков на дальних дистанциях не оказалось. А-19 была способна поражать такие танки на дистанции 2 километра и более.
Иронично, что ИСУ-122, получившая пушку А-19, появилась существенно позже, чем танк, вооруженный орудием с баллистикой той же пушки. Связано это с тем, что осенью 1943 года советские военные захотели более мощное, чем А-19, орудие. Нужно оно было, чтобы бороться с «Фердинандами». Желание справедливое, но не особо перспективное. Дело в том, что разработка более мощных орудий затянулась, возник риск вообще не получить тяжелый истребитель танков. Поэтому в ГКО решили, что лучше иметь синицу в руках. Правильно решение: с более мощными пушками «полировали фонарики» до конца войны, так и не получив более «длинную руку».
Официально ИСУ-122 (Объект 242) приняли на вооружение 12 марта 1944 года. Насколько эти САУ являлись приоритетными, говорит тот факт, что по планам их должны были выпускать в больших, чем ИСУ-152, количествах. Но довольно быстро дело уперлось в недостаточный объем выпуска пушек А-19. Можно сказать, что появление ИСУ-122с, вооруженной самоходной версией 122-мм танкового орудия Д-25, являлась частичным замещением А-19. Конечно, Д-25с имела более высокую скорострельность. Но главным стали лишние 50 пушек в месяц, которые оказались совсем не лишними.
Сама по себе концепция ИСУ-152/ИСУ-122 оказалась очень правильным решением. САУ были максимально унифицированы, что сильно упрощало вопрос производства. Он был крайне острым, особенно с учетом «гуляющего» объема пушек. Так иногда получалось, что А-19 не хватало, поэтому вместо них выпускали ИСУ-152. Так или иначе, было изготовлено 1735 ИСУ-122, что сделало ее самым массовым тяжелым истребителем танков в истории. Естественно, применялись они далеко не как чистые «истребители», но общая направленность была очевидной.
В некотором смысле ИСУ-122 оказалась в тени более массовой ИСУ-152. Хотя на практике ситуация была крайне интересной. В 1944 году частым явлением был перевод ранее сформированных (и успешно повоевавших) гвардейских тяжелых танковых полков, вооруженных тяжелыми танками ИС-2, в тяжелые самоходные артиллерийские полки. И такие Гв.САП-ы получали как раз ИСУ-122. Лишний показатель того, насколько важной была для Красной Армии данная самоходная артиллерийская установка.
Впрочем, после окончания Великой Отечественной войны у ИСУ-122 судьба складывалась не лучшим образом. Как уже говорилось, принятие САУ на вооружение было вынужденным решением, поскольку «длинную руку» помощнее сделать не смогли. А вот после войны ситуация выглядела примерно как с Т-34-85 и СУ-85. Вооружение ИС-2 и ИСУ-122 было равнозначным, но у танка вооружение находилось во вращающейся башне. И если в случае с ИСУ-152 занимаемая ниша выглядела очевидной, то ИСУ-122 оказалась под знаком вопроса.
На этом фоне не стоит удивляться, что в России оригинальных ИСУ-122 сохранилось всего три штуки. Первая, наиболее ранняя и аутентичная, стоит в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ. Вторая весьма подуставшая (и со следами послевоенной модернизации), стоит на отрытой площадке Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Третья, также частично модернизированная, находится в Севастополе, не так давно она была приведена в ходовое состояние. Одну ИСУ-122 занесло в Китай, остальные, не модернизированные, стоят в Польше. Одну из них недавно восстановили до ходового состоянии.
Между тем, в России, помимо севастопольской машины, восстановили до ходового состояния уже три ИСУ-122. Одна из них находится в Музее отечественной военной истории, из всех ходовых ИСУ-122 у нее самая счастливая судьба. В том плане, что машина под крышей, ей серьёзно занимались с точки зрения интерьера, она иногда выходит на парад в музее (обычно он проходит 9 мая). Вторая машина восстановлена мастерской Игоря Франчика «Рембат». Она также неоднократный участник парадов и различных военно-исторических мероприятий.
Появление этих двух машин связано с уже упомянутой послевоенной бережливостью. Время, когда просто так отправляли танки и САУ на иголки, кончилось, тем более Советская Армия нуждалась в спецмашинах, особенно что касалось тяжелых тягачей, необходимых, в том числе, для эвакуации техники. Практика показала, что лучший танковый тягач делается из танка или САУ. Так на свет появился тягач БТТ-1, весьма массовая машина, из ИСУ-122 делался его вариант БТТ-1Т.
Данные тягачи довольно массово сохранились до наших дней в виде железнодорожных тягачей. Несмотря на то, что обычно различают БТТ-1, БТТ-1Т и так далее, на самом деле всё совсем не так просто, как может показаться. Как уже говорилось выше, у ИСУ-122 и ИСУ-152 была максимальная унификация. По этой причине то, какая машина перед вами, может подсказать только серийный номер на лобовой плите рубки, либо на корме корпуса. В результате «каноничный» БТТ-1 из Падиково оказался ИСУ-122 выпуска ноября 1944 года. А САУ, ранее принадлежавшая клубу «Капонир», имеет серийный номер 242-40628, выпущена в июне 1944 года.
У данной САУ довольно бурная судьба. Это даже не БТТ-1, а импровизированный тягач, причем некоторые его переделки повлияли на внешний облик. Например, странно откидывающийся смотровой лючок механика-водителя — это как раз привет авторам тягача. В дальнейшем машину переделали в ИСУ-152, хотя некоторые элементы, которые были присущи исходному тягачу, остались на месте. Например, характерный набор светотехники. Ну а далее удалось поставить 122-мм пушку А-19. Унификация дала свои плоды — требовалось только переставить ствол.
Можно сказать, что это очень большая удача. Дело в том, что сейчас 122-мм пушки А-19 являются большим дефицитом. Они и безо всякой ИСУ-122 стали желанным пунктом в коллекционировании, поэтому очень мало кто решится раздраконивать такое орудие ради самохода. Тем более надо вернуться в реальность и примерно прикинуть, сколько процентов людей знают про ИСУ-122. Про ИСУ-152, который часто ошибочно называют «Зверобоем» (это СУ-152) знают очень многие. Про ИСУ-122 гораздо меньше. Поэтому вопрос целесообразности такой конверсии крайне интересный.
В итоге сложилась ситуация, когда шасси ИСУ-122, причем часть из них ходовые, больше, чем орудий. Выход очень простой — установка орудий МЛ-20с. Понять, что это ИСУ-122, может только специалист, прочитавший серийный номер. Ну а глас народа уже на этом канале проскакивал, и сложно с ним поспорить. Если стоит МЛ-20, то перед нами ИСУ-152. Ну а что серийный номер начинается с 242 (а есть пара и 249), это вообще обычно мало кого волнует.
Ныне данная ИСУ-122 находится во Владивостоке. Тяжелая САУ, как и тяжелый танк — это масса хлопот. В том числе и связанных с транспортировкой, а также хранением. Можно порадоваться за любителей военной техники на Дальнем Востоке. Не всё же должно стоять в Москве и Московской области. Ну и стоит надеяться, что вакантных орудий для восстанавливаемых ИСУ-122 будет больше.
источник: https://dzen.ru/a/Z4ITscpQVTHBNFVn