Работы по нанесению маркировок на немецкую бронетехнику в Музее Техники Вадима Задорожного
Музейная техника часто выглядит однообразно. Одним из способов ее немного «оживить» является нанесение камуфляжа и маркировок. Особенно это актуально для исторической техники. В своё время в Кубинке это сильно помогло разнообразить основную часть павильонов, где вплоть до 90-х годов техника стояла ровно-зеленой. Не стоит обольщаться: ровно такие же монотонные ряды бронетехники были и в других музеях мира. Приведение к аутентичным цветам и нанесению нормальных маркировок началось в 90-е годы, а кое-где еще позже.
В этом году у нашей малярной бригады случилась творческая пауза, которая чрезмерно затянулась. На самом деле было чем заняться, можно сказать, что и не особо простаивали. Без танков всё равно не остались, благо есть, где приложить силы. В том числе и на ниве нанесения маркировок. Одними из объектов работ стали немецкие танки и самоходные артиллерийские установки в Музее Техники Вадима Задорожного. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой репортаж по теме данных работ.
Несмотря на то, что последние лет 10 мы занимаемся советской техникой, «немцы» для нас совсем не чужие. Летом 2005 года, когда покойный Дмитрий Шумаков позвал нас в Кубинку помочь с маркировками, как раз начинали с немецкого ангара. Можно сказать, что работы августа 2023 года стали возвратом к истокам. Почему нет, если предложили помочь с маркировками, не надо отказываться. Тем более что экспонаты интересные.
Если кто вдруг не в курсе, Музей Техники Вадима Задорожного обладает большой коллекцией бронетанковой техники. Значительная ее часть восстановлена в музейной мастерской, касается это как танков, так и самоходных артиллерийских установок. В их числе есть и немецкая бронетанковая техника. Восстанавливаются танки и САУ из фрагментов, найденных на полях сражений. Часть восстановленной техники статичная, другая в ходовом состоянии, она принимает участие в съемках и военно-исторических мероприятиях.
Так сложилось, что подавляющее большинство немецкой бронетехники в музее монотонная. Отчасти это связано с тем, что часть из нее, как уже говорилось выше, снимается в фильмах. А там маркировки временные. Главная проблема в том, что выглядит эта линейка толпой монотонных крокодилов разных оттенков. Не зеленая масса, как в случае с советскими танками, но тоже несколько скучно. Надо сказать, что на некоторых советских танков и САУ уже нанесены маркировки, что их выделяет на фоне остальных. Решение о том, что немцам тоже надо нанести маркировки, появилось постепенно.
Надо сказать, что с немцами ситуация весьма непростая. У нас как-то привыкли к тому, что немецкие танки серые и с крестами. Между тем, даже с базовыми цветами немецких танков всё «весело». Для понимания, менялись они 3 раза — в январе 1943 года, весной 1944 года и в конце 1944 года. А так было аж 5 вариантов базового цвета — матовый зеленый до 1937-38 года, темно-серый с 1938 по январь 1943, темно-желтый с января 1943 по весну 1944 года, второй вариант темно-желтого (с розоватым оттенком) с весны 1944 года, а ближе к концу 1944 года базой стал оливково-зеленый. Немцы тут, кстати, не одиноки: англичане меняли базовые цвета раза 3-4, это не считая «тропические» цвета. Кстати, у немцев на советско-германском фронте покрашенные в «тропические» цвета танки засветились еще в конце 1941 года. Даже если отбросить довоенную «базу», всё весело.
В Музее Техники Вадима Задорожного про подобные веселья с немецкими цветами в курсе. Этим летом в музее шли работы по приведению имеющихся в наличии экспонатов в порядок. Тогда же снова наносились базовые цвета. Касалось это и самоходных артиллерийских установок StuG 40, а также StuG IV. У них такой временной период, что мог быть как ранний, так и поздний вариант базового темно-желтого цвета (Dunkelgelb). Поэтому не стоит удивляться, что оттенок разный. Кстати, ранний Dunkelgelb не имеет номера по каталогу RAL, немецкий орднунг весьма избирателен.
Непосредственно к работам по нанесению маркировок часть нашей бригады приступила в августе. До того были работа по теме маркировок в Музее Т-34, где работает часть команды (как я уже писал выше, у нас есть, чем заниматься). Желающие могут съездить в музей и посмотреть. До нанесения маркировок были предложены варианты, которые дальше утверждал заказчик. Кое-что переиграли уже в ходе нанесения маркировок.
Можно сказать, что существует три варианта исполнения маркировок — максимальная привязка к машине, максимальная привязка к соответствующей модификации танка, а также «красивые». В последнем случае тоже берется определенный прототип, но делается по мотивам. Особенно это актуально в тех случаях, когда у вас почти одинаковые машины, как в случае с музейными StuG 40 Ausf.G. Поэтому одну машину сделали с привязкой, вторую «красивой». Причем даже не знаю, какая получилась лучше. По мне так Erika даже поинтереснее.
Со вторым образцом StuG 40 Ausf.G получилась более интересная история. Уже в ходе работ появилось предложение сделать одну из машин без «балочных» крестов. Подходящий вариант нашелся, причем не немецкий. Об этой машине всё еще идет спор, но часть определяет как венгерскую. Да, у венгров были StuG 40, в 1944 году им передали около 50 штук. Шли они, в том числе, в 7-й дивизион штурмовых орудий. Машину решили делать на Балатон, март 1945 года, причем вместе с номером, нанесенным советской трофейной командой.
С маркировками, надо сказать, нередко требуется компромиссное решение. Естественно, желательно делать максимально аутентично выбранному прототипу. Но бывают такие случаи, когда приходится выбирать между «красотой» и тем, что будет радовать глаз полутора моделистов (которые всё равно будут недовольны). Например, «Эрику» актуальнее было делать на Крым весны 1944 года (исторически), но она, откровенно говоря, «неинтересная». Два креста на борта и один на корму — вот и все маркировки. Но вы в музее, а не у себя на полке с модельками. Посему приходится искать компромиссные решения.
Между тем, есть в линейке и машина, которую сделали максимально похожей на прототип. Речь идет о Pz.Bef.Wg. Ausf.E. Есть снимки с подъема башни, по которым удалось вычислить часть — 1-я танковая дивизия. Причем из-под башенного II02, который нанесли в 1941 году, вылезли более ранние маркировки — 1940 года. Для 1-й танковой дивизии и немцев в целом это норма, у них часто меняли номера, просто закрасив старые. В воде старые номера проявились, такое, кстати, было и с Т-34 из 33-й танковой бригады. У них надписи «За знамя ГКО!» были нанесены на борта до нанесения базовой краски, а в воде проявились.
Еще две «серые» машины, Pz.Kpfw.III Ausf.J и StuG III Ausf.E, довольно точно привязывались к вполне определенным машинам. В случае с танком прототипом послужила машина из 11-й танковой дивизии, воевавшая под Москвой. Немногочисленность StuG III Ausf.E дает немного вариантов для исполнения. Поэтому было решено взять 197-й дивизион штурмовых орудий, который весной 1942 года действовал в Крыму.
Надо сказать, что работать с ранними (1939-42) танками и САУ немецкого производства — это еще то веселье. Для нанесения тактических маркировок у немцев имелись металлические трафареты, через которые их задували краскопультом и дальше подправляли кисточками. Это касалось и эмблем. В нашем случае также делались трафареты, но из бумаги. Приходилось их подгонять под каждую машину, что, естественно, увеличивает время изготовления маркировок. Но зато и результат налицо.
Главная проблема с маркировками ранних машин в том, что у них поверхности очень часто отнюдь не ровные. Лючки, приварки, соединения листов. Отдельный котел в аду приготовлен для тех, кто наносил кресты на стыке двух листов. В случае с некоторыми эмблемами приходится их дорисовывать отдельно. Одним словом, моделизм в масштабе 1:1- это не только самый копийный, но и самый сложный. Неудивительно, что процесс нанесения растягивается на недели.
С другой стороны, получившийся результат радует. Правда, сначала некоторые моделисты стали спрашивать, чего так ярко. Не торопитесь, а то успеете 🙂 Если кто-то не в курсе, то матовая базовая краска, настоящая, поначалу неплохо так блестит. Время лечит. Спустя несколько недель после нанесения маркировок они сами по себе стали не такими яркими. Естественная «сухая кисть» творит чудеса, и безо всяких «пигментов от Хименеса». Можете сами приехать в музей и посмотреть.
Поскольку сезон уже закончился, дальнейшие работы пока приостановлены. Возможно, будет продолжение, уже по технике других стран. Пока у нас есть другие работы, благо есть, куда приложить руки. В любом случае, это не Центральный Музей Вооруженных Сил РФ, по крайней мере на ближайшую перспективу. В ноябре прошлого года нас попросили из помещения (причем «быстро»), не дав взамен ничего (раньше всё же переезд с одного помещения означал, что выделят другой угол). Прямая инициатива В.В. Лукина, зам директора по экспозиционной и выставочной работе. Еле успели раскидать вещи, под угрозой «не вытащите барахло за субботу, в понедельник выкинем». Самое интересное, что помещение, откуда нас выкинули, не используется никак. Точнее, туда позже переселили электриков. По большому счету, банальные разборки между отделами, где мы были просто поводом.
Мы, конечно, какую-то подготовительную работу ведем, в том числе по деталям интерьеров БТ-7, КВ-2 и Т-28. Но, откровенно говоря, есть огромные сомнения в дальнейших перспективах. В начале ноября собрали свои вещи, иначе просто всё сгниет и выйдет из строя. Пока господин Лукин сделал так, что зимой 2022-23 года убирать снег было в музее особо некому. А еще одна птичка напела, что если танками не заниматься, то они будут гнить и разваливаться. Особенно критично это с Т-28 (днище прогнило наполовину), Т-38 (скоро развалится) и СУ-76М (тоже срочно надо заниматься). За год простоя целее они точно не стали. Бегать по инстанциям мы не будем, как и яростно проситься назад. Но машины да, жалко. Как и экспозицию, мы уже поднимали вопрос, что если авиацию не чистить, она развалится. Но если чьи-то личные амбиции стоят выше интересов музея и сохранности экспонатов, мы тут не помощники. Если ряд других мест с более адекватным отношением.
источник: https://dzen.ru/a/ZTZFnDbb3SwD7BkH