Праздничные мероприятия на выставке «Моторы Войны», приуроченные ко Дню Танкиста
Военная техника, особенно историческая, традиционно привлекает множество людей. Особенно это касается бронетанковой техники. Подмечен один интересный момент: как только на любой выставке появляется танк, особенно периода Второй мировой войны, люди забывают об остальных машинах, какими бы они редкими не были. Правда, увидеть их в движении можно нечасто. Обычно это происходит в День Победы, реже на 23 февраля. Еще одной датой, когда раритетную бронетанковую технику можно видеть в движении, является День Танкиста. Отмечают его каждое второе воскресенье сентября, но обычно празднование идет все выходные.
В воскресенье 10 сентября в России отметили 77-й по счету День Танкиста. Как обычно, праздник решили отметить показом бронетанковой техники. В этом году к празднованию Дня Танкиста присоединилась выставка «Моторы Войны». Праздничные мероприятия прошли в субботу 9 сентября, причем с вполне приличным размахом. Они совпали с презентацией очередной, на сей раз бронетанковой новинки «Моторов Войны». Об этом всём пойдет рассказ в данном репортаже.
Само по себе соседство гусеничной и колесной военной техники является вполне обычной вещью. Между ними нередко много общего. Например, на «Моторах Войны» есть танки и машины, имеющие общие силовые установки. Неподалеку от ГАЗ-61, первого советского полноприводного советского командирского автомобиля, стоит Т-60, малый танк, оснащенный почти таким же мотором. Спаренная версия того же мотора использовалась в еще одной гусеничной боевой машине — самоходной артиллерийской установке СУ-76М. Схожую ситуацию можно наблюдать не только на советских машинах. Те же шведы активно использовали моторы с грузовиков на своих танках. То же самое делали американцы, англичане, французы. Одним словом, танки отлично вписываются в общую концепцию выставки.
Танки, естественно, не являются наиболее массовыми экспонатами выставки. Тем не менее, они играют в ней важную роль. Представлена бронетанковая составляющая «Моторов Войны» техникой из военно-исторического клуба «Капонир». В прошлом году на выставке День Танкиста не праздновали. В этот же раз нашелся повод показать новинку. К тому же танкам, как и другой технике, надо иногда ездить. В противном случае придется тратить время и средства на ремонт.
Надо сказать, что старая техника нередко любит капризничать. Даже если используются современные агрегаты, проблемы могут быть теми же самыми, что и у полностью аутентичных машин. В этот раз закапризничал Т-26, самый массовый танк Красной Армии на начало Великой Отечественной войны. Самое интересное, что незадолго до того машину проверяли, она работала. Нет, мотор даже запустился, но ехать на улицу Т-26 отказался. Так что на временную выставку под открытым небом поехала бронетехника военного выпуска.
Поскольку Т-26 закапризничал, первым в путь двинулся Т-60. Этот танк занимает одно из центральных мест в экспозиции, посвященной боям 1941 года. На вооружение он был принят 20 июля 1941 года, еще до того, как на заводе №37 подготовили по нему техническую документацию. В крупную серию Т-60 запустили с октября 1941 года, а полноценный его дебют состоялся в ноябре того же года. Т-60 стали одними из тех, кто прошел по Красной площади в ходе парада 7 ноября 1941 года. Большинство этих танков погибло в боях Великой Отечественной войны. Случилось это и с данным танком, восстановили его из кусков.
Следующим участником праздничных мероприятий стала самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Совсем недавно исполнилось 80 лет с принятия ее на вооружение. Машина стала этапной: летом 1943 года было принято решение отказаться от выпуска легких танков и сосредоточиться на выпуске легких САУ. Это оказалось правильным решением: СУ-76М была очень полезной как самоходная дивизионная пушка, имеющая высокую подвижность. За счет выпуска на трех заводах СУ-76М стала самой массовой САУ в истории. Более 14 тысяч штук — это чуть менее трети от выпуска дивизионных пушек ЗИС-3, которые ставились на данную САУ. Нередко СУ-76М необоснованно ругают, не задумываясь, какая у нее была основная задача.
Не обошлось и без главного танка Красной Армии в годы Великой Отечественной войны — Т-34. Представленный на выставке танк является «сборным», в нем присутствуют элементы Т-34 выпуска 1941 и 1942 годов. Главным было восстановить танк так, чтобы он мог хорошо ездить. Делает это данная машина действительно хорошо. Помимо участия в различных военно-исторических мероприятиях, этот Т-34 отметился и съемками в фильме «Т-34».
Надо сказать, что в случае с Т-34 процесс выхода на открытую площадку каждый раз превращается в непростую задачу. Дело в том, что ворота шире танка всего на несколько сантиметров. Чтобы не снести стены, приходится каждый раз аккуратно маневрировать. Обратно заходить легче, а вот выезжать приходится кормой вперед. Глаз на корме у механика-водителя нет, так что задачка не из простых.
В случае с главной новинкой габариты ворот также играли свою роль. На сей раз речь шла о высоте. В ночь с 4 на 5 сентября прибыл Medium Tank M3A3. Об этой машине позже стоит поговорить отдельно. На поля сражений, именно как танк, он опоздал. Поэтому его переделали в эвакуационную машину M31. В таком виде M3A3 воевали не только в американской, но и в Красной Армии. Но поскольку часть оборудования сгнило, было решено восстановить его исходный облик, то есть снова сделать танком.
Поскольку выходные пришлись на выборы, посетителей пришло немного. Тем не менее, те, кто пришел, вряд ли были разочарованы. Для большей наглядности Т-34 и американский средний танк поставили рядом. Особенно хорошо ощущается разница в высоте. Корпус у Medium Tank M3A3 лишь ненамного ниже общей высоты Т-34.
Одними танками, естественно, дело не ограничилось. На улицу выехала также и колесная техника прежде всего из коллекции проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина. И если бронемашина Д-8 стояла как экспонат выставки под открытым небом, то ГАЗ-67Б, который недавно отметил 80-летие, активно ездил по площадке. За рулем был сам Игорь Шишкин. Также на улицу выехал и Dodge WC-51, который неоднократно участвовал в динамических показах на выставке.
Для «Моторов Войны» это был первый опыт подобного мероприятия. Опыт положительный, в дальнейшем его, скорее всего, будут развивать и дальше. Тем более что есть и другие праздники, например, День военного автомобилиста. Об анонсах грядущих мероприятий можно узнать в соцсетях. Сама выставка работает ежедневно с 10-00 до 21-00, без выходных. Касса работает до 20:30. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2.
источник: https://dzen.ru/a/ZQDJAp4rUVQIjj9K